Частные охранные предприятия могут предоставлять следующие виды услуг:
Об этом говорится в Законе от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1).
Услуги охраны включены в состав лицензируемых видов деятельности (п. 79 ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ). Порядок лицензирования указан в постановлении Правительства РФ от 14 августа 2002 г. № 600.
Получаем лицензию
Фирмы получают лицензию на охранную деятельность сроком на пять лет. В дальнейшем ее можно продлить (п. 3 постановления Правительства РФ от 14 августа 2002 г. № 600). Чтобы получить документ, организация подает заявление в лицензирующий орган – региональное управление МВД РФ. В заявлении необходимо указать наименование, организационно-правовую форму предприятия, место его нахождения, а также вид лицензируемой деятельности. К заявлению нужно приложить копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации и постановке организации на учет в налоговой инспекции.
Кроме того, необходимо представить копию диплома о высшем образовании руководителя охранной организации, а также документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии. Размер этого сбора составляет 300 рублей, а лицензионный сбор за выдачу лицензии равен 1000 рублей (ст. 15 Закона № 128-ФЗ, подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Отметим, что лицензионные сборы не облагаются НДС (подп. 17 п. 2 статьи 149 НК РФ).
Лицензия выдается в течение 60 дней со дня подачи заявления. В бухгалтерском учете расходы на ее получение отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Пример 1
При получении лицензии на охранную деятельность ООО «Сириус» заплатило:
– лицензионный сбор за рассмотрение заявления в размере 300 руб.;
– лицензионный сбор за выдачу лицензии в сумме 1000 руб.
Бухгалтер «Сириуса» сделал проводки:
Дебет 76 Кредит 51
– 300 руб. – перечислен сбор за рассмотрение заявления на выдачу лицензии;
Дебет 76 Кредит 51
– 1000 руб. – уплачен лицензионный сбор за выдачу лицензии;
Дебет 97 Кредит 76
– 1300 руб. (1000 + 300) – затраты на получение лицензии отражены в составе расходов будущих периодов.
Затраты на получение лицензии бухгалтер включает в расходы ежемесячно в течение пяти лет равными долями.
Приобретаем оружие
Охранные фирмы отнесены к организациям с особыми уставными задачами, которым разрешено применять в своей деятельности огнестрельное оружие. Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 (Приложение № 3) утвержден перечень видов вооружения охранников. Правила приобретения, хранения и использования оружия частными охранными предприятиями установлены Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».
Приобрести огнестрельное оружие охранная фирма может только после получения лицензии на каждую единицу оружия в отделениях МВД (ст. 9 Закона № 150-ФЗ). Для этого компания должна подать заявление. В нем указывают сведения о видах оружия, планируемого к приобретению, и о мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Кроме того, охранная фирма обязана представить учредительные и регистрационные документы.
Заявление о выдаче лицензии рассматривают в течение одного месяца со дня его подачи. Лицензия действует в течение шести месяцев со дня выдачи.
После приобретения оружие нужно зарегистрировать в отделениях МВД в течение двух недель. На основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия, охранному предприятию выдается разрешение на хранение и использование этого оружия на срок три года. Через три года разрешение можно продлить. Размер единовременных сборов за выдачу лицензий и разрешений установлен постановлением Правительства РФ от 8 июня 1998 г. № 574.
Стоимость разрешения на хранение и использование оружия предварительно учитывается на счете 97, а затем списывается равными долями на затраты в течение всего срока его действия.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 № 359), оружие относится к основным средствам (код 14 2927000). Его принимают к учету в сумме фактических затрат на приобретение ОС (п. 8 ПБУ 6/01). В связи с тем, что купить огнестрельное оружие без получения лицензии нельзя, расходы, связанные с ее получением, относятся на увеличение первоначальной стоимости приобретенного оружия.
Пример 2
Частное охранное предприятие «Вихрь» приобрело гладкоствольное ружье. Его стоимость составила 12 980 руб., в том числе НДС – 1980 руб. А стоимость лицензии составляет 200 руб. После приобретения ружья ООО «Вихрь» оплатило стоимость разрешения на его хранение и использование на срок три года в размере 500 руб.
Бухгалтер предприятия сделал в учете записи:
Дебет 76 Кредит 51
– 200 руб. – оплачена стоимость лицензии на право приобретения огнестрельного оружия;
Дебет 08 Кредит 76
– 200 руб. – стоимость полученной лицензии включена в первоначальную стоимость ружья;
Дебет 08 Кредит 60
– 11 000 руб. (12 980 – 1980) – учтена стоимость приобретенного ружья без НДС;
Дебет 19 Кредит 60
– 1980 руб. – отражена сумма НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 12 980 руб. – оплачена стоимость ружья;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1980 руб. – принята к вычету сумма НДС;
Дебет 01 Кредит 08
– 11 200 руб. (11 000 + 200) – ружье включено в состав основных средств предприятия;
Дебет 76 Кредит 51
– 500 руб. – оплачена стоимость разрешения на хранение и использование оружия;
Дебет 97 Кредит 76
– 500 рублей – отражено в составе расходов будущих периодов полученное разрешение.
Если стоимость приобретенного оружия не превышает 10 000 рублей, то расходы на его приобретение можно сразу списывать на затраты того периода, в котором оно было передано в эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01).
В налоговом учете оружие стоимостью менее 10 000 рублей не включается в состав амортизируемого имущества (ст. 256 НК РФ). Так же, как и в бухгалтерском учете, произведенные расходы списываются на затраты сразу после ввода в эксплуатацию.
Оружие включено в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно (постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Далее – Постановление № 1).
Использование патронов
Охранные фирмы приобретают патроны на основании установленных норм (п. 20 постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814). Эти нормы указаны в Приложении № 18 к приказу МВД РФ от 22 августа 1992 г. № 292. Покупать патроны взамен уже израсходованных можно лишь с разрешения органов МВД.
Патроны и другие боеприпасы учитываются на счете 10 субсчет «Боеприпасы».
Порядок учета служебных собак
Многие частные охранные организации используют служебных собак. Их относят к специальным средствам. На охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, которые установлены Правительством РФ для органов МВД в статье 14 Закона от 18 апреля 1991 № 1026-1 «О милиции» (ст. 17 Закона № 2487-1).
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, служебные собаки относятся к основным средствам (код 19 0003000). Поэтому в бухгалтерском учете стоимость служебных собак отражают на счете 01 «Основные средства». Для целей расчета налога на прибыль они включены в третью амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования от трех до пяти лет включительно). На это указано в Постановлении № 1.
Затраты на содержание служебных собак полностью включаются в прочие расходы организации, связанные с оказанием охранных услуг. Чтобы избежать недоразумений с налоговой инспекцией, в договоре на охрану лучше прямо указать, что она будет осуществляться с помощью служебных собак.
Пример 3
Частное охранное предприятие «Броня» приобрело служебную собаку. Ее стоимость составила 9440 руб., в том числе НДС – 1440 руб. Так как эта величина меньше 10 000 руб., стоимость собаки полностью списывается на затраты в момент ее постановки на учет.
В бухгалтерском учете были сделаны проводки:
Дебет 60 Кредит 51
– 9440 руб. – оплачена покупка служебной собаки;
Дебет 08 Кредит 60
– 8000 руб. (9440 – 1440) – отражены расходы на покупку собаки;
Дебет 19 Кредит 60
– 1440 руб. – учтена сумма НДС;
Дебет 01 Кредит 08
– 8000 руб. – собака принята к учету в составе основных средств;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1440 руб. – сумма НДС принята к вычету;
Дебет 20 Кредит 01
– 8000 руб. – увеличены затраты.
Охранные услуги
На оказание услуг охранная фирма заключает договор с клиентом в письменной форме. Согласно статье 9 Закона № 2487-1, в договоре должны быть отражены:
Также в договоре должна быть предусмотрена обязанность охранного предприятия предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы. К нему охранники должны приложить уточненный расчет гонорара и своих расходов. Копию отчета охранная фирма оставляет у себя и хранит ее в течение трех лет.
Помимо отчета охранники выписывают акт сдачи-приемки работ и счет-фактуру. Если договор заключен на длительный срок, эти документы охранная фирма должна представлять клиенту ежемесячно.
Н. Рогова, налоговый консультантПример 4
Частная охранная фирма «Витязь» применяет общую систему налогообложения. Компания заключила договоры на оказание охранных услуг с несколькими предприятиями. За январь «Витязь» получил доход в сумме 247 800 руб., в том числе НДС – 37 800 руб. Клиенты расплатились в первых числах февраля.
Расходы охранной фирмы за январь составили 190 000 руб.
В бухгалтерском учете «Витязя» были сделаны следующие записи:
январь 2006 года
Дебет 62 Кредит 90-1
– 247 800 руб. – отражена выручка от оказания услуг по охране за январь;
Дебет 90-2 Кредит 20
– 190 000 руб. – списаны расходы по оказанию охранных услуг;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 37 800 руб. – отражена сумма НДС с выручки от оказания охранных услуг;
Дебет 90-9 Кредит 99
– 20 000 руб. (247 800 – 37 800 – 190 000) – отражена прибыль от оказания охранных услуг;
февраль 2006 года
Дебет 51 Кредит 62
– 247 800 руб. – поступила от клиентов плата за услуги охраны.
Комментарии (0)
Оставить комментарий