Проект закона «Об официальном бухгалтерском учете» Минфин обнародовал на своем официальном сайте. Разработчиками выступили представители Минфина, Минэкономразвития, Аудиторской палаты, Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов и другие. По замыслу авторов, этот закон должен существенно сблизить наши стандарты бухучета с международными и ускорить переход российских предприятий на МСФО.
Новый закон
Надо заметить, что проект существенно отличается от своего устаревшего предшественника. Проект вводит такое понятие, как экономический объект. Под ним будут пониматься все фирмы как коммерческие, так и некоммерческие, а также предприниматели без образования юридического лица, иностранные представительства и т. д.
Пожалуй, самым заметным изменением является отсутствие в проекте статьи «Главный бухгалтер». В действующем законе в ней прописаны правила назначения главбуха, его обязанности. В законопроекте говорится лишь о руководителе экономического субъекта. Следовательно, предполагается, что ответственность за достоверность отчетности будет лежать именно на руководителе фирмы.
Некоторые эксперты считают это обоснованным. Дело в том, что сейчас за правильность бухгалтерской отчетности в равной степени отвечают руководитель и бухгалтер. Но на практике нередки случаи, когда директор вынуждает главбуха проводить операции, не отвечающие требованиям законодательства. В итоге, когда дело доходит до суда, директор всю вину перекладывает на бухгалтера. Законопроект призван исключить такую ситуацию.
Но большая часть экспертов это нововведение связывает с тем, что сейчас гендиректоры являются одновременно и главбухами. К тому же, всю ответственность за формирование учетной политики несет именно директор.
Статья 6 законопроекта распространяет обязанность вести бухгалтерский учет и на предпринимателей без образования юридического лица, а также адвокатов, организующих адвокатские кабинеты.
В действующем законе учетной политике отведено лишь незначительное место. Тогда как в проекте нового все положения, касающиеся данного вопроса, выделены в отдельную статью «Учетная политика экономического объекта». Кроме того, проект добавляет две статьи, посвященные проблемам, которые в старом законе не рассматриваются, – это особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации или ликвидации фирм.
Устанавливая обязательные реквизиты для регистров бухгалтерского учета, проект закона умалчивает об использовании унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом. То есть фирмы могут сами решать: применять им узаконенные формы или разрабатывать свои.
Еще одно новое понятие введено для бухгалтеров – национальные стандарты финансовой отчетности. Под ними подразумевается не что иное, как правила ведения бухучета в разных отраслях экономики.
Согласно законопроекту, их разработкой займутся «органы негосударственного регулирования», а утверждать стандарты будет Минфин. По поводу данной обязанности эксперты высказываются двояко.
Одни считают, что передача разработки норм саморегулируемым организациям позволит избежать ошибок прошлого. Ведь Положения бухгалтерского учета, разработанные Минфином единолично, за закрытыми дверями, получились труднодоступными для понимания. А другие полагают, что возникает опасность появления совсем разных стандартов, разработанных множеством саморегулируемых организаций.
Кроме проекта закона «Об официальном бухгалтерском учете» Минфин обнародовал проект изменений в ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».
Мнения практиков
Опубликовав этот проект, Минфин призвал бухгалтерское сообщество принять активное участие в обсуждении закона. В свою очередь редакция нашего журнала тоже обратилась к главным бухгалтерам и поинтересовалась их мнениями о законопроекте.
Елена Землянова, бухгалтер ООО «Дальмор», г. Нижний Новгород:
– Я прежде всего обратила внимание на отсутствие статьи о главном бухгалтере. Нас вычеркнули «из истории»? А тут еще услышала выступление Бакаева. Он сказал, что подпись главбуха исчезнет с банковской карточки и порядок подписания документов будет регулироваться внутренними инструкциями компании. С одной стороны, хорошо: часть ответственности с меня снимется, но с другой – после таких нововведений о многих финансовых операциях я буду узнавать последней. И еще. Недоумеваю по поводу статьи 26 «Внутренний контроль бухгалтерской (финансовой) отчетности». Это что, в каждой организации вдобавок к бухгалтерии должна быть внутренняя аудиторская служба, которая станет нас контролировать? Непонятно.
Александр Анищенко, главный бухгалтер ООО «Ирида», г. Москва:
– Прочитал я предложенный нам закон. И первое, что хочу сказать: проект сырой и очень похож на отписку. Ведь в Концепции развития бухучета на конец 2005 года была запланирована разработка законопроекта. Вот Минфин и отчитался. В глаза бросаются изобилие общих фраз и отсутствие конкретики. Много внимания уделено правилам разработки и утверждения национальных стандартов. Обязанность подготовить их возложена на саморегулируемые организации. Возникает вопрос: когда они появятся? В общем, к очередному творчеству Минфина я отнесся скептически.
Татьяна Саушкина, главный бухгалтер ОАО «АФТ», г. Санкт-Петербург:
– Честно говоря, на законопроект я возлагала большие надежды. Думала, что он исправит все недочеты и противоречия действующего закона. Но на самом деле получилось, как всегда: в одной статье неясные моменты растолкованы, а в других их возникло еще больше. Например, статья, посвященная отчетным периодам и отчетным датам, осталась за пределами моего понимания. А отказ от унифицированных форм первичной документации выглядит сомнительно. Очень трудно поверить в то, что организациям разрешат самостоятельно разрабатывать удобные для них формы «первички».О. Горшенина, эксперт ПБ
Комментарии (0)
Оставить комментарий