В каждой фирме хранится огромное количество документов. Это хозяйственные договоры, кадровые приказы и личные карточки, бухгалтерская и налоговая отчетность, письма, доверенности и т. д. Рассмотрим восстановление наиболее распространенных документов.
Обратитесь к партнеру
Договор – это документ, подтверждающий, что между организациями (индивидуальными предпринимателями, гражданами) существуют определенные соглашения. Договором закрепляются взаимные права и обязанности. В случае возникновения спорных вопросов с контрагентом, обращаются к положениям именно этого документа. Что же будет, если какой-либо договор потеряется?
В этом случае большое значение приобретет характер отношений с данным партнером. Если он надежен и не оспаривает, что контракт существовал, то проще всего оформить дубликат.
Многие фирмы, попавшие в подобную ситуацию, просто распечатывают второй экземпляр договора и подписывают его вновь. Отметим, что этот подход не совсем правилен. При желании контрагент может оспорить подобный документ в суде. В основу его доводов будут положены результаты экспертизы, которая покажет, что сам документ, подписи и оттиски печатей на нем были сделаны гораздо позже, чем свидетельствует дата на договоре. То есть бумага составлена «задним числом». Второй (первоначальный) экземпляр договора, все это время находившийся у партнера, может так и не появиться в процессе разбирательства.
Поэтому более рациональным является следующее решение. В одном из верхних углов второго экземпляра договора ставится отметка «дубликат». На обратной стороне документа делается запись, когда и в связи с чем этот дубликат составлен. Как сам договор, так и запись на его обороте скрепляются подписями и печатями партнеров. К дубликату можно приложить ксерокопию первоначального варианта.
В качестве альтернативы описанному выше способу можно предложить заверить ксерокопию сохранившегося экземпляра договора у нотариуса. Нотариально удостоверенная копия приравнивается к оригиналу. А значит, проблемы будут исключены.
Рассчитывайте на себя
Более запутанная ситуация возникает, если утерян договор с контрагентом, отношения с которым нельзя назвать хорошими. Такой партнер вряд ли предоставит вам свой экземпляр договора. Он даже может заявить, что договора не было вовсе.
Как вариант, копии документа (а вероятно, и оригинал) можно взять в других местах. Например, если договор требовал государственной регистрации (как при купле-продаже или долгосрочной аренде недвижимости), то третий подлинный экземпляр договора будет находиться в регистрационной палате. Вполне вероятно, что в связи с принятием закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...» фирма представила копию договора (возможно, нотариально удостоверенную) в банк и т. д.
Если ни оригинала, ни копий договоров у третьих лиц нет, то можно попробовать составить дубликат контракта самому. Для этого необходимо также распечатать вторую копию договора с отметкой «дубликат» и сведениями о дате и причине его составления. Дубликат подписывается только одной стороной. При этом на обратной стороне дубликата необходимо сделать ссылку на иные документы, которые могут подтверждать наличие хозяйственных связей между партнерами (счета, платежки, накладные, акты и т. д.).
Отдельным аргументом в пользу существования договора может стать перекрестная ссылка на его реквизиты в других документах. Например, если в акте приема-передачи услуг отмечено, что услуги оказывались в соответствии с договором № 457 от 12 декабря 2005 г., то вполне логично будет предположить, что договор с таким номером и датой составления действительно существовал. Однако следует помнить, что в случае возникновения спора с партнером либо налоговой инспекцией, вопрос скорее всего будет решаться в суде. А значит, дубликат, на котором стоит только одна подпись и печать, может быть с равным успехом как положен в основу положительного решения, так и проигнорирован. Например, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 18 ноября 2003 г. по делу № А21-148/03-С1 ранее вынесенные судебные акты были отменены, а дело отправлено на новое рассмотрение именно из-за дубликатов представленных документов.
Потеряли кассу
Утеря кассовых документов может повергнуть в шок самого сильного духом работника. Особые проблемы возникают у бухгалтера, если учет велся вручную. В этом случае кассовые документы (приходные и расходные ордера, журнал их учета, кассовую книгу) можно попробовать восстановить на основании следующих бумаг:
Отдельной проблемой в случае потери кассовых документов является отсутствие подписи человека, получившего деньги. Если факт получения денежной суммы не оспаривается, то алгоритм действий такой же, как и в случае утери договора: составляется дубликат «расходника» (со специальной отметкой «дубликат»), который подписывается руководителем, главным бухгалтером, кассиром и лицом, получившим деньги. Если же человек, получивший деньги, отказывается от повторной подписи, либо его невозможно найти (например, уехал за границу), дубликат подпишут работники самой организации. Помогут восстановить истину и другие документы. Например, накладная или счет-фактура.
Можно провести инвентаризацию расчетов с покупателями на основании других первичных бухгалтерских документов. Результаты инвентаризации отражаются в акте инвентаризационных расчетов с покупателями, поставщиками и другими дебиторами (кредиторами) и специальной справке. Для этих бумаг предусмотрены типовые бланки, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998: г. № 88. Это форма № НВ-17 (для акта) и приложение к форме № ИНВ-17 (для справки).
Л. Сальникова, юрист
Комментарии (0)
Оставить комментарий