Прежде всего перед составлением годового отчета следует провести инвентаризацию имущества фирмы. В результате может быть обнаружена недостача или излишек основных средств, финансовых вложений и других активов. Итоги инвентаризации необходимо учесть при составлении годового баланса (подробнее о процедуре инвентаризации мы писали в статье «Как пересчитать имущество», ПБ № 12, 2005, стр. 29). Остановимся на вопросах отражения в учете итогов инвентаризации.
Считаем имущество...
Если по итогам инвентаризации фирма обнаружила «лишнее» имущество, его нужно оприходовать по рыночной стоимости. Для этого надо сделать запись по дебету счетов учета материальных ценностей (01 «Основные средства, 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 50 «Касса» и других) и кредиту счета 91-1 «Прочие доходы». В бухгалтерском учете излишки относят к внереализационным доходам (подп. «а» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п. 8 ПБУ 9/99). Так же поступают и в налоговом учете (п. 20 ст. 250 НК РФ).
Нехватку имущества показывают записью по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счетов, на которых фирма учитывает материальные ценности.
... и долги
В результате инвентаризации может быть выявлена и просроченная задолженность. Налоговый кодекс определяет ее как долг, по которому истек срок исковой давности (п. 2 ст. 266 НК РФ). Последний, в свою очередь, составляет три года (ст. 196 ГК РФ). По истечении трех лет безнадежный долг можно списать с баланса фирмы. Если должны вам, в бухучете отразите эту сумму в прочих расходах. Если должна ваша организация – в прочих доходах.
В налоговом учете списанная кредиторская задолженность будет внереализационным доходом (п. 18 ст. 250 НК РФ). Дебиторская, соответственно, внереализационным расходом (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Если фирма не создавала резерва по сомнительным долгам, просроченную «дебиторку» нужно списать в дебет счета 91-2 «Прочие расходы». Если создавала, – в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Особенно внимательными должны быть компании, которые применяли кассовый метод учета НДС.
Обратите внимание: на расходы можно относить любые безнадежные долги, по которым истек срок исковой давности. При этом неважно, пытался ли кредитор истребовать эти суммы (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2005 г. по делу № Ф04-7029/ 2005 (15574-А70-33)).
Списание дебиторской задолженности в убыток не означает, что она аннулирована. Ее следует держать на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет.
Кредиторскую задолженность с истекшим сроком давности вместе с НДС учитывают по кредиту счета 91-1 «Прочие доходы» как внереализационный доход (п. 8 ПБУ 9/99). Сумму НДС, которая должна была быть перечислена кредитору, следует учесть по дебету счета 91-2 «Прочие расходы».
Чтобы списать просроченную дебиторскую или кредиторскую задолженность, необходимо составить акт инвентаризации расчетов с контрагентами и обосновать необходимость списания в произвольной форме. Кроме того, руководитель должен издать соответствующий приказ. Таковы требования пунктов 77 и 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Для последнего документа установленной формы также не существует. Например, приказ может выглядеть так:
«Подчистим» бухучет
Разумеется, выявленные в результате инвентаризации недочеты – только «вершина айсберга» возможных проблем. Просмотрев учетные записи за весь год, бухгалтер обязательно найдет еще как минимум одну-две помарки. О том, как исправлять ошибки в налоговом учете, мы подробно рассказывали в июльском номере журнала за прошлый год (ПБ № 7, 2005, стр. 50). А сейчас остановимся на том, как внести исправления в бухгалтерский учет.
Подготавливая годовой отчет, бухгалтер может обнаружить ошибку, сделанную раньше 2005 года. В этом случае нужно поступить так. Если в результате ошибки были занижены доходы или завышены расходы, их сумму надо учесть на счете 91 «Прочие доходы и расходы» как прибыль или убыток прошлых лет. Он будет соответственно внереализационным доходом или расходом.
Финальный аккорд
Чтобы завершить работу над годовым балансом, нужно провести его реформацию. То есть списать полученные фирмой за год прибыль или убыток. Проводки по реформации баланса – последние в учете ушедшего года. Их также нужно сделать 31 декабря. Во-первых, надо закрыть счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». На них в течение всего года фирма учитывала финансовые результаты, которые теперь необходимо отнести к нераспределенной прибыли и непокрытому убытку.
Кредитовое или дебетовое сальдо субсчетов 1 – 4 к счету 90 «Продажи» закрывают проводкой в корреспонденции соответственно с дебетом или кредитом счета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж». Когда все проводки будут сделаны, дебетовые и кредитовые обороты субсчетов счета 90 сравняются. Поэтому по состоянию на 1 января 2006 года счет 90 сальдо иметь не будет.
Затем нужно закрыть счет 91 «Прочие доходы и расходы». Процедура аналогична закрытию счета 90 – все остатки по субсчетам нужно списать в дебет или кредит счета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Наконец, надо списать накопившееся за год сальдо счета 99 «Прибыли и убытки». Оно будет кредитовым, если фирма получила прибыль. В случае убытка – дебетовым. Поэтому последнюю бухгалтерскую запись года нужно сделать в корреспонденции соответственно с кредитом или дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Пример
ООО «Тополь» занимается оптовой торговлей. Выручка от продажи товаров в 2005 году составила 4 720 000 руб., в том числе НДС – 720 000 руб. Себестоимость товаров и расходы на их продажу – 2 550 000 руб. Дебетовое сальдо по счету 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» соста- вило 1 450 000 руб. (4 720 000 – 720 000 – – 2 550 000).
31 декабря 2005 года бухгалтер ООО «Тополь» закрыл все субсчета к счету 90:
Дебет 90-1 Кредит 90-9
– 4 720 000 руб. – списана выручка от продажи товаров;
Дебет 90-9 Кредит 90-2
– 2 550 000 руб. – списана себестоимость продаж;
Дебет 90-9 Кредит 90-3
– 720 000 руб. – списан накопленный за год НДС.
В течение 2005 года ООО «Тополь» занималось и непрофильной деятельностью – сдавало в аренду принадлежащий фирме офис. Арендная плата составила 424 800 руб., в том числе НДС – 64 800 руб. Расходы фирмы на содержание сдаваемого в аренду офиса составили за год 240 000 руб.
Чтобы закрыть субсчета к счету 91 «Прочие доходы и расходы», бухгалтер сделал такие записи в учете:
Дебет 91-1 Кредит 91-9
– 424 800 руб. – списаны поступления от арендатора;
Дебет 91-9 Кредит 91-2
– 304 800 руб. – (64 800 + 240 000) – списаны расходы на содержание помещения и НДС;
Дебет 91-9 Кредит 99
– 120 000 руб. (424 800 – 304 800) – показана прибыль от прочих видов деятельности.
Сумма налога на прибыль за 2005 год – 376 800 руб. Поэтому на 31 декабря 2005 года кредитовое сальдо счета 99 составило 1 193 200 руб. (1 450 000 + 120 000 – – 376 800).
Последняя проводка, которую бухгалтер ООО «Тополь» сделал в 2005 году, выглядела так:
Дебет 99 Кредит 84
– 1 193 200 руб. – списана нераспределенная (чистая) прибыль.
совет
Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет–2005»:
«Недостачу ценностей в пределах норм естественной убыли спишите на счета по учету расходов. Сделать это нужно по приказу руководителя фирмы. Сумма недостачи уменьшает налогооблагаемую прибыль. Недостачу сверх норм спишите на тех лиц, которые в ней виновны. Если виновники не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то сумму недостачи включите в состав внереализационных расходов».
совет
Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет–2005»:
«Если дебиторская задолженность возникла после отгрузки товаров, облагаемых НДС, и фирма рассчитывала этот налог “по оплате”, то дополнительно нужно сделать проводку:
Дебет 76 субсчет “Расчеты по неоплаченному НДС” Кредит 68 субсчет “Расчеты по НДС”
– начислен НДС к уплате в бюджет».
документ
31 декабря 2005 г.
ООО «Комета»
Приказ № 84-б
О списании задолженностиОсновываясь на акте инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами от 31 декабря 2005 г., приказываю:
списать дебиторскую задолженность ЗАО «Рассвет» в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей по причине окончания срока исковой давности.
Главному бухгалтеру отразить эту операцию в учете.
Контроль за исполнением приказа возлагаю на себя.
Генеральный директор ООО «Комета» Макеев (Н. А. Макеев)
С приказом ознакомлена:
Главный бухгалтер ООО «Комета» Воронина (Т. В. Воронина)
совет
Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет–2005»:
«Исправляя ошибки по результатам инвентаризации, нужно соблюдать два правила. Во-первых, инвентаризация должна быть закончена до утверждения годовой отчетности акционерами (участниками) и сдачи ее в налоговую инспекцию (то есть до 31 марта). Во-вторых, записи по исправлению ошибок датируются либо датой окончания инвентаризации, либо 31 декабря отчетного года. Изменения в утвержденную и сданную бухгалтерскую отчетность вносить нельзя. В такой ситуации все ошибки исправляют в текущем году».
Д. Попов, эксперт ПБсовет
Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет–2005»:
«Исправить ошибку в бухгалтерском учете можно двумя способами: во-первых, сторнировать все неправильные проводки и записать верные; во-вторых, добавить недостающую запись на сумму, которая отражена в учете неверно».
Комментарии (0)
Оставить комментарий