Об особенностях аудиторского бизнеса в России нам рассказала сотрудница одной из аудиторских фирм Наталья (по понятным причинам попросив не указывать ее фамилию).
Мертвые души
– В статье 4 Закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» сказано, что в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аттестованных аудиторов, – говорит Наталья. – Для крупной аудиторской фирмы с большим количеством клиентов это не проблема, у них гораздо больше аудиторов. А что делать маленьким фирмам, у которых 15–20 клиентов? Они не могут позволить себе содержать требуемое количество «дорогостоящих» специалистов. Ведь зачастую их клиенты – это такие же небольшие предприятия, которые не имеют возможности платить большие деньги за аудит. И маленьким фирмам к формированию штата приходится подходить творчески.
Как правило, у них есть 1–2 аудитора, работающих на постоянной основе. А недостающих набирают со стороны, предлагая «поработать» в их фирме по совместительству. Это вовсе не значит, что «совместители» будут выходить на проверки. Просто у аудиторской фирмы появляется право использовать их аттестаты для получения лицензии. А также их подписи при выдаче аудиторских заключений клиентам.
Причем в таком сотрудничестве могут быть заинтересованы и сами аудиторы. Например, моя бывшая коллега ушла работать из аудиторской фирмы бухгалтером на предприятие. А по закону если аудитор в течение двух календарных лет подряд «не осуществляет аудиторскую деятельность», то его квалификационный аттестат аннулируется (ст. 16 закона «Об аудиторской деятельности»). Так как она не была уверена, что посвятит всю оставшуюся жизнь работе бухгалтером, а повторно сдавать квалификационный экзамен на получение аттестата ей абсолютно не хотелось, то она «устроила» его в маленькую аудиторскую фирмочку.
Это по-нашему! Не надо бояться, что в вашей аудиторской фирме работает мало аттестованных аудиторов. Арифметика здесь простая. Допустим, проверяющая вас фирма имеет одного «полноценного» аудитора и обслуживает 20 клиентов. Фирма покрупнее имеет пять аудиторов и 100 клиентов. Как видите, нагрузка на одного аудитора в обоих случаях одинаковая. А вам не приходится переплачивать за услуги аудиторской компании, которой пришлось бы «отбивать» свои затраты на оплату труда дорогостоящего персонала.
Аттестаты для имиджа
– Да что там «один аудитор». В некоторых проверках вообще могут участвовать только простые специалисты без аттестатов. Их называют «помощники аудитора», – продолжает свой рассказ Наталья. – А сам аудитор только ставит подпись на заключении. Да и он может быть «немножко ненастоящий».
Одна наша клиентка высказывала мне свои претензии по телефону: «Наконец-то сегодня я впервые увидела этого загадочного Михайлова В.И., который подписывает наши заключения. Он пришел к нам на переговоры по вопросу заключения договора на следующий год. Я попыталась переговорить с ним по поводу технологии трансформации нашей отчетности в соответствии с МСФО и была в ужасе! Он же вообще ничего не понимает в бухгалтерии! Как же вы нас проверяете?»
Надо сказать, она была не совсем права. Действительно, Владимир Иванович, коммерческий директор нашей фирмы, свой аттестат получил за «скромную плату» без сдачи квалификационных экзаменов. Но он и не выходил на проверки в составе аудиторской бригады. А проверяли их опытные специалисты, по много лет работавшие бухгалтерами и отлично знающие свое дело.
Это по-нашему! Часто бывает, что руководство аудиторских фирм (владелец, директор, заместитель) покупает себе аудиторский аттестат. Обычно такие аттестаты нужны для престижа и повышения места фирмы в рейтингах, составляемых различными исследовательскими фондами или деловыми изданиями. Ведь при создании рейтингов их составители исходят из таких показателей, как количество аттестованных аудиторов, объем выручки за год и т. д. А если будут приняты поправки в закон об аудиторской деятельности, предписывающие директорам аудиторских компаний в обязательном порядке получать аттестат, то количество «липовых» аттестатов увеличится.
Ученого учить – только портить
– В соответствии с положениями не раз уже упоминавшегося закона об аудиторской деятельности каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации. То есть каждый год «бедные» аудиторы должны прослушать в учебно-методическом центре 40 часов лекций и заплатить за это денежки. Если аудитор самостоятельно оплачивает свое обучение, то, как правило, он добросовестно посещает занятия.
Но часто бывает, что оплату обязательного обучения сотрудников берут на себя аудиторские фирмы. И они иногда приходят к консенсусу с организаторами курсов. Фирмы составляют список сотрудников, которые будут «обучаться», и аккуратно перечисляют деньги за их обучение. Организаторы по окончании курсов выдают «корочки» о повышении квалификации. И овцы сыты, и волки целы, и сотрудники довольны. Правда, некоторым скептикам такая отлаженная система «исполнения» закона не кажется удачной. Моя подруга, главбух одной фирмы, услышав, что я очередной раз «учусь», сказала: «Все у нас в стране не как у людей. Представляю, что за квалификация у наших аудиторов!»
Это по-нашему! «А сама-то ты часто обучаешься на каких-нибудь курсах?» – задала я ей вопрос. Оказалось, что за последний год она посетила один четырехчасовой семинар. И это не мешает ей чувствовать себя опытным бухгалтером. А аудитор постоянно повышает свой уровень знаний непосредственно в процессе работы. Мы же ходим по разным фирмам. Постоянно узнаешь что-то новое: какие-то интересные схемы, особенности учета, необычные бухгалтерские ситуации. Никакие курсы не заменят такую практику.
«Зеленые человечки»
– Однажды в офис позвонила наша клиентка: «Послушайте, кого вы мне прислали?! Это же студенты! Как могут люди, не работавшие ни дня в бухгалтерии, найти у меня, главбуха со стажем, ошибки или посоветовать что-нибудь дельного по налогам?» Действительно, работавшая у нее в данный момент аудиторская бригада состояла из трех студентов пятого курса экономического вуза, работавших у нас на полставки. Это распространенная практика среди аудиторских компаний. Знайте, если проверяющие выглядят подозрительно молодо и в течение десятиминутного разговора с вами ни разу не употребили выражения типа «уровень материальности», «стоимость единичного платежа для данного аннуитета», «трейсинг экспенсов» или «менеджмент леттер», значит, перед вами типичный нью-хаер – молодой неопытный боец аудиторской команды.
Это по-нашему! И не только. На Западе тоже распространено привлечение молодых специалистов для сбора информации и систематизации необходимых данных при проведении аудиторских проверок. Фирмы нанимают студентов последних курсов или тех, кто только что окончил обучение. Как правило, им поручается «бумажная» работа, не требующая глубоких практических знаний, но занимающая много времени. Они работают с различными документами: ведомостями, платежками, выписками, учетными регистрами. Выбирают из них необходимые данные и заносят их в специально разработанные таблицы, которые потом будут анализировать опытные «сеньоры» – аттестованные аудиторы. Особенно много такой «табличной» работы при трансформации отчетности.
Не беспокойтесь, это абсолютно нормальная практика. Для того чтобы собрать и систематизировать данные, практический опыт работы главбухом вовсе не нужен. И если бы этот объем работы выполнял аудитор, проверка обошлась бы вам в копеечку. А так все довольны. Вы экономите на стоимости проверки, аудиторская компания на оплате специалистов, а студенты набираются опыта и так необходимого им стажа работы.
Пугачевой на зависть: автограф за $3000
– В арсенале отечественных аудиторов есть и еще одна оригинальная услуга, которая, как мне кажется, могла появиться только в нашей стране, – продолжает Наталья. – Дело в том, что в соответствии со статьей 111 Налогового кодекса выполнение предприятием «письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных уполномоченными государственными органами или их должностными лицами», освобождает его от ответственности за совершение налогового правонарушения. И иногда некоторым бизнесменам хочется истолковать закон в нужную сторону. Особенно если цена вопроса подобного толкования – сотни тысяч рублей. Таким желающим наша фирма предлагала завизировать нужные им разъяснения в этих самых уполномоченных государственных органах.
Стоило это удовольствие три тысячи «американских рублей». Клиент приносил нам свой запрос и нужный ему ответ («разъяснения»). Через несколько дней он получал их на бланке «государственного органа» за подписью «должностного лица».
Естественно, такие «разъяснения» не должны противоречить законодательству. Просто в законодательстве есть масса моментов, смысл которых нельзя толковать однозначно. Ведь иногда даже разные специалисты из Минфина или ФНС дают противоречащие друг другу разъяснения по одним и тем же вопросам. Особенно если дело касается только что принятых положений законодательства. Этим мы и пользовались.
Это по-нашему! Опять же это выгодно для всех «участников процесса». И для предприятия, и для аудиторов, и для чиновников с «маленьким государственным окладом». Но, разумеется, такие возможности есть далеко не у каждой аудиторской фирмы. Не стоит с такой деликатной просьбой обращаться в мелкие компании или к «большой четверке».
Мистер Твистер для российского банка
Аудиторским компаниям, которые хотят подтверждать отчетность по МСФО, иногда приходится «трудоустраивать» сертифицированных западных специалистов.
Дело в том, что Центробанк в своих Рекомендациях по отбору аудиторских организаций для проведения аудита кредитной организации (приложение 5 к письму от 25 декабря 2003 г. № 181-Т) указывает, что «организациям, проводящим аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, рекомендуется иметь не менее четырех специалистов, обладающих дипломами международно признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций». В результате в штате аудиторских фирм появляется какой-нибудь Джон Смит, скорее всего никогда не пересекавший границы нашей Родины. Зато обладающий дипломом Британской ассоциации присяжных сертифицированных бухгалтеров АССА (Association of Chartered Certified Accountants).
Раньше для многих аудиторских компаний это было единственным разумным выходом. Ведь осилить оплату услуг сертифицированного английского или американского специалиста многим российским фирмам было бы нелегко. Однако сейчас эта тенденция идет на убыль. Потому что теперь получить международный диплом можно и в нашей стране. И не смотря на то, что обучение на этих курсах стоит дорого, они приобретают все большую популярность у бухгалтеров и аудиторов.
Елена РАКОВА
Комментарии (0)
Оставить комментарий