Слово «семинар» происходит от латинского seminarium, что означает «рассадник», а в переносном значении — «школа» или «учебное заведение». На таких занятиях с участниками обсуждают вопросы, возникающие в процессе работы. И лектор, который проводит семинар, должен ответить на все эти вопросы и дать свои комментарии.
От видов глаза разбегаются
Выбрать хороший семинар не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Хотя бы потому, что они бывают самых разных видов. Начнем по-порядку.
Основное отличие — в доступности: существуют закрытые и открытые семинары. Первые, как правило, проводят внутри одной компании. Передавать коллегам знания может как человек со стороны (приглашенный консультант), так и сотрудник организации. Например, главбух сходил на платный семинар, а затем собрал остальных специалистов учета и рассказал им об услышанных новинках в Налоговом кодексе. А вот мероприятие, которое изначально посетил главный бухгалтер, можно назвать открытым. Оно рассчитано на широкую публику, попасть туда несложно, главное — заявить о своем желании организаторам.
Открытые условно разделяют на обычные учебно-консультационные и практические бизнес-семинары. В первом случае вам подробно расскажут о положениях законодательства, проанализируют арбитражную практику, объяснят те или иные спорные моменты. На такие мероприятия принято приглашать самых высококвалифицированных специалистов. Посещение бизнес-курса прежде всего будет полезно новичкам в какой-либо сфере. На занятиях присутствует не больше 10 человек, поэтому бухгалтер, не стесняясь, может задать волнующие его вопросы. Иногда работу строят по принципу школьных уроков: лектор объясняет тему, а потом дает всем коллективное задание, например «собрать» бухгалтерский баланс. Если у вас что-то не получается, вы всегда можете обратиться к преподавателю за помощью, двойку здесь точно не поставят.
Также семинары бывают разнонаправленные (посвящены сразу нескольким темам) и однонаправленные (по одной конкретной проблеме). В последнем случае вам рассказывают, например, только об уплате налога на прибыль или НДС. А вот если смешать эти два вопроса, то получится разнонаправленное занятие.
Кстати, семинары для бухгалтеров могут быть как профильными, так и непрофильными. Про первые говорить много не будем, и так понятно, что они строго посвящены профессиональным вопросам — налоговым, бухгалтерским, даже юридическим. Более интересны, но почему-то менее популярны у специалистов занятия, направленные на улучшение личностных качеств бухгалтера, психологическую поддержку человека. Там вам ничего не расскажут об отчетности, зато научат, как правильно вести себя с руководством, строить отношения с коллективом, продвинуться по карьерной лестнице.
Как рассказала корреспонденту «Московского бухгалтера» менеджер отдела семинаров агентства «Статус» Ольга Малинина, бухгалтеру, конечно, больше подходят профильные, учебно-консультационные семинары:
— Он уже профессионал и хорошо знает, что конкретно ему нужно узнать в данной ситуации. На бизнес-курсы обычно приходят новички или, например, работники без высшего бухгалтерского образования.
Семинары могут длиться как два часа, так и несколько дней. Все зависит от сложности темы и вида занятия. Некоторые стартуют в обед, а к шести уже заканчиваются. На каких-то вам придется сидеть с восьми утра до восьми вечера. Если занятия идут долго, организаторы устраивают обеды, перерывы, чаепития.
Кто меня учит?
Выбор семинара почти полностью зависит от преподавателя, который его ведет. Чем квалифицированнее лектор, тем более полезную информацию он дает. Получить сведения о нем часто можно из программки семинара или в интернете. Хорошие организаторы обязательно подробно расскажут о заслугах, регалиях и практическом опыте преподавателя. Также о статусе лектора можно узнать на различных бухгалтерских форумах: обычно, посетив семинар, бухгалтеры делятся впечатлениями с коллегами.
Наибольшей популярностью у аудитории пользуются преподаватели-практики. Это люди, которые не только знают теорию, но и работают в реальном секторе. Такой лектор может поделиться маленькими хитростями из своего жизненного опыта. Например, как сделать так, чтобы налоговики лишний раз не оштрафовали в какой-либо пикантной ситуации.
Практики дают оперативную информацию. Это почти как репортаж с места событий. Человек занимается тем вопросом, который читает на семинаре, поэтому узнает обо всех изменениях в нем одним из первых. Потом анализирует информацию и выдает бухгалтеру под лучшим соусом.
О том, на что еще обращать внимание, выбирая преподавателя, нам рассказала независимый тренинг-менеджер Татьяна Курдюмова:
— В наших вузах дают шикарное академическое образование, но к нему нужны и практические знания. Понимаете, если бы Ньютон, создав свой знаменитый первый закон, не смог применить его на практике, открытие так бы и осталось теорией. Так же и с лекторами. Они могут знать очень много, но если сейчас не работают в бухгалтерской сфере, то не смогут дать слушателю оперативный толковый совет, который тот без проблем применит на практике.
Не утонем в потоке цен
Говоря о стоимости, сразу предупреждаем: разброс цен довольно большой, начинается он в основном от 1,5 тысячи рублей. Плата зависит от уровня подготовки и известности лектора, количества часов, которое длится занятие, стоимости аренды здания, где проходит семинар, и даже от того, насколько хорош обед.
Занятия высшего класса в хорошо зарекомендовавших себя компаниях могут обойтись и в 30 тысяч рублей. Оно понятно: там опытные, квалифицированные специалисты, а это важно при выборе семинара.
Не очень известные организаторы вряд ли поднимут цену выше 10—12 тысяч рублей. Но не стоит думать, что они чем-то хуже первых. Просто, может, фирма еще молодая. Часто на них даже лекторы читают те же, что и в мегапопулярных компаниях.
Стоимость разнонаправленных семинаров будет на пару тысяч выше, чем однонаправленных. Это потому, что в первой группе часто выступает не один, а несколько специалистов из разных областей. Опять же цена повышается на 3—5 тысяч рублей, если семинар включает в себя практическую и теоретическую части, а не только одну из них.
В ход идут женские хитрости
Существует несколько форм оплаты занятий. Во-первых, перевести деньги в банк на счет обучающей фирмы. Во-вторых, заплатить на месте, во время регистрации.
Но из чьего кармана уйдут купюры? Извечный вопрос, который только портит настроение. Цена за семинары отнюдь не маленькая, а где взять столько денег, если у многих столичных бухгалтеров зарплата 400—500 долларов?
Как сказала главный бухгалтер ООО «Галерея-Ювелир» Наталья Николаева, такие занятия — дело хорошее, но сама она ходит только на бесплатные семинары. «Ну и пусть их ведут инспекторы из ИФНС, пусть они только пересказывают Налоговый кодекс и не дают никаких практических советов, зато денег платить не надо! Нам от фирмы ничего по этой части не перепадает», — с обидой добавила Наталья.
Но некоторым весьма удачно удается «раскошелить» директора. Например, главному бухгалтеру ООО «Диксер Дизайн» Галине Шпилевской:
— Наш шеф — иностранец. Он почему-то считает, что бухгалтерия — дело второстепенное. Говорит, в случае чего всегда можно откупиться взятками. Естественно, никакие семинары он нам не оплачивает. Но однажды все-таки пришлось, когда мы переходили на упрощенку. Наверно, испугался, что я совсем ничего об этом не знаю.
А вот главный бухгалтер ООО Издательского дома «41» Ирина Власова полагает, что лучший способ раскрутить начальника — это привести логические доводы, почему вам необходим тот или иной семинар:
— На нашей фирме это не вопрос. Руководство только приветствует, если сотрудники хотят повысить свой профессиональный уровень.
Главный бухгалтер юридической компании «Вермонт-консалтинг» Ольга Хохлова говорит, что главное — это очень сильно захотеть попасть на занятие. Сразу просыпается задремавшая логика, в голове рождается фонтан идей. Ольга предлагает распечатать интересную информацию о семинаре и найти способ передать ее начальнику. А как это сделать, можно сориентироваться по ситуации, лишь бы только смекалка не подвела.
Бухгалтер салона красоты «Шарм» Елена Акущина считает, что посещать дополнительные занятия не столь важно, достаточно просто быть хорошим специалистом.
— Если ты прекрасно выполняешь все свои обязанности и начальник не видит нужды тебя чему-нибудь учить, значит, можно обойтись и без семинаров, — сказала нам Елена. — Но опять же за хорошую работу шеф вполне может сделать бухгалтеру подарок и отправить его за дополнительным образованием.
В конце концов, попробуйте просто открыто подойти к начальнику и рассказать об интересном семинаре, который пройдет в ближайшие дни. Главное, сумейте достойно объяснить, почему он необходим именно для всей фирмы, а не персонально для вас.
Плюсы и минусы обучения на семинарах
«Плюсы»
- Законы часто меняются. Лекторы на семинарах оперативно разъясняют, как избежать досадных ошибок в текущей работе
- На занятии преподавателю принято задавать все интересующие вопросы по теме, на которые участники всегда получают подробные ответы
- То, что вы побывали на семинаре, с гордостью укажите в резюме и анкете о приеме на работу. Ведь это принято считать дополнительным образованием
- Вы можете прослушать семинар в режиме on-line, иначе говоря — по интернету. Для этого заходите на сайт орга-низаторов, регистрируетесь, читаете лекцию или задаете вопросы. Конечно, доступ вам разрешат только после оплаты семинара. Это можно сделать, перечислив деньги на электронный счет фирмы
«Минусы»
- Быстро — не всегда значит качественно. Так как семинар длится недолго, информацию дают в очень сжатом виде. Вы можете не узнать маленьких нюансов, которые пригодились бы в бухгалтерии
- Из-за большого количества участников и ограниченности занятий по времени вы можете не успеть задать свои вопросы
- Не на все семинары можно попасть. Большинство цен не по плечу бухгалтеру, а иногда даже организации, в которой он работает
- Обычно семинары идут во время рабочего дня. Не факт, что шеф с восторгом отнесется к идее бухгалтера забросить отчетность и весь день не появляться на работе
Юлия Лахметкина
Комментарии (0)
Оставить комментарий