Приведем небольшой пример. Торговая компания заказала рекламный видеоролик. Она должна была решить, где его показывать: в витрине магазина или торговом зале. Выяснилось, что учесть затраты на создание ролика полностью можно только при трансляции видео в витрине. Поэтому в торговом зале рекламный ролик показывать не стали.
Как видим, очень важно точно знать, какие рекламные расходы нормируются, а какие нет. Ведь если фирма изначально учтет нормируемые затраты в фактическом объеме, то налоговая инспекция может привлечь ее к ответственности за неуплату налога на прибыль (ст. 122 НК РФ).
Особенности налогового учета
Расходы на рекламу входят в состав затрат, связанных с производством и реализацией, в качестве прочих (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Перед тем как установить дату признания расходов, бухгалтер должен определить, являются ли они «длящимися». По общему правилу заказчик рекламы может учесть затраты в момент предъявления ему документов, подтверждающих факт оказания рекламной услуги (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Проще говоря, по дате актов выполненных работ, отчетов и иных документов, подтверждающих факт оказания услуг. Однако при этом следует учитывать условия размещения рекламы, указанные в договоре.
Пример 1
ООО «Терция» разместило рекламные плакаты в вагонах метро на три месяца. Сумма расходов составила 30 000 руб. (без НДС). «Терция» перечислила стопроцентный аванс исполнителям 15 февраля 2006 года, плакаты были размещены 1 марта. Предположим, что норматив позволяет признать расходы на рекламу полностью.
В налоговом учете рассматриваемые расходы надо списывать равномерно в течение срока размещения рекламы (п. 1 ст. 272 НК РФ). Стороны договора установили срок в три месяца. Таким образом, ООО «Терция», начиная с марта, ежемесячно уменьшает налоговую базу на 10 000 руб.
Как уже упоминалось выше, рекламные расходы могут быть нормируемыми и ненормируемыми. Принцип их различия прост: те виды рекламных расходов, которые указаны в пункте 4 статьи 246 Налогового кодекса, не нормируются. Перечислены там следующие виды рекламных затрат:
То есть бухгалтер компании учтет эти расходы в сумме фактических затрат. А все остальные затраты (например, на призы, вручаемые победителям конкурсов, розыгрышей, проводимых в рамках массовых рекламных кампаний) нужно признать в налоговом учете в размере 1 процента от выручки.
Обратимся к конкретным рекламным мероприятиям, реализуемым компаниями на практике. Информация о нормировании (или ненормировании) расходов на них представлена в таблице 1.
Рекламное мероприятие | Нормирование в налоговом учете |
Показ рекламного ролика в зале розничного магазина на специально установленном мониторе | Да |
Рекламные аудиообъявления в розничном магазине | Да |
Аудиореклама в метро, наземном транспорте | Да |
Размещение рекламных плакатов в вагонах метро, переходах метро | Да |
Реклама в сети Интернет | Нет |
Распространение рекламных каталогов | Нет |
Размещение рекламы на бортах наземного транспорта | Да |
Рекламные растяжки в городе | Нет |
Почтовая рассылка рекламной информации (письма УФНС по г. Москве от 16 марта 2005 г. № 20-08/16391, от 9 марта 2005 г. № 20-12/14600) | Да |
Раздача рекламных листовок у метро, магазинов | Да |
Раздача пробников, образцов продукции у станций метро | Да |
Дегустация продукции, товаров независимо от места ее проведения | Да |
Раскладка информации почты по почтовым ящикам физических лиц | Да |
Безадресная почтовая доставка (раскладка по почтовым ящикам физических лиц) сотрудниками почты на основании договоров возмездного оказания услуг, заключенных с ФГУП «Почта России» | Да |
Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям конкурсов, проводимых в рамках рекламных кампаний | Да |
Однако вопрос о нормировании необходимо решать исходя из конкретных обстоятельств.
Например, компания приняла участие в выставке. Она провела для посетителей дегустацию своей продукции. Расходы на участие в выставке являются ненормируемыми. Но, по мнению автора, к таким затратам относятся траты непосредственно на участие в выставке (например, аренда площади, аренда стенда, взнос за участие). А расходы на мероприятия, проводимые в рамках выставки, нельзя квалифицировать как «затраты на участие», поэтому они нормируются.
Для того чтобы организация верно рассчитала норматив для признания рекламных расходов в налоговом учете, необходимо правильно определить базис такого расчета – сумму доходов от реализации.
К доходам от реализации в налоговом учете относится выручка от реализации продукции, приобретенных товаров, прочего имущества, работ, услуг, имущественных прав. При этом не имеет значения, в денежной или натуральной форме получена выручка. В ее состав не входят НДС и акцизы. Естественно, вместе с изменением суммы доходов от реализации меняется и размер норматива.
Расчет НДС
Фирма может возместить НДС по ненормируемым расходам в общеустановленном порядке. А вот для нормируемых расходов установлено особое правило: НДС принимается к вычету в размере, соответствующем сумме расходов, признаваемых в налоговом учете (п. 7 ст. 171 НК РФ).
Пример 2
Норматив рекламных расходов в I квартале 2006 года у ЗАО «Бизнес» составил 4860 руб., а по итогам полугодия – 10 360 руб. ЗАО «Бизнес» в I квартале 2006 года в рамках рекламной акции провело розыгрыш автомобиля, стоимость которого составила 212 400 руб., в том числе НДС – 32 400 руб. Приз вручен победителю. Поскольку в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль вся сумма фактических расходов принята быть не может, то и НДС принять к вычету в полной сумме нельзя.
Предположим, что ЗАО «Бизнес» представляет налоговые декларации по НДС поквартально (см. табл. 2). Таким образом, НДС в сумме 30 535,20 руб. (32 400 – (874,80 + 990)) к вычету по итогам двух кварталов не может быть принят.
Таблица 2. Расчет вычета НДС по рекламным расходам ЗАО «Бизнес» Период Расходы на рекламу, признанные в налоговом учете (руб.) Сумма вычета НДС по рекламным расходам (руб.) 1 квартал 4860 874,80
(4860 х 18%)2 квартал 5500
(10360 – 4860)990
(5500 х 18%)
Законодатели расширили состав необлагаемых операций (Закон от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ). Так, с 1 января 2006 года была освобождена от налогообложения передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), которые стоят не дороже 100 рублей.
Налоговые органы и раньше пытались передачу товаров в рекламных целях облагать НДС как безвозмездную (письма Минфина России от 25 ноября 2004 г. № 03-04-11/209, от 16 августа 2005 г. № 03-04-11/ 205). Теперь эта позиция законодательно закреплена. Включив в состав льготируемых операцию по передаче недорогой продукции, законодатель тем самым косвенно указал, что передача иных рекламных товаров НДС облагается.
Пример 3
Вернемся к примеру 2. Для упрощения пренебрегаем нормами статьи 163 Налогового кодекса и допускаем, что налоговым периодом является квартал. Поскольку ЗАО «Бизнес» в I квартале передало призовой автомобиль победителю, то в данном периоде необходимо начислить НДС в сумме 32 400 руб. ((212 400 – 32 400) ! ! 18%).
По общему правилу входной НДС по товарам (работам, услугам), использованным для облагаемых НДС операций, принимается к вычету. Но принять налог к вычету в полной сумме нельзя, поскольку в отношении входного НДС по нормируемым расходам установлена специальная норма (п. 7 ст. 171 НК РФ). ЗАО «Бизнес» в I квартале возместит НДС в сумме 874,80 руб. (см. пример 2).
Такая ситуация влечет негативные налоговые последствия. Но, если в итоге норматив позволяет принять к вычету полную сумму НДС или при передаче, например, рекламных каталогов, расходы на изготовление которых не нормируются, выгода налогоплательщика очевидна.
Пример 4
Компания распространила рекламные каталоги, стоимость единицы которых превышает 100 руб. За их изготовление фирма заплатила 11 800 руб., в том числе НДС – 1800 руб. Компания начисляет НДС со стоимости переданных каталогов – 1800 руб. ((11 800 – 1800) ! ! 18%). Поскольку изготовленные каталоги использованы для облагаемых налогом операций, НДС по услугам изготовления каталогов в размере 1800 руб. может быть принят к вычету при наличии счета-фактуры. Таким образом, по данной операции сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, равна нулю. Но при этом компания, рассчитывая налог на прибыль, учтет сумму начисленного НДС – 1800 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Итак, НДС в бюджет фактически платить не нужно, а база по налогу на прибыль уменьшается на сумму начисленного НДС.
Однако и с дешевыми рекламными товарами не все так просто.
Во-первых, тем налогоплательщикам, которые решат воспользоваться льготой, придется подтвердить, что расходы на создание единицы такого товара не превышают 100 руб. Для этого придется скалькулировать все затраты, связанные с созданием рекламной продукции, а это порой нелегко.
Во-вторых, компания должна будет наладить раздельный учет входного НДС по необлагаемым операциям (п. 4 ст. 170 НК РФ). Делать это нужно для того, чтобы НДС в части необлагаемых операций был отнесен в стоимость товаров (работ, услуг), а по облагаемым – принят к вычету.
Таким образом, налогоплательщику необходимо просчитать, рационально ли применять вновь введенную льготу. К тому же нужно учесть, что, облагая передачу рекламных товаров, налогоплательщик вовсе не остается в накладе (см. пример 4).
Поскольку эта льгота установлена пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса, фирма вправе от нее отказаться. Такая возможность предусмотрена в пункте 5 статьи 149 Налогового кодекса. Для этого компания должна представить в инспекцию заявление в произвольной форме. Документ подается не позднее первого числа налогового периода, с которого фирма намерена отказаться от льготы
Взаимная выгода в рекламе
Валентина Волчкова, независимый консультант по вопросам налогообложения
«Если производственная компания оказывает услуги рекламной фирме, то она может оформить плату за рекламу в виде скидки на собственные услуги. Такой дисконт, по сути, является фактической оплатой. Следовательно, на сумму скидки можно снизить налогооблагаемую прибыль компании, включив ее в прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Конечно, если затраты будут документально подтверждены».
Мария Кузнецова, начальник консультационного отдела аудиторской компании Horwath МКПЦН
Комментарии (0)
Оставить комментарий