Скорее решающим фактором стало то, что творить добро в России не только полезно для очищения души и совести, но и в какой-то степени выгодно для финансовых показателей фирмы.
Сегодня бизнес начал осознавать, что источником делового успеха фирмы являются не только больше деньги и богатые ресурсы, но и социальные инвестиции, которые относятся к сфере нематериального. Спонсорство и благотворительность постепенно становятся одной из составляющих современного бизнеса. Статистика свидетельствует о том, что большинство предпринимателей, которые участвуют в благотворительности, воспринимают это только как акт милосердия. Они помогают, потому что считают это своим долгом, то есть осознают социальную ответственность перед обществом.
Генеральный директор одного деревоперерабатывающего предприятия так объяснил свое стремление помогать нуждающимся: «Качество моей жизни зависит не только от моего личного благосостояния, но и от благосостояния страны в целом. Что толку, если я построю себе шикарный особняк, а его будут окружать нищенские лачуги, куплю себе дорогую иномарку, а какие-нибудь озлобленные соотечественники колеса проткнут или капот поцарапают? Все-таки хочется жить в цивилизованной благоустроенной стране».
Имидж – все
Многие предприниматели используют благотворительность как обязательную составляющую имиджевой политики фирмы. Крупные фирмы и бизнесмены даже создают свои благотворительные фонды. Участие в таких проектах способствует формированию благоприятного мнения о компаниях-благотворителях и росту доверия граждан к их продукции.
Допустим, фирма производит глазированные сырки «Даша». Понятно, что при современном уровне развития технологий и изобилии рынка они не будут принципиально отличаться от десятков других марок глазированных сырков. Но фирма, производящая «Дашу», активно участвует во всякого рода благотворительных акциях, постоянно проводит конкурсы для одаренных детей из глубинки и взяла шефство над детским домом. И вот вы приходите в магазин и видите стикер «Каждый сотый рубль от продажи сырков “Даша” перечисляется Детскому дому Волокаламского района». Естественно, при условии одинакового качества сырковой продукции вам захочется купить именно «Дашу». Этому способствует мысль о том, что своими деньгами вы не только увеличите прибыль «буржуев»-владельцев фирмы «Даша», но и поможете нуждающимся детям.
Или другой пример: в регионе работает химический комбинат, который загрязняет атмосферу своими выбросами. В этом случае активное участие комбината в благотворительной жизни города поможет снизить накал негативных эмоций местных жителей. С этой же целью используют благотворительность крупные нефте- или газодобывающие компании. Вкладывая большие средства в социальные программы, они как бы оправдывают свои сверхдоходы. Если простые граждане увидят, сколько денег тратят владельцы этих компаний на благие дела, то будет меньше недовольных «заевшимися олигархами».
Льготы-привидения
К сожалению, государство практически не стимулирует участие в благотворительности предприятий и граждан. Льготы, которые могут получить благотворители, весьма незначительны. Так, налоговое законодательство не позволяет учитывать средства, израсходованные на благотворительность при расчете налога на прибыль. Реальную льготу по прибыли могут установить только региональные власти – на основании статьи 284 Налогового кодекса. Эта статья позволяет им уменьшить благотворителям ставку той части налога на прибыль, которая зачисляется в региональный бюджет.
НДС, уплаченный со стоимости товаров, которые переданы в благотворительных целях, принять к вычету нельзя. Ведь благотворительные пожертвования этим налогом не облагаются.
Небольшую поблажку Налоговый кодекс делает гражданам-благотворителям. Они могут получить социальный налоговый вычет в сумме оказанной помощи, но не более 25 процентов от годового дохода. Однако на деле данная льгота зачастую оказывается невостребованной, так как воспользоваться ей весьма хлопотно. Чтобы получить социальный вычет, гражданин должен обратиться в налоговую инспекцию с заявлением. К заявлению необходимо приложить налоговую декларацию и еще ряд документов, которые подтверждают перечисление пожертвований. На деле мало кто из благотворителей будет собирать все документы, заполнять декларацию и сдавать все это в налоговую инспекцию для того, чтобы ему вернули 65 рублей подоходного налога с 500 рублей, пожертвованных дому ребенка. Особенно если учесть, что возврат налога на практике осуществляется в течение 4–5 месяцев и для его получения надо открыть счет в Сбербанке.
Благотворительность — не значит затраты
Бухгалтер швейной фабрики, расположенной в Подмосковье, поделилась отличной идеей, как можно провести благотворительную акцию и не понести при этом никаких расходов: «На нашей фабрике организован постоянный сбор средств для подшефного детского дома нашего района. Сотрудники приносят вещи, из которых выросли их дети, или игрушки. А в столовой, возле кассы, мы установили ящик, в который работники могут класть деньги, например мелочь, которую получают на сдачу. Коллектив у нас большой, за квартал набирается достаточно денег и вещей, и мы отвозим все детишкам. Мне даже кажется, что тот факт, что мы сообща делаем благое дело, положительно повлиял на атмосферу внутри коллектива».
Занимаетесь ли вы благотворительностью?
- ДА, это неотъемлемая составляющая PR нашей компании – 7,3%
- ДА, мы считаем своим долгом помогать тем, кто нуждается – 18,98%
- ДА, это способствует созданию взаимовыгодных отношений с властями – 5,84%
- НЕТ, мы платим налоги, а распределять их на социальные нужды – это дело государства – 21,9%
- НЕТ, нет налоговых льгот, но есть «заморочки» в бухучете – 10,22%
- НЕТ, самим бы кто помог – 35,77%
Как видно из опроса, почти 68 процентов фирм по различным причинам не занимается благотворительностью. Большинство фирм, которые оказывают благотворительную помощь, расценивают ее только как акт милосердия и не видят в ней выгоду для своей фирмы. И лишь чуть более 13 процентов респондентов используют благотворительность в стратегических целях компании.
По данным сайта buhgalteria.ru.
Нестандартная реклама
Главный бухгалтер акционерного общества, владеющего хлебопекарней и сетью хлебобулочных магазинов, Ирина Певцова поделилась с нами своим ноу-хау: «Политика нашей фирмы заключается в том, чтобы продавать только свежеиспеченную, буквально горячую продукцию. И то, что нам не удалось реализовать в день выпечки, на следующий день мы раздаем бесплатно пенсионерам и многодетным семьям. Для нас это даже выгодно. Во-первых, освобождается место на складе. Во-вторых, благодаря такому нестандартному ходу наши магазины приобрели известность в городе. А в-третьих, число наших покупателей увеличилось и за счет тех, кому мы помогаем».
Взаимовыгодное сотрудничество с властями
В ряде случаев благотворительные акции организовывают для взаимовыгодного сотрудничества с местными властями. За благотворительную помощь коммерческой фирмы в интересах города или района власти оказывают поддержку (или непротивление) какому-либо бизнес-проекту. Например, строительная фирма хочет получить подряд на реконструкцию здания местного музея. «Очень хорошо, — говорят чиновники, — по условиям тендера вы нам подходите. Нам кажется, что вы очень хорошая фирма. Проведите, пожалуйста, благотворительную раздачу продуктовых наборов ветеранам войны. У нас как раз День Победы на носу».
Или, допустим, бизнесмен задумал построить ресторан в городском парке, который является природоохранной зоной. Помимо стандартной «коррупционной надбавки» чиновники могут предложить поучаствовать будущему ресторатору в совместном благотворительном проекте по созданию сквера возле городской библиотеки или по оборудованию нового реабилитационного отделения в муниципальной детской больнице.
Комментарии (0)
Оставить комментарий