Регистрация добра в пространстве

Регистрация добра в пространстве

09.03.2006   |   0Оставить комментарий
Руководство вашей компании решило создать свой собственный благотворительный фонд. Вы раздосадованы: бухучет поручили вести вам, а это лишняя нагрузка... и удивлены: откуда такая любовь к ближним? Хорошо, если ваши «олигархи» создают фонд для улучшения имиджа фирмы. А если он понадобился для неблаговидных дел? Вряд ли кому-то хочется быть главбухом в сомнительной конторе!

Зачем нужны фонды

Многим непонятно, зачем нужны «посредники» в виде благотворительных фондов, ведь можно напрямую передать деньги детскому дому или спортивной школе.

«Мы не перечисляем средства ни в какие фонды, – говорит директор фирмы “Папирус”, продающей канцтовары. – Наша фирма оказывает помощь непосредственно тем, кто в этом нуждается. Например, к нам обратилась руководитель детской художественной школы с просьбой помочь принадлежностями для рисования. Мы передали им бумагу, гуашь и кисти. Или вот пришло письмо, которое разослал бизнесменам города заведующий детским отделением хирургии нашей горбольницы. Он подробно описал проблему, указал, что конкретно нужно, и мы сочли возможным перечислить небольшую денежную помощь».

«Я вообще не понимаю, зачем создаются эти фонды, – соглашается главный бухгалтер “Папируса”. – Деньги, которые тратятся на их содержание, можно было бы израсходовать с большей пользой. Они ведь арендуют помещение, платят зарплату сотрудникам, плюс хозяйственные расходы. Представляете, скольким нуждающимся можно было бы помочь!»

Однако руководитель Фонда поддержки детей-инвалидов Олег Авдеев с этими утверждениями не согласен: «В большинстве случаев фонды создаются для помощи конкретным категориям нуждающихся. Зачастую они предоставляют не только финансовую, но и моральную или правовую помощь. Например, Союз солдатских матерей оказывает юридическую поддержку призывникам и их родителям, которые сталкиваются с произволом в военкоматах. Кроме них призывникам больше не к кому было бы обратиться. Не могу себе представить ситуацию, чтобы молодой человек пришел, например, в фирму «Папирус» и попросил помочь ему нанять адвоката. Есть фонды помощи наркозависимым. Предприниматели неохотно дают деньги на лечение наркоманов, считают, что лучше помочь детям-сиротам. А фонды, созданные для помощи талантливым детям или, допустим, музеям?

Поймите, это же не разовые программы! На поддержание этих проектов необходимо постоянно искать средства. Например, фонд, основанный нашим известным бизнесменом, выделяет стипендии и гранты сотням одаренных детей, студентам, преподавателям, организациям. Помощь такого масштаба невозможно организовать за счет разовых пожертвований».

Налоги против сирот

Конечно, главная проблема благотворительных фондов – изыскать источники финансирования своей деятельности. Однако в дополнение к этому они вынуждены постоянно следить, чтобы их проекты вписывались в узкие рамки налогового законодательства. О проблемах общения с налоговиками, рассказывает руководитель некоммерческого благотворительного фонда.

– На первый взгляд кажется, что законы благоприятствуют благотворительным организациям. Налоговый кодекс освобождает их от уплаты налога на прибыль с благотворительных пожертвований и от НДС с безвозмездной передачи товаров в рамках благотворительной деятельности (п. 2 ст. 251 и подп. 12 п. 3 ст. 149 НК – прим. ред.). Однако на практике налоговые инспекторы часто пытаются оспорить целевой характер наших расходов. А ведь если фонд потратил деньги не на благотворительные цели, то льготы не действуют (п. 2 ст. 251 НК). Вот налоговики и стараются пополнить бюджет страны любыми способами. Например, они заявили нам: «Вы провели музыкальный конкурс среди детей-сирот и вручили победителям гранты на получение музыкального образования. Это хорошо. Но вот в листовках и афишах, анонсирующих конкурс, написано, что он проводится под эгидой вашего фонда, а в отчете о мероприятии мы видели фотографии, на которых видно, что на сцене стоял стенд с вашим логотипом. В статье 19 Закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ “О рекламе” сказано, что вклад юридического лица в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения ими рекламы – это спонсорство. Значит, затраты на конкурс относятся к расходам на рекламу, а не на благотворительность». Поэтому с привлеченных на гранты средств, по мнению инспекторов, мы должны были заплатить налог на прибыль. Отстаивать свои права пришлось в суде.

Но это еще не все. Помимо этого налоговики заявили, что мы должны были удержать НДФЛ с суммы выданных грантов. Ведь не облагают налогом только гранты, предоставленные международными или иностранными организациями, которые включены в Перечень, утвержденный постановлением правительства от 5 марта 2001 г. № 165 (п. 6 ст. 217 НК – прим. ред.). А мы являемся российским фондом. Представляете! Мы должны удерживать налог с детей-сирот! Мне вообще непонятна логика законодателей. Какая разница, кто дает грант: российская организация или иностранная? Ведь экономическая суть дохода одна и та же, почему его следует по-разному облагать НДФЛ?

В общем, теперь мы предоставляем гранты напрямую образовательным учреждениям. А в договоре на выделение гранта прописываем цели, на которые хотим направить наши деньги. Например, «на обучение детей-сирот, достигших успехов в музыке», то есть тех, которые признаны победителями в нашем конкурсе. И никаких налогов – в Налоговом кодексе установлено, что организации-грантополучатели не включают в налогооблагаемый доход выделенные им гранты (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК – прим. ред.).

Не благими намерениями

Однако скептический настрой налоговых инспекторов и предпринимателей можно понять. Ведь не всегда некоммерческие организации создаются с благими целями. На самом деле реально работающих благотворительных организаций не так уж много. Зато есть фонды, которые служат прикрытием для взяточничества, учавствуют в различных оптимизационных схемах, помогают обналичивать деньги. Например, представители госструктур или силовики приходят на фирму с проверкой. И объявляют руководству предприятия сумму, которую надо уплатить в определенный фонд, чтобы и дальше продолжать жить «долго и счастливо». А обналичивающие фонды нужны самим предпринимателям. Процедура весьма примитивна. Фирма перечисляет фонду деньги в виде благотворительного пожертвования. Тот в свою очередь проводит эту сумму по фиктивным бухгалтерским документам и возвращает «благотворителю» его средства наличными за вычетом своей «комиссии». Однако эти схемы сейчас уже не так широко используются, как раньше. Сейчас предпочитают не нарушать закон, а оптимизировать налоги легальными способами.

Об одном из таких способов нам рассказала Галина, председатель фонда, оказывающего помощь дошкольным и образовательным учреждениям.

– В настоящее время практически все детские сады и школы вынуждены собирать с родителей «благотворительные взносы». Потому что бюджетного финансирования не хватает даже на самое необходимое. Если платить эти взносы непосредственно в кассу образовательного учреждения, то они могут подпасть под налог на прибыль. Ведь пожертвования подразумевают безвозмездную передачу денег, то есть в ответ не предполагается оказание каких-либо услуг или передача товаров. Налоговая инспекция может заявить, что взнос родителей в пользу школы или детского сада, который посещает их ребенок, сделан не безвозмездно, а как плата за дополнительные услуги или за то, чтобы ребенка взяли в этот садик. Поэтому родители передают деньги в наш фонд, а мы уже оказываем благотворительную помощь конкретным учреждениям.

Третий сектор

Благотворительными называют неправительственные некоммерческие организации, которые оказывают безвозмездную помощь. Их деятельность регулируется Законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Благотворительные фонды собирают пожертвования и направляют их на различные программы или оказывают помощь нуждающимся. Цели, на которые фонды могут расходовать собранные пожертвования, строго регламентированы статьей 2 закона о благотворительной деятельности. Ежегодно некоммерческие организации должны отчитываться перед налоговой инспекцией о том, что деньги, которые они получили на благотворительные программы, потрачены по назначению.

Бухгалтерский учет благ

Некоммерческие организации ведут бухгалтерский учет и составляют бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 13 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Благотворительные пожертвования граждан и организаций в денежной или натуральной форме учитывают по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Аналитический учет по счету 86 ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления (приказ Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н)

«Расчет» - Подписаться на журналИсточник материала
4804 просмотра Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.