Закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ внес значительные поправки в главу 26.3 Налогового кодекса и, в частности, уточнил понятие «розничная торговля». Прежде таковой считалась только торговля за наличный расчет или с использованием пластиковых карт. Теперь розничной называют торговлю (заметьте: в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Достаточно ли для этого с каждым покупателем, будь то физическое или юридическое лицо, заключать договор розничной купли-продажи?
Розничная торговля в новом свете
Работники финансового Министерства с честью вышли из ситуации и смогли ответить на этот вопрос так, чтобы он и в дальнейшем продолжал оставаться вопросом (письма от 16 января 2006 г. № 03-11-04/3/14, № 03-11-05/9, № 03-11-05/10). Правда, их ответы помогут нам сделать свои собственные умозаключения.
Итак, чиновники начали издалека и обратились к нормам Гражданского кодекса, в котором тоже дано определение розничной торговли (п. 1 ст. 492 ГК РФ). Согласно ему, по договору розничной купли-продажи продавец передает покупателю товар, предназначенный «для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью». То есть к розничной торговле нельзя отнести договор поставки. Таким образом, основной критерий, согласно которому вы можете отличить розничную торговлю от оптовой, – конечная цель использования товара, приобретенного покупателем.
Чиновники не преминули обратить внимание на ситуации, когда цель покупки не связана с личным использованием. Например, если покупатель приобретает товар для использования в предпринимательской деятельности (оргтехнику, офисную мебель, транспортные средства, материалы для ремонтных работ и т. д.). Именно так решили судьи Высшего Арбитражного Суда (п. 5 постановления Пленума от 22 октября 1997 г. № 18). Правда, арбитры тут же оговорились. Если покупатель приобретает товары у продавца, который торгует в розницу, «отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже».
Как видите, решив привести мнение ВАС, минфиновцы не только не разрешили ситуацию, но и сделали ее парадоксальной. С одной стороны, продав товар другой фирме не для личного использования, вы совершили «нерозничную» продажу. С другой стороны, вам должна быть безразлична цель, с которой покупатель приобретает у вас нужные ему товары. Замкнутый круг.
Кстати, по поводу цели покупки. Чиновники в своем письме совершенно справедливо отметили, что Налоговый кодекс не обязывает фирмы и предпринимателей, которые занимаются торговлей, контролировать использование товаров покупателем. Сделав столь глубокомысленное замечание, они подвели итог. Розничной торговлей (в целях главы 26.3 Налогового кодекса) является деятельность, «связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи». При этом не имеет значения, кому вы продаете товары – физическим или юридическим лицам. Однако главный признак, по которому можно определить договор розничной купли-продажи, – это то, для каких целей продавец реализует товары фирмам и физическим лицам. Как говорится, с чего начали, тем и закончили.
Не будем очень строги к работникам финансового министерства. Главное, что их ответ в целом положительный: покупатели-организации не помеха для применения ЕНВД. Продавая в розницу товары другим фирмам, действуйте точно так же, как и с покупателями-гражданами: выдайте кассовый чек или другой документ, который подтверждает оплату товара. Именно с этого момента договор розничной купли-продажи считается заключенным (ст. 493 ГК РФ).
Ни в коем случае не выделяйте в платежных документах НДС и уж тем более не выставляйте счет-фактуру. В этом случае ваша деятельность не будет признана розничной торговлей для целей применения ЕНВД.
Переполох вокруг аренды
Поправки в главу о ЕНВД взбаламутили арендодателей, точнее тех из них, кто сдает в аренду «стационарные торговые места, расположенные на рынках и в других местах торговли, не имеющие залов обслуживания посетителей». Ведь с 1 января 2006 года этот вид деятельности подлежит переводу на ЕНВД (подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Чиновников Минфина буквально забросали вопросами, что и послужило причиной появления целой серии разъясняющих писем. Один из наиболее популярных вопросов связан с таким понятием, как торговое место. Казалось бы, его определение дано в статье 346.27 Налогового кодекса. Согласно ей, торговое место – «место, используемое для совершения сделок купли-продажи». Коротко и не совсем ясно.
Чиновники объяснили, что это торговые места в стационарных объектах, таких как крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и т. д. К подобным стационарным объектам относятся также автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и учебные здания, поликлиники, выставочные центры (письмо Минфина России от 13 декабря 2005 г. № 03-11-03/13).
Кроме того, в Минфине пояснили, как определить, имеет ли торговое место зал обслуживания посетителей. Для этого необходимо заглянуть в правоустанавливающие и инвентаризационные документы на переданные в аренду стационарные торговые места. Если в них выделены залы обслуживания посетителей, платить налоги надо в общем порядке, если нет, то нужно переходить на ЕНВД.
Для тех, кто сдает обособленные торговые секции на рынках и в торговых центрах, формулировки в правоустанавливающих и инвентаризационных документах также будут иметь решающее значение. Если секции не названы в этих бумагах магазинами или павильонами, арендодатель будет платить ЕНВД (письмо Минфина России от 13 декабря 2005 г. № 03-11-04/3/171). Дело в том, что именно магазины и павильоны относятся к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы (ст. 346.27 НК РФ).
Чиновники затронули в своем письме еще один важный вопрос. На практике часто возникает такая ситуация. Фирма передает в аренду стационарные торговые места с правом их субаренды. Кто должен платить ЕНВД: арендодатель или субарендодатель? Оказалось, что в этом случае платить ЕНВД должны оба: и арендодатель, и арендатор, который в свою очередь будет сдавать торговые места в субаренду.
Работники Минфина не обошли молчанием и фирмы, сдающие в аренду не единичные торговые места, а целые этажи, на которых размещаются всевозможные объекты: офисы, магазины, павильоны, отдельно стоящие прилавки и т. д. В этом случае надо рассматривать каждый конкретный объект. Так, деятельность по передаче в аренду отдельно стоящих прилавков может быть переведена на ЕНВД, а деятельность по передаче в аренду магазинов, павильонов или офисов – нет (письмо Минфина России от 25 января 2006 г. № 03-11-04/3/30). В этом случае бухгалтеру придется вести раздельный учет.
Как ни странно, подпункт 13 взволновал и весьма крупных арендодателей, которые сдают в аренду не торговые места, а целые здания. Должны ли они платить ЕНВД, если новый хозяин здания (арендатор) передает площади в субаренду, распределяя их на обособленные торговые секции, торговые места без зала обслуживания посетителей и т. д.
Такие арендодатели могут ни о чем не беспокоиться: здание, сооружение или другой аналогичный объект не является стационарным торговым местом (письмо Минфина России от 13 декабря 2005 г. № 03-11-04/3/171), а посему деятельность по передаче таких объектов в аренду под ЕНВД не подпадает. При этом не имеет значения, как распоряжается полученным объектом арендатор.
Ю. Кёлер, налоговый консультант
Комментарии (0)
Оставить комментарий