Компьютер на запчасти: «отдельные» выгоды

Компьютер на запчасти: «отдельные» выгоды

15.03.2006   |   0Оставить комментарий
Компьютеры, которые в своей работе использует фирма, довольно часто приходится обновлять. Причина может быть любая: необходимость заменить морально устаревшие устройства или испортившиеся запчасти. Однако такой «технический прогресс» доставляет немало хлопот бухгалтерии.

Как учитывать ЭВМ – единым комплексом или по отдельности? Новое устройство взамен пришедшего в негодность – ремонт или модернизация? Ответы на эти вопросы попробовали найти участники недавнего обсуждения на форуме сайта www.buhgalteria.ru. Начало дискуссии положил, казалось бы, простой вопрос участницы форума «Надежды»:

«Подскажите, пожалуйста, как поступить? У нас сгорел монитор-долгожитель 1997 года выпуска. Мы купили новый. Естественно, по сравнению с «ветераном» его технические характеристики куда более высокие, и по диагонали он больше. Получается, что я должна провести эту операцию как модернизацию компьютера?»

На первый взгляд, проблем в такой ситуации возникать не должно. Однако есть одно «но», которое заключается в способе изначального оприходования компьютера – как ЭВМ или по частям: монитор, системный блок и т. д. На это обратил внимание посетитель форума с ником «Doctor»:

«Если компьютер введен в эксплуатацию как единый инвентарный объект, не все так просто. А это, похоже, именно тот случай. Совет на будущее: хотите избежать таких проблем – учитывайте все раздельно. И проблем с амортизацией нет, и выбирать между ремонтом и модернизацией не надо. Просто в учете отражается выбытие и приобретение самостоятельного объекта».

Как известно, на основные средства стоимостью более 10 000 рублей нужно начислять амортизацию. Дешевые ОС могут быть списаны в расходы единовременно. В большинстве случаев системный блок, монитор, принтер по отдельности стоят менее 10 000 рублей, а в комплексе заметно превышают лимит. Решение напрашивается само собой: нужно учитывать эти объекты по отдельности. Но можно ли это сделать, не нарушив закона?

Ссылаясь на ПБУ 6/01, ревизоры обычно настаивают, что купленный компьютер должен быть учтен как единый объект. Ведь каждое его устройство не может выполнять свои функции по отдельности. Однако в логике чиновников есть погрешности.

Продолжает «Doctor»:

«Сделать так, чтобы “системник” и монитор “выглядели” отдельными объектами, просто. Принимая эти устройства как самостоятельные ОС, установите для них разные сроки службы. Тогда их со спокойной совестью можно учитывать по отдельности, благодаря все тому же ПБУ 6/01. Есть и еще одна хитрость. При покупке нового компьютера попросите поставщика сделать так, чтобы составляющие значились в первичных документах разными строками. Идеальный вариант – получить разные накладные на мониторы, системные блоки и т. д.».

Такие ухищрения не напрасны и обеспечат фирме поддержку судей (постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2003 г. по делу № А42-6402/02-С4). В налоговом учете все еще проще. В своем определении основных средств авторы Налогового кодекса руководствовались Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ). А он в свою очередь четко распределяет подобные устройства по различным категориям.

Однако вернемся к нашей дискуссии. Изначально обсуждаемый компьютер был учтен как единое ОС, частью которого являлся сгоревший монитор. Следовательно, форумчанам предстояло решить: к ремонту или модернизации относится его замена.

Продолжает «Slava»:

«Со слов замначальника управления методологии бухучета Минфина А.В. Крупновой, если идет замена монитора в составе ПК как основного средства на новый, который по диагонали хоть на дюйм больше, то это модернизация ОС».

Итак, если в результате замены технические характеристики компьютера не улучшаются, это ремонт, и на его стоимость можно уменьшить налог на прибыль. Если же имеет место модернизация, то затраты на нее должны увеличивать первоначальную стоимость компьютера. Но тут есть один интересный нюанс. Ведь таких устройств, которые имелись в продаже 3–4 года назад, сейчас уже не найти, и менять сломавшуюся деталь придется на более «продвинутую». А это приведет к улучшению качества самого компьютера. Правда, последнее утверждение также довольно спорно.

Однако форумец «Скиф» обращает внимание на немаловажный момент:

«Погодите, что значит замена? Если Вы меняете монитор, который исправен, на монитор с большей диагональю, то, конечно, это модернизация. Если же, как в данной ситуации, замена монитора с меньшей диагональю производится в связи с его поломкой, то речь идет о ремонте».

Конечно, замена сломавшейся детали на новую может привести к улучшению рабочих качеств компьютера. Но, с другой стороны, если эту замену не производить, то машина не будет функционировать вовсе. Следовательно, основное значение приобретает не изменение характеристик компьютера, а то, что он вообще работает. Такого же мнения придерживается и Минфин (письмо от 30 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/140).

Однако правильно оформить эти действия все же не помешает. Подвела итог сказанному форумчанка «Галина»:

«Я составляю акт, что старый монитор вышел из строя, а ремонт экономически не выгоден. И провожу новый как ремонт компьютера. Претензий такая схема еще не вызывала».

В заключение хотелось бы сказать пару слов о том, что следует делать, если вам потребовалась именно модернизация оборудования. Согласно пункту 2 статьи 257 Налогового кодекса и пункту 14 ПБУ 6/01, при модернизации первоначальная стоимость таких основных средств должна быть увеличена. Здесь существует два варианта. После модернизации объект основных средств может так и остаться «дешевым» (если сумма его первоначальной стоимости и затрат на «апгрейд» окажется ниже 10 000 рублей), или же его цена превысит указанный лимит.

В первом случае основное средство по-прежнему исключается из состава амортизируемого имущества, а расходы на модернизацию списываются единовременно. Если же стоимость основного средства превысит 10 000 рублей, то компьютер перейдет в состав амортизируемого имущества. Правда, амортизироваться будет только часть стоимости ОС, равная сумме затрат на модернизацию, поскольку стоимость его приобретения уже списана на расходы в момент ввода в эксплуатацию.

Материал подготовил А. Северов, эксперт ПБ

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
8037 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.