Компания регулярно участвует в тендерах, которые проводят государственные и муниципальные учреждения. При этом от фирмы обычно требуют справку инспекции об отсутствии задолженности по налогам. Организация своевременно рассчитывается с бюджетом и каждые полгода проходит сверку, причем по собственной инициативе. Разумеется, добиться этого непросто. Ведь работники налоговых инспекций сильно загружены: кроме добровольной сверки существует обязательная. Контролеры должны проводить ее, например, при ликвидации компаний. Таковы требования пункта 3 «Регламента организации работы с налогоплательщиками» (утвержден приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/ 444). Но ведь фирма заинтересована в том, чтобы в справке, которую она получит, отсутствовала задолженность. Поэтому организация настаивает на проведении сверки. Напомним, для того, чтобы ее пройти, фирме сначала нужно подать в инспекцию соответствующее заявление. Налоговые работники должны составить акт сверки в течение пяти рабочих дней с момента его получения (п. 3.4.3 Регламента). Если расхождений между данными учета компании и инспекции нет, со всей процедурой сверки контролеры должны уложиться в 10 рабочих дней. А если разница есть, – в 15 (п. 3.1.2 Регламента).
Несмотря на постоянный контроль за работой ревизоров, почти каждый раз фирма обнаруживает, что налоговые работники разносят суммы платежей в бюджет с ошибками. Например, НДС, который инспекторы должны были зачесть или вернуть компании, они по невнимательности отражают как задолженность по налогу. Соответственно начисляют пени на всю сумму. А это, в свою очередь, влечет значительные штрафы.
Правда, обнаруженные ошибки инспекторы обычно исправляют без лишних вопросов. Поэтому после того, как фирма проходит очередную сверку, справка из налоговой подтверждает данные учета организации – задолженность перед бюджетом у нее отсутствует.
Тем не менее однажды невнимательность инспекторов все-таки создала фирме проблемы. Компании срочно требовалась справка об отсутствии долгов по налогам, чтобы участвовать в очень выгодном тендере. Контролеры выдали ее, как обычно, без задержек. Но последняя сверка была более двух месяцев назад.
Как можно догадаться, в справке была указана задолженность перед бюджетом. Тендер компания, разумеется, не выиграла. Ее просто сняли с конкурса.
Может ли фирма каким-то образом вернуть упущенную выгоду? Реально ли получить деньги от виновника потерь – налоговой инспекции?
Юлия Гудилина, главный бухгалтер
«Если вы правы – идите до конца...»
Начнем с того, что в описанной ситуации на инспекторов надо пожаловаться. Для этого можно обратиться как в вышестоящую налоговую, так и к судьям. Причем подать жалобу в суд фирма вправе как одновременно, так и после того как свяжется с Управлением ФНС России.
Можно обратиться с заявлением в прокуратуру. Oна отвечает за соблюдение закона государственными структурами.
Получить упущенную выгоду с налоговых инспекций очень трудно. Чтобы вернуть деньги, надо собрать и подготовить досудебные материалы, а также документы, необходимые для защиты интересов фирмы в суде.
Очень важно доказать обоснованность размера ущерба, который фирма понесла по вине инспекторов. Его сумму рассчитывают с учетом разумных затрат, которые организация должна была бы понести, если бы получила предполагаемый доход (п. 11 постановления ВАС РФ и ВС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ»).
Чтобы рассчитать упущенную выгоду, можно использовать какие-либо документы, которые подтвердят возможную сумму дохода, если фирма уже занималась похожей деятельностью – например, торговала аналогичными товарами. Хотя можно поступить гораздо проще. Компании вполне достаточно получить в своей налоговой инспекции расчет доходности деятельности, которой она занимается.
Алексей Николаев, налоговый юрист
«Получить от контролеров упущенную выгоду невозможно...»
Как доказать, что именно ваша компания выиграла бы тендер? Как рассчитать сумму дохода, который могла получить фирма? Это будут приблизительные цифры. Вряд ли ваши доказательства прозвучат убедительно в суде.
Если вы обратитесь в Управление ФНС с требованием вернуть упущенную выгоду или с жалобой на неаккуратность действий работников инспекции, это не принесет прибыли фирме.
Думаю, лучшее, что можно сделать в данной ситуации, – перейти в другую инспекцию. Для этого офису фирмы придется переехать (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). В учредительные документы нужно внести соответствующие изменения. После этого останется снять организацию с учета в одной инспекции и зарегистрироваться в другой (п. 4 ст. 84 НК РФ).
Налоговые работники самостоятельно отправят коллегам документы по вашей компании. От фирмы потребуют лишь сообщить инспекции о переходе. Для этого надо написать соответствующее заявление.
Перед тем как «отпустить» компанию в другую инспекцию, налоговые работники обычно стараются провести камеральную проверку фирмы. Если у них на это не будет времени, они ограничатся сверкой платежей с бюджетом. В рассматриваемой ситуации компания исправно платит налоги, поэтому проблем возникнуть не должно.
Елена Усачева, независимый аудитор
«Грозите судом, но ищите компромисс...»
Как выстроить благоприятные отношения между бизнесом и налоговыми структурами?
Во-первых, можно строго следовать закону. Но они у нас, увы, несовершенны. Во-вторых, – попытаться доказать свою правоту через суд. Но тяжбы – дело долгое и дорогое. Этот путь хорош только в крайних случаях. Третий вариант – договориться с налоговой инспекцией. На мой взгляд, это самый приемлемый путь. Вы можете отстаивать свои законные права, грозить судом, а может, даже приглашать инспекторов туда. Одновременно необходимо искать компромиссное решение, которое бы устроило всех участников спора.
Акт сверки расчетов фирмы с бюджетом подписывает и инспекция, и сама компания. Можно ведь позвонить и уточнить, поступили ли деньги в казну в соответствии с назначением платежа. Разумно периодически направлять в инспекцию копии банковских выписок по налоговым платежам. Главное, чтобы проверяющие быстро исправили ошибки.
Возможна ситуация, когда, несмотря на все ваши усилия, в справке будет указана недоимка и вас не допустят к участию в тендере. Поэтому желание наказать виновных и вернуть упущенную выгоду вполне естественно.
Тогда уже без обращения в суд не обойтись. Упущенная выгода – это неполученные доходы, которые поступили бы на фирму при обычных условиях, если бы ей не причинили ущерб (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Значит, вам необходимо доказать, что именно вы из всех участников тендера выиграли бы его. А также то, что вы сделали все от вас зависящее, чтобы устранить коммерческие риски и обосновать расчет суммы упущенной выгоды.
Фирма может потребовать от инспекции возместить ей только реально понесенные убытки. В нашем случае налоговая отразила в справке недостоверные данные. Для начала именно это и надо доказать. Самый простой способ – получить справку повторно по состоянию на ту же дату, на которую вы запрашивали, чтобы участвовать в тендере. Представим, что налоговая инспекция согласилась с вашими доводами и выдала вам справку об отсутствии задолженности, но, естественно, с другой датой, более поздней. В этом случае у вас уже есть повод обратиться в Управление ФНС России. Возможно, в результате упущенную выгоду вам не вернут. Однако это поможет предотвратить подобные ошибки инспекции в будущем.
Если звонки, переговоры, переписка и даже суд не помогают, наверное, лучшим решением будет перевод фирмы в другую инспекцию. Ведь можно найти налоговую, сотрудники которой справляются со своими обязанностями.
Материал подготовила Елена Федорцова, эксперт «Консультанта»
Комментарии (0)
Оставить комментарий