Послать отчетность... почтой

Послать отчетность... почтой

24.03.2006   |   0Оставить комментарий
Еще со времен социализма у большинства наших сограждан присутствует стойкое отвращение к очередям. Поэтому многие бухгалтеры предпочитают отправлять отчетность почтой. Однако у этого способа есть свои недостатки. Бухгалтеры, которые столкнулись с проблемами почтовой «переписки» с инспекцией, делятся с нами опытом.

История первая. Презумпция невиновности

Рассказывает главный бухгалтер агрофирмы «Фермерский двор» Екатерина Малахова.

«Я отправляю отчетность заказным письмом с уведомлением о вручении. В письмо вкладываю опись, напечатанную на фирменном бланке, но без штампа почты. Хотя по опыту своих коллег знаю, что налоговая инспекция иногда придирается к тому, что на описи нет штампа. Грозят, что будут считать такую отчетность несданной и оштрафуют в соответствии со статьями 119 и 126 Налогового кодекса за непредставление в установленный срок налоговой отчетности. Мотивируют тем, что, согласно статье 80 Налогового кодекса, отчетность следует отправлять в виде почтового отправления с описью вложения. Но по правилам отделений связи с описью отправляют только ценные письма. А их в отличие от заказных надо получать на почте. И зачастую налоговики за ними просто не приходят.

Изучив арбитражную практику по этому вопросу, я убедилась, что у инспекторов не много шансов выполнить свои обещания по поводу штрафа. Судьи считают, что отсутствие описи вложения не может являться основанием для “непринятия и возврата представленной в инспекцию налоговой и бухгалтерской отчетности” (постановления ФАС Московского округа от 9 сентября 2002 г. № КАА41/5852-02 и Восточно-Сибирского округа от 3 октября 2005 г. № А33-8354/05-Ф02-4800/05-С1). Да и в моей налоговой мне не предъявляли претензий по поводу оформления описи, пока не произошел один случай.

В декабре 2005 года мне понадобилась справка об отсутствии задолженности по платежам в бюджет. Я обратилась в налоговую с запросом, но инспектор ответила мне, что у нас не сдана декларация по НДС за октябрь 2005 года. Разумеется, я всю отчетность отправила своевременно, о чем и сообщила налоговому инспектору. На следующий день пришла к ней со своим экземпляром декларации, описью, квитанцией об оплате за почтовое отправление, из которой следовало, что я отправила письмо 18 ноября, и уведомлением о вручении, подтверждавшим, что письмо было получено инспекцией 23 ноября.

– И что значат эти бумажки, – возмутилась инспектор, – что вы отправили нам какое-то письмо? Откуда я знаю, что там было, может, журнал “Вестник свиноводства”...

– Предлагаю посмотреть в вашем журнале регистрации входящей корреспонденции, что там было: “Вестник свиноводства” или наша декларация, – заявила я.

– Декларации, присланные почтой, у нас в журнале не регистрируются, – проинформировала меня инспектор, – конверты передают нам в отдел нераспечатанными. И до обработки нашими сотрудниками они хранятся в этом шкафу. Ищите свою отчетность. Если письмо не найдется, то я не знаю, как вы будете доказывать, что присылали нам именно эту декларацию. Ваша опись без штампа почты недействительна.

– Это вам придется доказывать, что я прислала не декларацию, а что-то другое, – возразила я, – у меня есть “свеженький” арбитраж по этому поводу. Судьи считают, что, согласно пункту 6 статьи 108 Налогового кодекса, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, возлагается на налоговые органы. И, по их мнению, отсутствие описи вложения и регистрации полученного письма в журнале входящей корреспонденции еще не является доказательством того, что фирма “не направляла отчетность, а представила иные, не имеющие отношения к существу рассматриваемого вопроса почтовые отправления” (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 июля 2005 г. № А82-14608/2004-27)».

Совет Екатерины. «Чтобы в следующий раз не тратить время и нервы на визиты в налоговую и споры с инспектором, я прошу работников почты ставить свой штамп на описи, оформленной мной на бланке фирмы. Если прийти не в последний день сдачи отчетности, то они, как правило, не отказывают».

История вторая. Горе от ума

«А вот меня моя излишняя начитанность подвела, – жалуется Ольга, главбух торговой фирмы. – Я тоже наткнулась в правовой базе на это постановление и решила использовать его в корыстных целях. Я как раз только недавно стала главным бухгалтером и первый раз самостоятельно “ваяла” налоговую отчетность. Процесс шел очень тяжело, я долго провозилась с декларацией по НДС и из-за этого никак не успевала заполнить к установленному сроку декларацию по уплате акциза. Тогда я решила попытаться обхитрить налоговую инспекцию. Вложила в пустой конверт собственноручно составленную опись, указала, что отправляю налоговую декларацию по акцизам на алкогольную продукцию, реализуемую с акцизных складов оптовых организаций, за октябрь 2005 года. И отнесла эту “отчетность” на почту. 5 декабря, когда декларация по акцизам была готова и сто раз проверена, я с гордостью понесла свое творение в налоговую.

– Я хочу сдать уточненную декларацию, – заявила я инспектору, милой бабушке с аккуратными кудряшками на голове.

Бабушка уткнулась в компьютер и через некоторое время спросила:

– А когда вы сдавали первый вариант?

Я показала квитанцию и уведомление почты. Инспекторша стала искать мои документы в отчетности, пришедшей почтой, которая уже была разобрана, но еще не введена. Там моей “декларации”, разумеется, не обнаружилось. Тогда кудряшки на секунду задумались и прошествовали к шкафу с папками. Взяв с полки папку, “милая бабушка” полистала подшитые в ней документы и радостно воскликнула:

– Ага, нашла!

– Что? – удивилась я.

– Акт нашла. “О получении пустого почтового отправления”. Вот, смотрите, – бабушка протянула мне документ.

Я с ужасом прочитала: “Мной, инспектором отдела отчетности, ввода и обработки данных, Романовой Н.А., получено заказное письмо с уведомлением №... Отправитель ООО... Дата отправления, согласно почтовому штемпелю, 24.11.2005. При вскрытии конверта выявлено, что почтовое отправление содержит только опись о вложении налоговой декларации по акцизам... за октябрь 2005 года. Самой декларации или каких-либо иных документов к описи не приложено. Конверт доставлен почтовыми работниками без повреждений и следов вскрытия”.

– Наверное, забыла положить, – пролепетала я.

– Исходя из своей многолетней практики, – злорадно заявила инспекторша, – могу сказать однозначно, что уплата штрафа за несвоевременное представление декларации отличное средство профилактики плохой памяти».

Совет Ольги. «Теперь я всегда отправляю декларации вовремя, в том виде, в каком есть. А потом сдаю уточненки. За них штраф не берут. Уточненные декларации я ношу в инспекцию лично. Потому что если их будет несколько, они могут прийти в налоговую не в том порядке, в каком были отправлены мной. И тогда опять предстоят длительные разбирательства с инспектором».

История третья. Бесплатная подработка

Эту историю рассказала Галина Розонцева, бухгалтер консалтинговой фирмы.

«Однажды, придя в банк, я с изумлением узнала, что наш счет заблокирован за непредставление отчетности. Мы все сдали вовремя, и нам уже вернулись уведомления, что налоговая получила письма. Из телефонного разговора с инспектором удалось узнать следующее: они по горло завалены нашей почтой, разбирать ее не успевают, и если мы хотим ускорить процесс введения наших деклараций, а следовательно, и разблокирования банковского счета, то должны сами найти у них свою отчетность и лично сдать ее инспектору.

И вот мы с главным бухгалтером отправились искать декларации по НДС за последние три месяца. Картина, увиденная в налоговой возле шкафов с неразобранной почтой, повергла нас в ужас. Несколько человек, таких же “жертв налогового произвола”, как мы, рылись в стопках корреспонденции, откидывая не нужные им письма в разные стороны. Неудивительно, что найти что-то в этой куче было весьма сложно. Нам удалось отыскать декларации только за два месяца. За последний пришлось сдавать повторно. Так нам еще протокол об административном нарушении выписали по статье 119 Налогового кодекса за нарушение сроков представления отчетности. Хотя мы говорили инспектору, что у нас есть и квитанция, и уведомление, и опись со штампом почты. Мы заполняем ее прямо на почтовом бланке и просим почтальонов поставить свой штамп. “По знакомству” нам ставят его даже при отправке отчетности заказным письмом.

В результате нам ничего не осталось, как судиться с инспекцией по поводу незаконного штрафа. Суд мы, конечно, выиграли. Но до сих пор с содроганием вспоминаем три часа, проведенные в бумажных завалах налоговой инспекции, четыре дня работы без расчетного счета и два месяца судебных разбирательств».

Совет Галины. «Специально для переписки с налоговой мы заказали в типографии цветные конверты. Если нам еще раз придется работать за налоговых инспекторов, разбирая пришедшую к ним почту в поисках своей отчетности, то наш голубой конвертик мы увидим сразу же».

История четвертая. Перед законом не все равны

Эта печальная история случилась с главным бухгалтером одного регионального банка Александром Яворским.

«Впервые с дикими очередями в налоговую инспекцию я столкнулся, когда стал главным бухгалтером. Простояв один раз больше двух часов, я принял решение отправлять отчетность почтой. И все было нормально до тех пор, пока я не отправил сведения о доходах физических лиц за 2004 год. Я, как положено, скинул отчетность на дискету и дополнительно приложил все справки в бумажном варианте, на случай если дискета не откроется.

Проблемы начались уже на почте. Курьер, отправлявший отчетность, сказал, что отправление весило около 120 граммов и его пришлось послать бандеролью. Я, честно говоря, боялся, что налоговая не придет забирать бандероль. Но как ни странно, они забрали, только шла она дольше обычного письма. Потом мне позвонила инспектор и сказала, что моя дискета не открылась (как я и ожидал, видно, почтальоны не слишком бережно относятся к корреспонденции) и вообще справки НДФЛ, отправленные по почте, к рассмотрению не принимаются. Поэтому мне надо прийти и сдать отчетность лично.

Мне стало интересно, на чем основывается такое требование. В статье 230 Налогового кодекса черным по белому написано, что сведения об НДФЛ нужно представлять “на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций”. Никаких запретов на отправку магнитного носителя почтой в кодексе нет. Но налоговая дама была тверда – отчетность по НДФЛ надо сдавать только лично: “Ваша дискета неисправна. Так бы мы ее при вас проверили, и вы успели бы принести другую. А сейчас извините, на настоящий момент отчетность вы не сдали. Так что почтой больше не отправляйте, приносите сами”.

Я позвонил своей коллеге, уточнить, как обстоят дела в ее инспекции. Она несказанно удивилась такому произволу налоговой: “Я веду три фирмы в разных городах области. Мне что, в каждую налоговую самой ездить? Шлю почтой – никогда никаких претензий не предъявляли”. Обзвонил еще несколько знакомых бухгалтеров: кто-то говорил, что налоговая принимает по почте без проблем, у кого-то требуют сдавать только лично.

В общем, в этот раз штраф мы заплатили, так как посчитали, что раз дискета не открылась, значит, отчет не сдан. Хотя теперь уже есть арбитражная практика, свидетельствующая о том, что неисправная дискета еще не повод считать отчетность несданной (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 октября 2005 г. № А56-16448/ 2005). Но для себя я решил, что чем судиться с налоговиками и по нескольку раз сдавать отчетность на читаемых дискетах, лучше пойти другим путем».

Совет Александра. «Магнитный носитель – вещь хрупкая, поэтому пока мы решили приносить такую отчетность непосредственно в налоговую. А в дальнейшем мы планируем перейти на сдачу отчетности по телекоммуникационным каналам связи».

Работники некоторых отделений связи жалуются, что у них накапливаются большие стопки ценных писем для налоговых инспекций, за которыми адресаты так и не явились

Елена РАКОВА

«Расчет» - Подписаться на журналИсточник материала
10857 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.