Законодатели постоянно борются с так называемыми «брошенными» фирмами. В начале 2006 года в Госдуме заново начали обсуждать законопроект о внесении изменений в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Они предусматривают в первую очередь очередной механизм исключения недействующих обществ (созданных в основном для участия в схемах) из ЕГРЮЛ.
Высший Арбитражный Суд также выпустил информационное письмо от 17 января 2006 г. № 100 и напомнил, что компании, которые не сдают отчетность в течение 12 месяцев и не ведут операций по счетам, признаются фактически недействующими и должны быть ликвидированы. Эти разъяснения касаются закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В нем как раз и есть нормы, уполномочивающие налоговиков исключать такие компании из реестра.
И касается это, конечно же, «брошенных» компаний, которые создавались для проведения одной или нескольких сделок и с которыми потом ничего не происходит. Не сдается отчетность, не ведется документооборот, однако, по данным Государственного реестра, компании существуют и их реквизиты в официальных информационных источниках среди недействительных не числятся.
Угроза бизнесу
Такие компании представляют из себя серьезную угрозу для тех, кто в свое время заключал с ними договоры. Если налоговики начнут процесс исключения «брошенной» компании из реестра, то скорее всего выйдут и на контрагентов по сделкам, совершенным с такими неработающими фирмами.
Последствия для «нормальной» компании могут быть очень серьезными. Не секрет, что, несмотря на принцип толкования неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика, судебная практика в последнее время использует при разрешении споров такой термин, как «недобросовестность действий». И сделка с компанией (или даже с несколькими компаниями), не ведущей никакой деятельности, совсем не способствует подтверждению вашей добросовестности. Так же могут «попасть» и те, кто не участвовал ни в каких схемах, а просто как следует не проверил своего контрагента. Ведь даже в выписке из реестра не укажут статус компании, действует она или нет. Признание действий недобросовестными влечет и признание сделки недействительной. Помимо финансовых санкций руководителю компании грозит и статья 199 Уголовного кодекса (за неуплату налогов и внесение неправильных данных в отчетность). Например, в случаях, если сумма неуплаченных налогов составит более пяти тысяч МРОТ, руководителю компании может грозить до семи лет лишения свободы.
Аудиторская проверка также не гарантирует положительного прохождения налоговой проверки. Аудит не выявляет «сомнительных» контрагентов проверяемой компании, и отвечать за такие фирмы придется добросовестным плательщикам. Подобным образом обстоит ситуация и с компаниями, связанными с таможенной сферой.
Выход
Получается, что «брошенные» компании, созданные на одну сделку или операцию, «угрожают» всем, кто так или иначе с ними связан. И чтобы не создавать себе (да и другим компаниям) таких ситуаций, выгоднее ликвидировать такие компании в добровольном порядке, предусмотренном статьями 61–64 Гражданского кодекса. Законных способов ликвидации предприятий – внесения записи о ликвидации в реестр в течение одной недели, а уж тем более менее чем за час – просто не существует. Простой пример: пункт 1 статьи 63 Гражданского кодекса указывает, что срок предъявления требований кредиторов не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации предприятия. Чтобы не тратиться на ликвидацию, проще и дешевле всего поручить это компаниям, занимающимся ликвидацией профессионально. И можно спокойно забыть о судьбе неработающей компании, на законных основаниях уничтожить документацию (кроме подлежащей обязательному хранению), погасить требования всех кредиторов, а также обезопасить себя от ответственности. Это гораздо дешевле и проще, чем потом решать проблемы с последствиями.
Андрей БЕЛОУСОВ
Комментарии (0)
Оставить комментарий