Комиссионные магазины сегодня все меньше напоминают секонд-хенды, специализируясь в основном на торговле подержанными автомобилями, бывшим в употреблении компьютерным «железом» и такой же мебелью. Некоторые из пост-советских комков тесно работают с инофирмами, успешно уходя от налога на добавленную стоимость. И хотя с этого года комиссионки, работающие с иностранцами, пополнили новый вид налоговых агентов по НДС, создатели схем не унывают. Пожалуй, больше всех грустят в этом бизнесе только бухгалтеры: любители схем среди руководства и комитентов, сдающих товар в магазин, доставляют им немало хлопот.
Репутация на балансе
Учетная программа, способная осчастливить бухгалтера комиссионного магазина, должна многое уметь. Ведь комитентов у магазина – тьма обычных людей, которые зачастую имеют с магазином разовые отношения. По каждому комитенту нужно иметь не только паспортные данные (для фирм – реквизиты), но и четкий учет: когда товар поступил от комитента, когда реализован или возвращен. Поэтому специализированные программы показывают, например, остаток товаров не только по наименованиям, но и по каждому комитенту.
Специализированные программы, а также типовые с индивидуальными настройками позволяют бухгалтеру комиссионного магазина быстро сформировать отчет о том, какие суммы необходимо выплатить, расчеты комитентской задолженности и суммы комиссионных. Значительно облегчает жизнь бухгалтера и возможность использования штрих-кодов на товарных ярлыках. С этими чудо-полосками инвентаризация возможна хоть ежедневно.
Одним словом, при грамотной автоматизации учетного процесса свести баланс и подготовить отчетность для бухгалтера труда не составит. Расчеты наличными деньгами избавляют бухгалтера от обязанности разрабатывать хитроумные схемы ухода от налогов, а наше незнание правил комиссионной торговли настолько обогащает продавцов и менеджеров, что они не утомляют главбуха разговорами о мизерной зарплате.
Впрочем, на незнании законов зарабатывают не только продавцы комиссионок, но и комитенты. Виктория Лебедянская, главный бухгалтер одного из ульяновских комиссионных магазинов, рассказала нам историю о том, как в их магазине некий покупатель приобрел автомобиль марки ГАЗ-31029, переоборудованной из машины ГАЗ-2410: «При покупке проблем не возникло. Техпаспорт был выдан на ГАЗ-2410, и в нем имелась отметка о переоборудовании и о том, что автомобиль “снят с учета для продажи”. Осматривая машину, покупатель, сверил номер двигателя и кузова, поинтересовался номером шасси. Менеджер магазина ответил, что в сборке ГАЗ-31029 шасси не предусмотрено. Соответственно при оформлении машины покупателю в справку-счет записали старый номер шасси от ГАЗ-2410».
Через несколько дней покупатель снова обратился в магазин, но не за новой покупкой, а за возвратом денег, которые он заплатил за машину ГАЗ-31029. Остановивший новоиспеченного владельца машины гаишник, сообщил, что машина находится в розыске и, судя по тому, что фактический номер шасси не совпадает с номером, указанным в счете-справке, подверглась переделке. Как оказалось, шасси у ГАЗ-31029 все-таки есть.
В конечном итоге машину «изъяли» и растерянному автолюбителю ничего не оставалось, как обратиться в комиссионный магазин, через который он ее купил, с требованием вернуть деньги. Несмотря на убытки (с комитентом уже рассчитались, и он отбыл в неизвестном направлении), директор магазина решил вернуть деньги. «При уровне сегодняшней конкуренции репутация превыше всего», – пояснил он.
Слово «репутация», произнесенное директором, неожиданно сбило с толку бедного бухгалтера. «А вдруг эти деньги не внереализационный расход, а нематериальный актив? – размышляла Виктория Анатольевна. – Что-то такое я слышала на семинаре». И действительно, на семинаре лектор говорил о деловой репутации. Правда, речь шла не об абстрактной доброй или дурной славе.
В пункте 27 ПБУ14/2000 «Учет нематериальных активов» деловой репутацией названа разница между покупной ценой фирмы, приобретенной как имущественный комплекс в целом, и стоимостью всех ее активов и обязательств согласно бухгалтерскому балансу на дату совершения сделки. Поскольку на семинаре Виктория Анатольевна ненужную ей информацию не записывала, пришлось восстанавливать слова лектора, копаясь в информационно-справочной системе.
Комиссионка стала юрбюро
Человека, далекого от бухгалтерии, терзания бухгалтера по поводу учета репутации могут позабавить. Однако с нашей точки зрения эта история характеризует Викторию Анатольевну, как типичного бухгалтера, привыкшего четко соблюдать все инструкции и нормы. История со злосчастным автомобилем случилась в начале 90-х, а сегодня комиссионный магазин, в котором продолжает возглавлять бухгалтерию госпожа Лебедянская, сотрудничает с иностранными партнерами.
Иностранные фирмы часто продают свои товары через российских посредников по договору комиссии. Выгода этой схемы в том, что зарубежным компаниям не нужно регистрироваться в России. За это они готовы оплачивать посреднические услуги российских компаний.
Чтобы уменьшить платежи по налогу на добавленную стоимость (посредническая деятельность не подпадает под «экспортную» нулевую ставку) Виктория Анатольевна использует, по ее выражению, «хитрые договоры». При их разработке она исходила из того, что НДС облагают только те услуги, которые оказаны в России. В статье 148 Налогового кодекса обозначены два варианта определения места реализации. Первый – по месту нахождения фирмы-заказчика (зарубежной компании), второй – по месту нахождения фирмы, которая оказала услугу (Россия).
Перечень услуг, которые подпадают под первый вариант, приведен в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса. В нем нет посреднических услуг. Следовательно, деятельность комиссионки соответствует второму варианту и со всей суммы посреднического вознаграждения необходимо заплатить 18-процентный НДС.
Виктория Анатольевна «разбивает» посреднический договор на два независимых друг от друга. Первый так и останется посредническим, облагаемым НДС, зато второй именуется договором «об оказании консультационных и юридических услуг». Место оказания посреднических услуг определяют по месту деятельности посредника, а вот услуги консультационные или юридические – по месту нахождения заказчика. Поскольку в роли заказчика выступает иностранная фирма, НДС платить не нужно.
– Иностранной фирме в принципе не столь важно: по одному договору платить комиссионеру или по нескольким. Главное – конечная сумма при этом не меняется, и услуги оказываются. Жаль только, что «разбивка» добавляет бумажных хлопот, – рассказывает госпожа Лебедянская.
Удивившись откровенности бухгалтера, мы спросили:
– Вы так открыто говорите, как будто речь идет о самых обыденных хозяйственных операциях. Вас не пугают проблемы с налоговой?
– Наша фирма ничего противозаконного не совершает. Фактически мы действительно оказываем консультационные услуги, связанные с изучением потребительского спроса на рынке по конкретным товарам, поиском партнеров и проведением переговоров с ними. Результаты услуг зафиксированы документально – это база данных потенциальных покупателей иностранных товаров, а также предварительные договоры с некоторыми из них. С отдельными покупателями необходимо заключать договоры на поставку импортных товаров, а это уже оказание юридических услуг по оформлению договоров купли-продажи.
Липу проверяет экспертиза
Ситуация, когда продан товар, который никогда не числился на складе, знакома не только бухгалтерам комиссионных магазинов. Другие фирмы, чтобы исправить положение, штампуют документы, оформленные на фирмы-однодневки. В комиссионках поступают проще: в подложных документах указывают паспортные данные одного из комитентов, подпись подделывают.
Иногда такая практика заканчивается очень печально. Так, проверяя документы одной из комиссионок г. Находки Приморского края во время выездной налоговой проверки, инспектор отметил, что некая Ирина Козлова сдала на комиссию большую партию товара и получила за нее солидную сумму денег. Начальник отдела, проверяющего деятельность предпринимателей, сказал инспектору, что у них на учете стоит индивидуальный предприниматель (Козлова И.П.), и попросил снять для него копии документов, якобы выписанных комиссионкой на предпринимательницу.
Заметим, что бухгалтер, оформлявший подложные документы, совершенно не думал подставлять кого-нибудь. Он и слыхом не слыхал ни о какой предпринимательнице, поставив в документах первую пришедшую на ум фамилию и инициалы. Более того, в нарушение инструкции о порядке оформления комиссионных операций, учета и отчетности в комиссионных магазинах в квитанциях не были отражены паспортные данные «подозреваемой» предпринимательницы.
Инспекторы, не думая о возможности такого контекста событий, очень скоро объявили Ирине Козловой, что в декларации о доходах она существенно занизила показатели. Дело дошло до суда. Решением суда инспекции отказали по очень веским причинам.
При рассмотрении акта выездной налоговой проверки судьям стало очевидно, что проверка проводилась в отсутствие предпринимателя. В акте не были отражены номера, даты, количество квитанций, по которым комиссионный магазин произвел приемку товаров и выплату Козловой денежных средств. Из-за этого предприниматель не имела возможности провести собственное расследование случившегося.
Была назначена почерковедческая экспертиза, которая установила, что подписи под квитанциями выполнены одним лицом, но отнюдь не Козловой. Выводы экспертов Приморской лаборатории судебной экспертизы, содержащиеся в справке, были подтверждены при визуальном осмотре всех квитанций. Обнаружилось, что в некоторых квитанциях вообще отсутствовала роспись в получении денег.
Ирину Козлову ничуть не задело то, что инспекторы и не подумали извиниться перед ней. А вот на комиссионный магазин она почему-то затаила обиду. По крайней мере, так утверждал владелец комиссионки, бегая по пепелищу, оставшемуся от его собственности.
Комиссионки стали невыгодны
До 2006 года торговля по договору комиссии позволяла отсрочить момент уплаты НДС. Например, если компания-продавец в целях расчета НДС использовала метод «по оплате», то обязательств по налогу у нее не возникало до тех пор, пока посредник не перечислял ей деньги. Причем даже в том случае, если товары уже были отгружены.
Однако с этого года ситуация изменилась. Налоговый кодекс молчит, когда комитенту определять дату отгрузки – в день передачи товаров посреднику или в день, когда посредник отгрузит товары покупателям. Не комментируют этот момент ни Минфин, ни Федеральная налоговая служба.
«При новой редакции главы 21 Налогового кодекса налоговики вероятнее всего потребуют начислять НДС при любой отгрузке, – комментирует налоговый консультант Сергей Коханов, – в том числе и при передаче товаров посреднику независимо от того, когда он фактически продаст эти ценности».
Наталья ВИКТОРОВА, Наталья ЛЕЙМАН
Комментарии (0)
Оставить комментарий