Коварство сетевых версий
Цена вопроса, который надолго лишил сна главного бухгалтера, — полмиллиона рублей. И это еще не самая крупная торговая сделка его фирмы. Несмотря на такие обороты, владелец бизнеса экономит буквально на всем, что касается работы бухгалтерии. Руководство фирмы негласно проводит политику, возвышающую менеджеров как основных добытчиков денежной массы и одновременно принижающую роль бухгалтерии, сотрудников которой считают нахлебниками.
Неудивительно, что бухгалтерия этой столичной компании находится в огромном зале, напоминающем по уровню шума за- водской цех. От сугубо производственного помещения его отличает лишь наличие огромной массы офисных перегородок, образующих закутки для менеджеров. Бухгалтерия состоит из пяти человек: кадровик, он же бухгалтер по зарплате, главбух и три помощника бухгалтера. Отдельного кабинета удостоилась только пара кассиров. Помощников, вернее, помощниц выбирал лично генеральный директор, как говорится, из тех, что подешевле.
— Да, им пока не хватает опыта, зато посмотри, какие красавицы. Будешь как в цветнике сидеть, Аркаша, — пошутил генеральный.
— К чему мне столько красоток? — попытался подыграть главбух.
— Наша фирма сейчас в очередной раз совершенствует бизнес-процессы. Хозяин решил, что не дело менеджеров выписывать счета и прочие бухгалтерские документы. Эффективность от их действий повысится, если они будут заниматься исключительно поиском и обработкой новых клиентов. Так что теперь у нас, как во всех нормальных организациях, документы будет выписывать бухгалтерия.
Ради такого революционного усовершенствования фирма приобрела сетевую версию бухгалтерской программы. Как всегда, из экономии настройщику не заплатили за то, чтобы он разграничил доступ к базе данных между главбухом и его помощницами. В результате окошечко программы показывало всем желающим не только наименование основной торговой фирмы, но и кучу ее «дочек», среди которых две уже несколько лет не подавали признаков жизни.
Заметим, что неживые «дочки» имели действующие расчетные счета, кроме того, Аркадий регулярно отправлял по почте за них «нулевую» налоговую отчетность. Руководство не слишком мудрствовало с названиями дочерних фирм. От головной компании они отличались лишь какой-либо буковкой, приставленной к основному слову названия через дефис.
Новенькая помощница, которую посадили выписывать счета, открыла базу одной из таких «дочек». Почему-то ее не смутил пустой справочник контрагентов, и она, совершенно не задумываясь, набила реквизиты нового VIP-клиента, раздобытого менеджерами. Затем она аккуратно распечатала счет и сунула его в огромный бумажный ворох, который имел обыкновение скапливаться на столе Аркадия за время обеденного перерыва.
После плотного перекуса главбуха клонило в сон. Чтобы наконец заняться подгонкой годовой отчетности, он попытался максимально быстро рассортировать накиданные бумаги и не глядя подмахнул счета на оплату. Через 20 минут неверный документ улетел по факсу...
Деньги есть, да не про вашу честь
Ошибку помощницы бухгалтера выявили уже на следующий день, так как клиент оплатил счет с поразительной оперативностью и даже прислал копию платежки. Чтобы узнать, действительно ли деньги упали на счет, нужно было лично посетить банк, который, как на зло, находился еще и на другом конце Москвы.
«Нулевую» отчетность по «дочке» Аркадий сдавал по почте, и поэтому, конечно, никаких справок об отсутствии движения по расчетному счету он в банке не брал. «Может, там уже и счет закрыли», — подумал он с надеждой. В этом случае клиент получил бы свои деньги обратно и сделал бы повторный платеж. Однако все оказалось гораздо хуже. Телефон откликнулся приветливым голосом операционистки, которая по трем последним цифрам счета выдала информацию о зачислении на счет суммы в полмиллиона рублей.
В надежде, что девушка все же ошиблась, главбух отправил в банк курьера, снабдив его доверенностью на получение выписок. «Благая» весть подтвердилась, и Аркадий впал в ступор.
Бухгалтера не беспокоила свалившаяся как снег на голову нежданная «выручка». С этим он как-нибудь бы справился. Например, можно было бы съездить к клиенту и выпросить у него письмо: мол, деньги перечислены ошибочно, перекиньте их, пожалуйста, по другим реквизитам.
Проблема была в другом: генеральный директор неработающей «дочки» давно исчез из поля зрения Аркадия. Собственно, «руководитель» с самого начала был номинальным. Где его искать, никто подсказать не мог. Зато подпись канувшего в Лету генерального была аккуратно выведена на банковской карточке. И естественно, банк хотел видеть на платежке только ее.
Обычно Аркадий всегда хранил у себя ксерокопии банковских карточек с подписями. Однако именно этой, такой нужной, в его архивах не оказалось. Налоговую отчетность главбух с самого начала подмахивал за руководителя сам. Оставалось одно — смена генерального директора и соответственно замена банковской карточки.
Навыки общения с банком
К счастью, не каждому бухгалтеру приходится отвечать на вопрос: «Как снять деньги с расчетного счета, если генеральный директор канул в неизвестность?» А вот другие вопросы в ситуации с ошибкой в реквизитах платежного поручения пользуются «популярностью». Дело в том, что отнюдь не все ляпы в оформлении платежного поручения может заметить операционист «принимающего» банка.
Если ошибка закралась в данные о получателе платежа, например в его название или номер счета, то ее должен обнаружить банк, получивший средства. У него есть несколько дней, чтобы уточнить реквизиты и разрешить своему клиенту пользоваться полученными деньгами или, наоборот, отправить их обратно.
На практике встречаются ситуации, когда уточнения реквизитов по банковской почте ждут неделю и больше. Для того чтобы запустить процесс переписки между банками, бухгалтер передает письмо своей операционистке с указанием о необходимости замены реквизитов.
Возможно, генеральный директор рвет и мечет из-за нелепой оплошности в оформлении платежки. В этом случае стоит поехать в банк клиента и передать им письмо со штампом своего банка и заверениями, что вскоре по банковской почте придет подтверждение. К сожалению, если реквизиты ука-заны правильно, то возвратить ошибочный платеж может только фирма, которая его получила. Никакие письма здесь вас не поддержат.
Заграница не поможет
Благодаря личному посещению межрайонной инспекции № 46 по г. Москве Аркадию удалось сдать заявление на нового генерального директора «дочки» за его же подписью. (О том, как это можно сделать, читайте в следующем номере «Московского бухгалтера» — № 8.) Через пять дней были получены соответствующее свидетельство и выписка из ЕГРЮЛ, в которой значился новый директор. После формальностей в банке, связанных с оформлением новой банковской карточки, зависшая сумма была «слита» в «обнал-контору».
— Хорошо хоть меньше 600 тысяч оказалось (предел, до которого банки не сообщают в финразведку о платежах. — Прим. ред.), — с облегчением заметил Аркадий. И тут же добавил: — На розыск суммы по инвалютной платежке у меня в свое время и то меньше времени ушло.
— Тоже была ошибка в реквизитах? — поинтересовался корреспондент «Московского бухгалтера».
— Нет, человеческий фактор в одном из банков.
По словам Аркадия, процедура нахождения валютного платежа проста, но очень растянута по времени. Прежде всего нужно подать в банк заявление на розыск отправленной суммы с просьбой сообщить дату кредитования счета бенефициара, то есть получателя валюты. Банк-отправитель направляет письмо аналогичного содержания в свой корреспондирующий банк. На извещение о дате кредитования уходит до двух дней.
Следующее звено цепочки — еще один банк-корреспондент, но только по линии получателя либо сам банк, где получатель открыл счет. На этот запрос уходит уже до трех дней. В конечном итоге ответ делает банк получателя. Один-два дня нужны ему на подготовку сообщения о том, что средства зачислены, или о причине, по которой деньги не поступили на счет получателя. Ответ уходит по тому же маршруту, что и пришел, а это еще дополнительно от трех до пяти дней.
— И как же вам удалось при столь растянутой процедуре выяснить судьбу затерявшейся валюты быстрее, чем исправить ошибку помощницы с рублевым платежом?
— Удалось. Более того, я даже 50 долларов фирме сэкономил. Для ускорения поиска денег советую взять в своем банке копию SWIFT-платежа, в просторечье — «свифтовку». Ее отправляете по факсу получателю. С помощью этого документа получатель в своем банке имеет шанс быстро прояснить основание, по которому платеж не поступил. Возможно, по каким-либо причинам деньги зависли в банке-корреспонденте или один из корбанков при отправке допустил ошибку и перечислил средства не в тот банк, который указан в платежном поручении.
Возможно, если бы Аркадий не разрывался между подготовкой отчетности и судьбой суммы в полмиллиона рублей, он бы понял, что «человеческий фактор» существует не только в отделе валютных платежей. От ошибки не застрахован никто: ни бухгалтер, ни сотрудник кредитной организации. При любой проблеме лучше всего открыто переговорить с работником банка, учитывая степень его расположенности к вам.
Сотрудник одного из столичных банков Лариса Леднякова:
— Для того чтобы ускорить процесс уточнения реквизитов, не стоит полагаться на банковскую почту. Бухгалтер может поставить отметку своего банка на письме о замене реквизитов и самостоятельно отвезти его в банк получателя. Хотя там все равно будут дожидаться почты, однако деньги назад уже не отправят.
Сотрудник валютного отдела столичного банка Иван Громов:
— Все операции по поиску следов инвалютной платежки проходят в ручном режиме. Это не только занимает много времени, но и увеличивает риск того, что корреспонденция по поводу розыска платежа потеряется между банками. Причем такая ситуация может произойти как с самим запросом, так и с ответом на него.
Наталья Лейман
Комментарии (0)
Оставить комментарий