Откуда ветер дует
О подобных списках сотрудники Федеральной налоговой службы говорили уже давно. Например, 10 февраля заместитель руководителя УФНС по г. Москве Галина Суворова объявила, что разработан регламент действий по борьбе с фирмами-«однодневками». Он и предусматривал создание подобного перечня (см. «Московский бухгалтер» № 5, стр. 71). Правда, критерии, по которым налоговики отбирали тех, кому в дальнейшем вручат черную метку, весьма расплывчаты
В частности, в первом списке указаны адреса, где зарегистрировано более десяти организаций. Неудивительно, что в перечень их вошло 8447. Они признаны «адресами массовой регистрации», то есть по ним, считают налоговики, зарегистрированы лишь фирмы-«однодневки», созданные для отмывания денег. Во втором — люди, на чье имя зарегистрировано более десятка предприятий: 3161 человек. Их инспекторы посчитали номинальными директорами, то есть «зицпредседателями Фунтами». К фирмам-«однодневкам» причислена практически вся предпринимательская Москва.
Понятно, что ФНС перекрывает каналы для «черных» и «серых» налоговых схем. Однако под определение «номинальности» попал ряд добросовестных предпринимателей. Удивительно, но среди «адресов массовой регистрации» есть даже несколько ТАРП (территориальное агентство развития предпринимательства) и ГУП (государственное унитарное предприятие). Например, ТАРП ЦАО, находящееся по адресу: Тетеринский переулок, дом 16, или ТАРП ВАО — Мичуринский проспект, дом 27. А ведь их услуги используют в своей деятельности почти треть столичных предприятий.
Правда, налоговики в очередной раз схитрили. Официального документа нет. Письмо, как рассказал сотрудник одного из московских банков, носит просто рекомендательный характер. Однако к некоторым неприятным последствиям это уже привело. Например, бухгалтер Вера Андросова рассказала, с чем ей пришлось столкнуться в столичном банке. Ее организации отказались открывать счет, мотивируя это тем, что предприятие попало в «черный» список:
— Никакие уговоры не помогли. Мне просто дали от ворот поворот, причем в устной форме. Письменного подтверждения отказа я не получила. Выходит, что нашему предприятию даже не с чем в суд пойти, чтобы отстоять свои права.
Деньги в банки не берут
Все эти относительные понятия «номинальности» и «массовости» привели к множеству неприятностей для столичных фирм. Банки, получившие рекомендации от ИФНС № 46, отказываются открывать счета организациям, попавшим в списки.
Официально получение письма подтвердили в НОМОС-банке. В Импэкс-банк списки тоже пришли, его сотрудники уже руководствуются ими в своей работе с клиентами. В банке «Тюмень-Экспресс» счета перестали открывать вообще. В пресс-службе этой кредитной организации «Московскому бухгалтеру» сообщили, что Центробанк запретил работать с компаниями, засвеченными в списках.
Сотрудник одного из столичных банков, пожелавший остаться неизвестным, поведал, что руководство идет на поводу у ФНС, потому что не хочет лишних проблем:
— Ведь тем, кто проигнорирует список, придется иметь дело с Центробанком и Росфинмониторингом. Поэтому с людьми, которые попали в один из перечней, мы отказываемся сотрудничать. Правда, до сих пор не решено, что делать с теми, кто уже является нашими клиентами.
В общем, все относятся к письму по-разному. Кто-то перестал открывать счета и заблокировал уже существующие, кто-то занял оборонительную позицию, дожидаясь дальнейших указаний. Интересно, что некоторые банки сами находятся по адресам, перечисленным в списке «массовой регистрации». Впрочем, по мнению большинства экспертов, странное письмо легко объяснить: налоговики борются с фирмами-«однодневками» руками кредитных организаций. Если проанализировать сложившуюся ситуацию, получается, что ИФНС № 46 сама регистрирует фирмы по массовым адресам, а выяснять, реальное ли предприятие там находится, должны банки, считают эксперты.
Кстати, кредитная организация не вправе отказать лицу, обратившемуся к нему, в открытии счета. Договор банковского счета носит публичный характер и в соответствии со статьей 846 Гражданского кодекса является для банка обязательным, объяснила юрисконсульт Группы компаний «Градиент Альфа» Елизавета Пичулина. Если фирма зарегистрирована по одному из указанных в «черном» списке адресов либо ее руководителем или учредителем, по мнению налоговиков, является «номинал», ничего страшного. Организации, которым отказали в открытии банковского счета из-за этого, смело могут обращаться в суд за защитой своих прав, отметила юрисконсульт.
Де-факто и де-юре
Елизавета Пичулина подчеркнула, что информация, содержащаяся в списках, носит служебный характер:
— Обычно она нужна для внутреннего использования в налоговых инспекциях при проведении проверок организаций, зарегистрированных по фиктивным адресам и подложным документам. Распространять эти данные, составляя подобные списки и рассылая их в кредитные организации, недопустимо.
Эксперт предположила, что «черные» списки составлены налоговиками на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Несмотря на то что информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ, является открытой и общедоступной, предусмотрен определенный порядок ее предоставления, отмечает юрист. Правила ведения ЕГРЮЛ утверждены постановлением правительства от 19 июля 2002 г. № 438. В нем указано, что сведения из реестра предоставляют только на основании запроса, составленного в произвольной форме с указанием необходимых сведений. Информация о конкретном предприятии может быть дана в форме:
— Согласно данным правилам, реестр — это федеральный информационный ре- сурс, — отметила Пичулина. — ФНС обязана соблюдать рамки предоставления инфор-мации, установленные законодательством. Кроме того, налоговики несут юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией. Это сказано в статье 15 Закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
Юрисконсульт подчеркивает, что распространение сведений о номинальных учредителях и «массовых адресах» в виде списков, рассылаемых налоговиками банкам, является незаконным. Кроме того, за разглашение информации с ограниченным доступом должностному лицу грозит штраф от 4000 до 5000 рублей (ст. 13.14 КоАП).
Презумпция виновности
В абзаце 2 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сказано, кому могут быть предоставлены сведения о номере, дате выдачи и органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица. В их число вошли представители исключительно государственной власти и государственных внебюджетных фондов. Круг лиц строго определен. Как видим, банки в него не включены.
Мало того, списки размещены в свободном доступе в интернете. Любой желающий может посмотреть паспортные данные московских директоров. Вообще нахождение в «черных» списках грозит нанести значительный ущерб деловой репутации упомянутых в нем лиц. По замыслу налоговиков, в список попали лишь «номиналы». Получается, они уже заранее предопределили виновность указанных в нем лиц.
Однако в России существует презумпция невиновности, подчеркивает Елизавета Пичулина:
— Никто не может быть признан виновным, пока это не будет доказано в предусмотренном законом порядке и установлено вступившим в законную силу приговором суда. Следовательно, любое из упомянутых в списке лиц вправе обратиться в суд за защитой.
Налоговая правда
Сами налоговики хранят невозмутимое молчание. В отделе камеральных проверок ИФНС № 47 о списках знают, но в своей деятельности их никак не используют. А вот сотрудник межрайонной инспекции ФНС № 13 по Московской области Станислав
Тимофеев вообще ничего не слышал об этом письме:
— До нас перечни адресов и имен, видимо, еще не дошли.
В налоговой инспекции № 46, выпустившей злосчастное письмо, ни по одному телефону трубку не поднимали. Зато в секретариате было постоянно занято. Бухгалтер Ольга Локтева рассказала, что в ее фирму пришло некое письмо из ИФНС № 46:
— В нем говорилось, что генеральный директор обязан явиться по знакомому адресу в Походный проезд, представить учредительные документы и бумаги, подтверждающие правомерность использования юридического адреса, указанного в документах. Когда директор прибыл в ИФНС № 46, то ему посоветовали сменить адрес на настоящий да еще и заплатить 5000 рублей штрафа.
Действительно, за предоставление недостоверных сведений о фирме или предпринимателе в ИФНС грозит штраф в 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.25 КоАП). В данном случае налоговики имеют в виду несоответствие юридического адреса фирмы фактическому. Одна загвоздка — включив в списки всех без разбору, инспекторам придется тщательно разбираться с каждым. Ведь на несколько «номинальщиков» приходится столько же реальных организаций с настоящими адресами.
В ФНС комментировать сложившуюся ситуацию отказались.
Юрисконсульт Группы компаний «Градиент Альфа» Елизавета Пичулина:
— Статья 34 Конституции дает право каждому на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности. Распространение информации, указанной в «черных» списках, так называемого рекомендательного характера, нарушает конституционные права граждан и организаций, препятствуя законной предпринимательской деятельности. За это законодательством предусмотрена уголовная ответственность.
Елена Березина
Комментарии (0)
Оставить комментарий