Заполним карточку чисто — откроем счет в банке быстро

Заполним карточку чисто — откроем счет в банке быстро

06.04.2006   |   0Оставить комментарий
Одним из важных моментов в работе любой организации или индивидуального предпринимателя является открытие счета в банке. Но с этой задачей не справиться без заполнения так называемой банковской карточки.

На сто бед один документ

Все организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, которые занимаются частной практикой, при открытии счета в банке должны заполнить ряд документов. Среди них — «Карточка с образцами подписей и оттиска печати».

Оформлять ее необходимо, только когда вы открываете новые счета или когда организация (частник) предоставляет право пользования своим счетом другим лицам или организациям (указания Центробанка от 21 июня 2003 г. № 1297). Заполнить карточку можно на компьютере, пишущей машинке (черный шрифт) либо ручкой (черного, синего или фиолетового цвета). Личная подпись на ней должна быть четкая.

Представить документ в банк можно в одном экземпляре по каждому банковскому счету. Если нужны будут дополнительные экземпляры, то их необходимое количество банковский работник сделает сам. Копии карточек заверяет своей подписью главный бухгалтер банка или его заместитель.

Бывает, что расчетно-кассовое обслуживание нескольких счетов, открытых в кредитной организации, одновременно осуществляет один и тот же операционный работник. И если лица, которые наделены правом подписи по открытым в банке счетам, совпадают, то карточку для каждого счета можно не оформлять. Достаточно одного экземпляра.

Нотариус остался за бортом

Бланки карточек изготавливают сами банки и выдают клиентам по их просьбе. Если счетом будут пользоваться несколько человек, то в бланке разрешено делать такое количество строк, которое необходимо и соответствует количеству лиц, имеющих право первой или второй подписи.

Центральный банк разрешил представлять карточки без нотариального заверения. Такой порядок позволяет организации ускорить процесс открытия расчетного и других счетов. Для этого в помещении банка его уполномоченный сотрудник устанавливает личность, указанную в карточке, на основании представленных клиентом документов (паспорт, доверенность, учредительные документы и др.). Лица, имеющие право подписи, расписываются в карточке в присутствии сотрудника банка. В незаполненных строках проставляют прочерки.

На оборотной стороне карточки в поле «Место для удостоверительной надписи» работник банка ставит свою подпись, которая подтверждает, что указанные граждане лично расписались в его присутствии. После этого уполномоченный сотрудник ставит печать банка.

Когда пройдет регистрация открытых клиентам счетов, в поле карточки «№ банковского счета» записывают присвоенный номер. Если фирма меняет карточку и номер банковского счета известен, то его необходимо вписать в карточку сразу же при ее за-полнении.

Кто имеет право на подпись

Первая подпись принадлежит руководителю организации или индивидуальному предпринимателю, который открывает расчетный счет. Также первая подпись может быть у уполномоченных ими лиц, действующих по доверенности или письменному распоряжению руководителя (например, по приказу). Право второй подписи имеет главбух или бухгалтер, отвечающий за участок банковских операций в компании.

При этом правом первой и второй подписи могут быть наделены сразу несколько сотрудников фирмы на основании соответствующей доверенности. Так, например, право первой подписи на данные действия могут иметь заместитель генерального директора и финансовый директор. Право второй подписи — заместитель главного бухгалтера или иное лицо.

Обратите внимание: один и тот же сотрудник юридического лица не может одновременно иметь право и первой, и второй подписи! Кстати, если в штате организации бухгалтера нет, то в карточке заполняют только реквизиты для одной «первой подписи». В строке «вторая подпись» указывают, что «бухгалтерский работник в штате не предусмотрен».

Не забудьте про печать

В случае замены человека в списке карточки или при наделении правом подписи новых сотрудников ее необходимо оформить заново. Это может произойти, например, при принятии на работу заместителя главного бухгалтера, а также при замене (утере) печати. В случаях смены реквизитов клиента (изменение организационно-правовой формы юридического лица, местонахождения, фамилии, имени, отчества физического лица, индивидуального предпринимателя и т. д.) карточку также необходимо заменить.

На ее лицевой стороне в поле «Владелец счета» юридическое лицо пишет свое полное наименование в соответствии со свидетельством о государственной регистрации. Физические лица в этом поле полностью записывают свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность. При наличии частной практики дополнительно указывают вид деятельности (адвокат, нотариус и т. д.). Предприниматель указывает те же сведения, что и физические лица, но помимо этого следует сделать запись: «Индивидуальный предприниматель».

В поле «Место нахождения (место жительства)» должен стоять адрес постоянно действующего исполнительного органа организации или ее обособленного подразделения. Для физического лица и предпринимателей — адрес фактического места жительства. В пункте «тел. №» записывают в скобках междугородный код населенного пункта и номер телефона клиента. В поле «Банк» указывают полное наименование банка, а графу «Прочие отметки» заполняют сотрудники кредитной организации. Также они здесь подтверждают срок действия карточки, порядок и периодичность выдачи выписок по расчетному счету и т. д.

Будьте внимательны: на карточке обязательно должна стоять печать.

Смотри на оборот

На оборотной стороне карточки заполняют поле «Краткое наименование владельца счета». Для фирм и организаций это название согласно свидетельству о регистрации (положению об обособленном подразделении). При отсутствии краткого наименования следует написать полное.

Физические лица в этом поле указывают полностью фамилию, имя и отчество. Если они имеют частную практику, дополнительно пишут вид деятельности. ПБОЮЛ помимо фамилии, имени и отчества добавляет запись: «Индивидуальный предприниматель».

Поле «Должность» заполняют только юридические лица. Здесь надо осветить должности лиц, наделенных правом первой и второй подписи. В поле «Фамилия, имя, отчество» вписывают полностью фамилию, имя и отчество лиц, имеющих право первой или второй подписи. В поле «Образец подписи» компании проставляют собственноручные подписи.

При заполнении «Карточки с образцами подписей и оттиска печати» компания может воспользоваться помощью банка.

Затраты, которые она при этом понесет, бухгалтеру следует отразить в составе операционных расходов того периода, в котором они произведены (п. 11, 12, 14, 20 ПБУ 15/01). Услуга кредитной организации по оформлению карточки не является специфической банковской операцией по открытию и ведению банковских счетов клиента. Следовательно, вознаграждение, взимаемое банком, подпадает под НДС. После того как компания оплатит оказанную услугу, она сможет принять сумму добавленного налога к вычету.

Сумму, уплаченную кредитной организации за оформление карточки, фирма отражает по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и дебету счетов 91 «Прочие доходы и расходы» (в сумме стоимости услуги без НДС) и 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (в сумме НДС, предъявленного банком).

ДИРЕКТОР В ОТПУСКЕ

Что делать, если руководитель ушел в отпуск, а правом подписи, согласно банковской карточке, наделен только он? Во-первых, нужно издать приказ о назначении временно исполняющего обязанности директора. В нем желательно оговорить, какие именно полномочия переходят к другому лицу. Например, право подписи финансовых документов, бухгалтерской, налоговой отчетности, пределы по суммам совершаемых сделок. Также укажите, на какой срок эти полномочия предоставляются.

Во-вторых, необходимо оформить доверенность. Генеральный директор выдает доверенность на право представительства от имени общества (подп. 2 п. 3 ст. 40 закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Имея ее на руках, сотрудник, замещающий гендиректора, может предста-влять интересы фирмы, заключать договоры и совершать сделки в пределах полномочий, установленных этой доверенностью или указанных в приказе. Для того чтобы не возникло проблем с банком, компании следует оформить дополнительную карточку с образцами подписей и пометкой «Временная» (если ранее сотрудник не был в ней указан).

А. Докучаева, ведущий эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ
«Московский бухгалтер» Источник материала
14626 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.