Необъяснимо, но факт
Все важные вопросы испокон веков решаются именно в курилке. Почему так сложилось, загадка. Несмотря на это, именно здесь в голову бухгалтерам приходят самые гениальные идеи. Как занизить налоговую базу, получить скидку у поставщиков или выбить дебиторскую задолженность у покупателей. Непонятно, что так влияет на бухгалтеров: вредный для легких никотин либо атмосфера прокуренного помещения? У помощника главбуха Арины Зачесовой свое мнение по этому поводу:
— Представьте: делаешь отчет. Сидеть приходится долго, а в голове уже полная каша. Сами знаете, в нашем деле ошибки недопустимы, а покуришь — сразу туман в голове рассеивается. Объяснить это не могу, но как будто открывается второе дыхание.
Действительно, почти все курящие бухгалтеры во время перекура продолжают думать о работе. Так что поговорка «перекур — считай, синекура» не про столичных знатоков бухучета.
Кроме того, у курилки есть одна замечательная особенность. В ней всегда можно узнать последние новости и слухи о компании. Главбух уходит в декрет, генеральный директор скоро уволится. Вся эта информация доступна только избранным, то есть курильщикам. Атмосфера этого места как бы располагает к доверительной беседе. В сигаретном дыму принято обсуждать зарплату, коллег и начальство. Кстати, руководство не всегда смотрит на поклонников табака сквозь пальцы.
Жизненные реалии
Некоторые директора пытаются бороться с курильщиками всеми правдами и неправдами. Например, запрещают сотрудникам дымить в рабочее время. Ладно еще в кабинете нельзя, но восемь часов без смол и никотина выдержит редкий курильщик. Кстати, не все останавливаются на запрете, многие пытаются еще и штрафовать трудяг с сигаретой. Однако это неправомерно. Нет ни одного закона, согласно которому организация могла бы заставить человека платить за вред своему здоровью. И все-таки ограничения есть. Бухгалтер московской торговой фирмы Ирина Шаталова рассказала, что она и ее коллеги оказались вообще в безвыходной ситуации:
— У нас не очень большое предприятие, всего девять человек. Загвоздка в том, что семь из них курящие. А офис расположен в центре, в старом здании — памятнике культуры. Курить в нем запрещено, приходится бегать на улицу. Мы сидим на третьем этаже, лифта нет. Пока доберешься, уже ничего не хочется, да и погода не всегда радует. Начальник злится, что долго отсутствуем — минут по 15. Ему же не объяснишь, что только по лестнице спускаться пять минут. Хотел нас штрафовать, так наш юрист ему популярно объяснил, что он не имеет права. Только вот места для курения внутри здания выделить тоже не может — запрещено.
Курево подставило подножку
Впрочем, в большинстве организаций курить разрешено, поэтому с такими проблемами бухгалтеры не сталкиваются. В некоторых фирмах придерживаются кардинально противоположной политики. Например, не запрещают курить, а поощряют премиями сотрудников, которые следят за здоровьем. Хотя, как оказалось, это тоже не всегда хорошо. Помощник бухгалтера Олег Юрьев обрисовал почти анекдотичную ситуацию:
— К нам на фирму пришел новый директор — сторонник здорового образа жизни. Вначале пытался запрещать курить, потом сменил кнут на пряник. Стал давать каждому, кто бросит, прибавку к зарплате в 50 долларов. Деньги небольшие, но все равно приятно.
Я и «завязал». Как оказалось, зря. До этого постоянно ходил в курилку с главбухом и еще двумя бухгалтерами. Один из них должен был увольняться, я думал, что на его место возьмут меня. Тут бросил курить, перестал появляться и в курилке.
В это время к нам работать помощником бухгалтера пришла новенькая девушка. Вскоре ушел и старый бухгалтер. Я уже потирал руки, но вдруг на его место назначили новенькую. Честно скажу, я просто обалдел. Почему? Как? А потом мне рассказали, что она в курилке под меня клинья подбивать начала, сдружилась с главбухом, вот ее и поощрили. А я с горя закурил, так что и должности лишился, и прибавки.
Никотин президентом узаконен
По действующему законодательству работодатель обязан предоставить сотрудникам специально оборудованное место для курения. Об этом сказано в пункте 2 статьи 6 Закона от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». Кстати, пункт 1 этой же статьи говорит о том, что дымить на рабочем месте нельзя.
Вообще курить табак кроме рабочих мест запрещено в городском и пригородном транспорте, в самолетах (если полет менее трех часов), в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, культуры и образования. Кстати, не удастся затянуться и в налоговых инспекциях, отделениях Пенсионного фонда, потому что они относятся к помещениям, занимаемым органами государственной власти.
К сожалению, в правилах пожарной безопасности, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций от 18 июня 2003 г. № 313, ничего про обустройство курилки не сказано. Только в пункте 15 главы I правил упомянуто, что такое помещение должно быть. Этим и пользуются работодатели. Максимум на что их хватает — налепить в углу под лестницей на стену плакат с изображенной сигаретой и установить там же банку для окурков. Хотя бывают и исключения. Вот что поведал главбух столичной компании Виктор Онуфриев:
— У нас в компании настоящая курительная комната. В ней установлены два дивана, пепельницы, аквариум. Единственный минус — она одна на несколько офисов, расположенных в здании, пусто там не бывает. Зато в нее не стыдно привести клиентов, если они курящие, да и отдохнуть там приятно.
Сигаретные проводки
С тем, что на предприятии должно быть место для курения, вроде разобрались. Но как учесть затраты на ремонт и оборудование курилок?
Ремонт зданий и офисных помещений, к которым по праву относят и курительную комнату, — это способ восстановления основных средств (п. 26 ПБУ 6/01). Затраты на такие работы, выполненные хозяйственным или подрядным способом, в бухучете признают расходами по содержанию и эксплуатации средств организации. Согласно пунктам 5, 7 и 8 ПБУ 10/99, они являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в составе прочих затрат.
В пункте 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основного средства указан инвентарный объект. Им считается здание вместе со всеми помещениями. Поэтому и деньги, потраченные на ремонт курилок, следует относить на административно-управленческие расходы. По инструкции по применению Плана счетов данные затраты должны быть отражены по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».
В налоговом учете на основании пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса расходы на ремонт основных средств, зданий и офисных помещений, произведенные организацией, рассматривают как прочие расходы. Их признают в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Расходы на ремонт производственных помещений, даже тех, которые не участвуют непосредственно в работе (курилки, туалеты, лестницы), также учитывают в целях налогообложения прибыли.
КУРЕНИЕ БЬЕТ ПО КАРМАНУ
15 мая 2003 года суд Манхэттена (Нью-Йорк) вынес решение о том, чтобы модельное агентство Elit выплатило 5,27 миллиона долларов бывшей сотруднице Виктории Галлегос. 32-летняя женщина заявила, что была уволена после того, как пожаловалась, что дым сигарет в офисах агентства ухудшает ее самочувствие.
Суд решил дело в ее пользу, убедившись, что агентство Elit заставило ее трудиться в неблагоприятной рабочей среде, а затем уволило женщину из-за жалоб на плохое самочувствие и астму. Галлегос сказала, что из-за своей астмы она чувствительна к дыму сигарет. А по Закону о Правах человека предприниматели должны учитывать заболевания своих работников. После начала работы в Elit, где сотрудники курят прямо в офисах агентства, она стала страдать от частых приступов тошноты, ей было трудно спать по ночам.
Елена Березина
Комментарии (0)
Оставить комментарий