Упрощенец создает обособленное подразделение

Упрощенец создает обособленное подразделение

13.04.2006   |   0Оставить комментарий
Все бухгалтеры, работающие на упрощенке, знают: если руководство решит создать филиал или представительство, то применять УСН они уже не смогут. Однако 23 января 2006 года Минфин в письме № 03-01-10/1-14 дал некоторые разъяснения, которые показывают, что выход из ситуации есть.

Один в поле воин

Предположим, компания решила создать обособленное подразделение. Не важно – в Москве или Подмосковье. Главное, знать, как правильно его зарегистрировать, и определить, какие функции оно будет выполнять.

Территориально обособленное подразделение – это любое подразделение головной организации, в котором оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК). Не надо обольщаться по поводу множественного числа, указанного в кодексе, относительно рабочих мест. В свое время еще Министерство по налогам и сборам высказало мнение, что одно место – это уже подразделение (письмо от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912). Такой вывод следует из анализа трудового законодательства. В нем рабочее место обозначено как зона, в которой сотрудник должен находиться или в которую обязан прибыть в связи с работой. Кроме этого в определении предусмотрен прямой или косвенный контроль работодателя (ст. 209 ТК).

После того как создано рабочее место, необходимо поставить филиал на учет в налоговую инспекцию по его местонахождению. Сделать это следует в течение месяца. Причем обратите внимание: этот срок начинается не с момента издания документа о подразделении, а с момента создания рабочего места.

Например, фирма приняла решение открыть дополнительный офис 1 марта 2006 года, а приказ о назначении на должность его директора вышел 20 марта. Так вот документы на регистрацию в налоговую нужно подать не позднее 20 апреля. По этому поводу у компаний могут возникнуть разногласия с представителями налоговой службы. Однако при решении спора в судебном порядке судьи встают на сторону фирмы (постановление ФАС Московского округа от 13 октября 2005 г. № КА-А40/10127-05).

Обратите внимание: суды вполне согласны с налоговиками, что подразделение обязано встать на учет даже в том случае, когда в нем работает один человек (постановление ФАС Московского округа от 23 апреля 2003 г. № КА-А41/9052-02). Если срок будет нарушен, штраф составит от 5 до 10 тысяч рублей (ст. 116 НК).

Необходимо упомянуть еще несколько очень важных и интересных организационных моментов. Во-первых, признать обособленное подразделение таковым можно, даже если о его основании нет ни слова в уставных или других организационно-рас-порядительных документах компании (ст. 11 НК). Во-вторых, рабочим считают то место, которое создано на срок более месяца.

Руководство по эксплуатации

Как мы уже сказали, Налоговым кодексом четко оговорено, что фирмы, имеющие филиалы и представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Однако посмотрим на очень интересный момент. В кодексе есть фраза «обособленное подразделение», но отсутствуют понятия филиала и представительства. Вместе с тем термины, которые указаны в кодексе, следует применять в том значении, в котором их используют в других отраслях права.

Обратимся к гражданскому законодательству. В нем представительство определено как обособленное подразделение фирмы, расположенное в другом месте. При этом оно представляет интересы компании и осуществляет их защиту. Понятие филиала похоже, но несколько расширено за счет следующего: он может осуществлять все функции предприятия. Кстати, есть основной момент, на который нужно обратить внимание: и филиал, и представительство должны быть указаны в учредительных документах фирмы (ст. 55 ГК).

Итак, Налоговый кодекс не требует обязательного отражения в организационных документах факта создания обособленного подразделения. Соответственно такой «отдельчик» может иметь любая компания в любом месте. В том числе и фирма, применяющая упрощенную систему налогообложения. Суды, кстати, вполне согласны с этим утверждением (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 июля 2004 г. № А74-462/04-К2-Ф02-2841/04-С1 и ФАС Дальневосточного округа от 9 февраля 2005 г. № Ф03-А51/04-2/4009).

Такой же вывод следует из разъяснений, изложенных в письме Минфина от 23 января 2006 г. № 03-01-10/1-14. Ничем не примечательный на первый взгляд документ после второго прочтения вызывает массу положительных эмоций.

В нем написано: если компания открыла обособленное подразделение, в котором оборудованы стационарные рабочие места, и при этом не указала его в учредительных документах, то право на упрощенку она не теряет. А все потому, что такому отделу не передают функции представительства интересов компании. Формально суть подразделения соответствует определению, данному в статье 11 Налогового кодекса. Поэтому мы можем говорить о том, что фирма, применяющая упрощенную систему, вправе создавать обособленные подразделения, но только не в форме филиала или представительства.

На деле это может выглядеть примерно так. Компания, занимающаяся оказанием каких-либо услуг, снимает дополнительный офис и направляет туда на работу консультантов. При этом ни в каких документах не указывает создание таких точек и спокойно продолжает применять УСН. Опять же формально все требования налогового законодательства соблюдены, так что инспекция не в праве запретить фирме применять упрощенку. Не пропустите один важный момент: согласно пункту 6 статьи 346.21 Налогового кодекса, уплачивать сумму единого налога и квартальных авансов по нему нужно по местонахождению головной организации, а не такого обособленного подразделения.

Компания, которая имеет обособленное подразделение и осуществляет через него деятельность, должна представить в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет (форма № 09-1-1; утверждена приказом МНС от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178). Кроме этого нужны нотариально заверенные копии свидетельства о постановке на учет самой организации и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (если они есть).

Обратите внимание, что бухгалтер фирмы должен сообщить о создании, а также о реорганизации или ликвидации дополнительного офиса не только в налоговую инспекцию по его местонахождению, но и в свою ИФНС. Сделать это нужно в течение месяца (п. 2 ст. 23 НК).

Н. Панкратова

«Московский бухгалтер» Источник материала
6690 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.