В крупных и средних компаниях социальные пакеты обычно разрабатывает кадровая служба. В небольших фирмах их содержание определяет непосредственно руководитель. Типичный соцпакет может включать оплату медицинской страховки, компенсацию мобильной связи и использования личного транспорта. Иногда организации выдают сотрудникам дотации на питание или платят за их обучение для повышения квалификации.
Понятно, что каждая составляющая соцпакета обходится фирме небесплатно. Однако компании несут и дополнительные расходы – со стоимости получаемых сотрудниками благ им приходится делать отчисления в бюджет. Выясним, какой из распространенных вариантов учета привилегий наиболее выгоден фирме.
Медицинская страховка
Вариант 1. Фирма платит за работника взносы страховой компании. Последняя в случае необходимости оплачивает сотруднику лечение.
Для того чтобы минимизировать налоги с сумм страховых взносов, желательно заключить договор страхования не менее чем на год. В этом случае взносы не будут облагаться ЕСН (подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ). К расходам по налогу на прибыль организация может отнести сумму, которая не превышает 3 процентов от фонда оплаты труда в отчетном периоде (п. 16 ст. 255 НК РФ).
Пусть зарплата работника – 20 000 рублей в месяц. Допустим, компания решила оплатить сотруднику медицинскую страховку. Ее годовая стоимость – 9000 рублей. Месячный взнос составит 750 рублей (9000 : 12). А прибыль фирма сможет уменьшать только на 600 рублей (20 000 x 3%). 150 рублей (750 – 600) нужно будет ежемесячно списывать за счет собственных средств организации.
Экономия по налогу на прибыль составит 144 рубля (600 x 24%).
Вариант 2. Организация заключает договор медицинского обслуживания непосредственно с клиникой.
Расходы на оплату лечения персонала и покупку медикаментов прибыль не уменьшают. Значит, и единый социальный налог на них начислять не нужно (п. 3 ст. 236 НК РФ).
Поскольку в данном случае все расходы фирма должна будет оплатить из чистой прибыли, ей выгоднее применять вариант 1.
Оплата расходов на мобильную связь
Суммы налогов организации будут различны в зависимости от того, какими документами оформлена «мобильная» компенсация. Здесь так же возможны два варианта.
Вариант 1. Если в трудовом договоре с сотрудником прописано, что он использует собственный телефон в служебных целях, фирма обязана выплачивать ему компенсацию и возмещать расходы на сотовую связь. Чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль, необходимо подтвердить производственный характер таких расходов. Для этого руководителю надо издать распоряжение. В нем должны быть прописаны фамилии сотрудников, которым фирма возмещает стоимость переговоров с личных телефонов.
Сумма компенсации не облагается ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Следует учесть, что, если оператор связи заключил договор обслуживания непосредственно с сотрудником, фирма не сможет принять входной НДС к вычету. Ведь работник компании налог на добавленную стоимость не платит (ст. 143 НК РФ).
Допустим, сотрудник представил в бухгалтерию счет телефонной компании на 2500 рублей. Стоимость переговоров производственного характера составила 2000 рублей. Руководитель фирмы установил компенсацию за использование личного телефона в размере 300 рублей в месяц. Таким образом, организация должна выплатить сотруднику 2300 рублей (2000 + 300). Экономия по налогу на прибыль составит 552 рубля (2300 x 24%).
Вариант 2. Организация заключает договор аренды мобильного телефона с работником. Расходами фирмы в этом случае будет оплата услуг связи и арендной платы. ЕСН эта выплата не облагается – аренда телефона не имеет отношения к выполнению работ или оказанию услуг (п. 1 ст. 236 НК РФ).
Изменим условия предыдущего примера. Допустим, организация заключила договор аренды мобильного телефона с работником. Сумма ежемесячных арендных платежей составляет 300 рублей. Фирма переоформила на себя договор с оператором сотовой связи. Стоимость услуг связи составила 2000 рублей, в том числе НДС к зачету (18%) – 305 рублей. Общие расходы компании составили 1995 рублей (2000 – 305 + 300). На налоге на прибыль она сэкономила 478,8 рубля (1995 x 24%).
На первый взгляд второй вариант менее выгоден фирме, чем первый. Однако рассчитаем суммарную налоговую нагрузку по каждому из них.
Налоги варианта № 1: 0 руб. (ЕСН) – 552 руб. (экономия на налоге на прибыль) : 2300 руб. x 100% = – 24%.
То есть фирма сэкономит больше 24 процентов на платежах в бюджет.
Налоги варианта № 2: 0 руб. (ЕСН) – 478,8 руб. (экономия на налоге на прибыль) : 1995 руб. x 100% = – 24%.
Таким образом, эти варианты равнозначны.
Компенсации за использование личного автотранспорта
Их выдают работникам, которые ездят в служебные поездки на личных автомобилях. Основанием для выдачи денег служит приказ руководителя организации. В данном документе устанавливают размеры таких выплат.
Конкретную сумму компенсации определяют в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок. В ней учитывают возмещение затрат по эксплуатации автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).
ЕСН такие выплаты не облагаются (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Компенсация уменьшает расходы по налогообложению прибыли в пределах норм. Они закреплены постановлением Правительства России от 8 февраля 2002 г. № 92 и зависят от объема двигателя автомобиля. Например, если он превышает 2000 кубических сантиметров, работнику можно возмещать до 1500 рублей в месяц. Допустим, директор организации решил компенсировать сотруднику с таким автомобилем 5000 рублей в месяц. В таком случае 3500 рублей (5000 – 1500) фирме придется выплачивать за счет собственных средств.
Оплата обучения персонала
Вариант 1. Подготовка или переподготовка кадров.
Чтобы учесть такие расходы при налогообложении прибыли, фирмам необходимо выполнить условия пункта 3 статьи 264 Налогового кодекса. Перечислим их:
Например, организация заплатила 10 000 рублей за прохождение работником курсов повышения квалификации. При расчете налога на прибыль она сможет отнести всю сумму к расходам. Единый социальный налог на такие выплаты тоже не начисляют (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Вариант 2. Работники получают дополнительное образование.
Допустим, в договоре с сотрудником прописано, что фирма обязуется оплатить его обучение в вузе. Компания перечислила 10 000 рублей образовательному учреждению за первый семестр. ЕСН на эту сумму начислять не нужно (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). А вот уменьшить прибыль на нее нельзя (п. 3 ст. 264 НК РФ).
Таким образом, фирме выгоднее повышать квалификацию сотрудника, чем его образовательный уровень.
Оплата питания
Вариант 1. Коллективный договор предусматривает обязанность фирмы оплачивать обеды работников.
В этом случае расходы на питание уменьшают налогооблагаемую прибыль. А поскольку такие затраты связаны с оплатой труда, с них придется платить единый социальный налог (п. 1 ст. 236 НК РФ).
Например, компенсация на питание, которая указана в трудовом договоре, составляет 4000 рублей в месяц. Сумма ЕСН составит 1040 рублей (4000 x 26%). Итого работодателю льгота обойдется в 5040 рублей (4000 + 1040).
Экономия по налогу на прибыль составит:
5040 x 24% = 1209,60 руб.
Вариант 2. Обязанность фирмы организовать обеды работников за свой счет коллективным договором не предусмотрена. Однако такая льгота включена в соцпакет.
В данном случае компенсации придется выплачивать за счет чистой прибыли компании. Однако единый социальный налог на них начислять не нужно (п. 3 ст. 236, подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). То есть организации придется перечислить в бюджет такую же сумму налогов, как и в первом варианте. Но прибыль уменьшить не получится. Следовательно, фирме выгоднее заранее предусмотреть обеды сотрудников в коллективном договоре.
Результаты введения социального пакета
Итак, мы рассмотрели распространенные варианты льгот, которые организации предоставляют сотрудникам. Соберем их в один социальный пакет (см. табл.). Для этого рассчитаем экономию по налогу на прибыль при оплате труда. Заработная плата сотрудника составляет 20 000 рублей. С этой суммы компания должна уплатить единый социальный налог. Сумма ЕСН:
20 000 x 26% = 5200 руб.
Следовательно, экономия составит:
(20 000 руб. + 5200 руб.) x 24% = 6048 руб.
Теперь можно проанализировать получившийся соцпакет. При этом мы будем выбирать более выгодные для компании варианты предоставления одних и тех же льгот.
Пример
Выручка организации составила 100 000 руб. (без НДС). Для упрощения примера представим, что все расходы организации в этом периоде состоят только из заработной платы (20 000 руб.) и комплексного социального пакета (22 050 руб.). Для начала рассчитаем налоговую нагрузку компании до введения соцпакета.
Налог на прибыль:
(100 000 руб. – 20 000 руб. – 5200 руб.) x 24% = 17 952 руб.
ЕСН:
20 000 руб. x 26% = 5200 руб.
Сумма налогов без соцпакета: 17 952 + 5200 = 23 152 руб.
Налоговая нагрузка до предоставления работнику социального пакета = = 23 152 руб. : 100 000 руб. x 100% = 23,1%.
Воспользуемся данными таблицы и подсчитаем налоговую нагрузку после предложения соцпакета сотрудникам. Расходы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль: зарплата, ЕСН и льготы по социальному пакету в пределах установленных норм.
Все другие затраты компания будет платить из чистой прибыли.
В сумме эти расходы составят:
20 000 + 5200 + 1040 + 600 + 1995 + 10 000 + 4000 + 1500 = 44 335 руб.
Налогооблагаемая база:
100 000 – 44 335 = 55 665 руб.
Налог на прибыль:
55 665 руб. x 24% = 13 360 руб.
НДС в данном примере учитываем только как сумму, которая может быть предъявлена к зачету или возврату. Суммарные платежи в бюджет (ЕСН и налог на прибыль):
6240 + 13 360 = 19 600 руб.
Итоговая налоговая нагрузка на компанию:
19 600 руб. : 100 000 руб. x 100% = 19,6%.
Из рассмотренного примера следует, что фирмам выгодно обеспечивать работников социальными пакетами. Ведь в результате их налоговая нагрузка может уменьшиться более чем на четыре процентных пункта. Разумеется, не нужно забывать и о том, что оплата льгот сотрудников обойдется компании недешево. Поэтому предварительно нужно тщательно рассчитать содержание конкретного социального пакета и убедиться, что выплаты не ухудшат финансовое положение организации.
Если большинство затрат компания сможет принять в расходы по налогу на прибыль, а те, которые придется уплачивать из чистой прибыли, невелики, фирма может предложить сотрудникам более выгодный соцпакет. А это, в свою очередь, даст ей не только снижение налоговой нагрузки, но и возможность привлечь высококвалифицированный персонал.
Привилегии по «грейдам»
«Существует модель льгот и компенсаций, которая привязана к определенной шкале – "грейдам". Грейды соответствуют занимаемой должности. Их также определяют на основании таких критериев, как уровень квалификации, знаний и компетенции работника, сложность выполняемого им дела, степень ответственности и важность принимаемых решений.
Преимущество такой системы состоит в том, что сотруднику, который заработал определенную сумму "грейдов", дают возможность выбора между различными льготами. Диапазон стоимости благ может быть очень широким – от оплаты мобильной связи до стажировки или отдыха за границей. Чтобы работникам было легче выбирать привилегии, в компаниях формируют объемные "прайс-листы". Они служат и другой цели – пробуждают у персонала чувство здоровой конкуренции.
Особое внимание уделяют топ-менеджменту и ключевым сотрудникам. У них больше всего привилегий. Вполне естественно, что социальные пакеты руководителя, уникального, высокопрофессионального специалиста и рядового сотрудника отличаются».
Людмила Макарова, независимый эксперт
Анна Романовская, главный бухгалтер НОУ «Академия развлекательного и игрового бизнеса»
Комментарии (0)
Оставить комментарий