«Подозрительных» исключаем
Обратить внимание на участвующие в арбитражном деле сомнительные документы могут как судьи, так и участники спора. Соответственно каждый из них может заявить о своем желании отправить подозрительные бумаги на экспертизу.
Как правило, судьи самостоятельно назначают экспертизу только в исключительных случаях – когда у них есть действительно серьезные основания сомневаться в подлинности фигурирующих в деле бумаг. Например, если фирма предоставила три счета-фактуры от контрагента и все с разными подписями или оппоненты предъявляют свои экземпляры договора с разным содержанием.
Если назначить экспертизу документов хочет одна из сторон спора, ее представители должны написать заявление об установлении подлинности документа (ст. 161 АПК): «Прошу провести экспертизу документов (например, договора и акта), в связи с тем, что подлинность данных документов вызывает сомнение».
Принимая заявление, судья предупредит об ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК). Однако не стоит пугаться. Предупреждение – это обычная обязательная процедура. Даже если по результатам экспертизы документы окажутся подлинными, доказать, что вы сознательно хотели оговорить оппонента, практически нереально.
Если фирма подала заявление о фальсификации, то оспариваемый документ исключают из процесса – с согласия лица, предоставившего его (подп. 2 п. 1 ст. 161 АПК). В случае если оппонент не согласен с исключением документов из доказательств, суд проверяет обоснованность заявления и принимает решение, отправлять бумаги на экспертизу или нет (подп. 3 п. 1 ст. 161 АПК).
Слушание на время экспертизы приостанавливают – такое решение выносит суд на основании пункта 1 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса. При этом срок определяется судом самостоятельно (п.4 ст.145 АПК).
Представители сторон могут уточнить свои вопросы к экспертам или предложить своих специалистов. Согласие на привлечение «знакомых» экспертов дает суд (п. 4 ст. 82 АПК). Оппонент может дать отвод «чужому» эксперту (п. 3 ст. 82 АПК). Участвующим в деле сторонам разрешено присутствовать во время проведения экспертизы (п. 2 ст. 83 АПК). Отказать в этом можно только по решению суда, например, по требованию экспертов – если гражданин мешает проведению экспертизы.
Если экспертизу назначают по инициативе суда, то расходы на нее оплачивают из федерального бюджета (п. 3 ст. 109 АПК). Если же экспертизу проводят по инициативе одной из сторон, то инициатор вносит деньги, необходимые для проведения экспертизы, на депозитный счет арбитражного суда для покрытия данных расходов. В конце судебного разбирательства судебные расходы распределяются между сторонами, участвующими в процессе согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса.
Если суд или одна из сторон не согласны с результатами экспертизы, то может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза (ст. 87 АПК). Дополнительную проводят те же специалисты, но более углубленно. Повторную – другие эксперты.
Если доказано, что документ фальшивый, то это указывают в протоколе судебного заседания. И такой документ исключают из процесса.
Накажут – не накажут
За подделку документов предусмотрена уголовная ответственность – либо штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, либо исправительные работы на срок от года до двух лет, либо арест на срок от 2 до 4 месяцев (ст. 303 УК). Однако на практике за выявленные в суде фальшивки к ответственности привлекают нечасто. Дело в том, что для этого обвиняющая сторона должна подать заявление и подтверждающие документы в правоохранительные органы. Ведь фальсификация документов – отдельное уголовное дело. И до его возбуждения дело доходит далеко не всегда.
Это объясняется тем, что ни арбитражный суд, ни пострадавшая сторона не обязаны подавать заявление в милицию о привлечении поддельщика к уголовной ответственности. И в большинстве случаев фирмы не решаются ввязываться в еще один судебный процесс. Ведь привлечь виновную сторону к уголовной ответственности не так-то просто – даже при доказанном факте подделки. Судите сами. Одно дело, если сотрудники фирмы сами подделали документы в корыстных целях. Например, расписались за другое лицо в договоре. И почерковедческая экспертиза установила не только факт подражания, но и исполнителя подделки. В таком случае наказать виновника можно.
Но зачастую поддельные документы попадают на фирму через «третьи руки». В этом случае представитель фирмы может заявить, что компания не совершала подделки и сама была обманута. Проверять же все получаемые от контрагентов документы на подлинность закон не обязывает. Так что доказать состав преступления милиционеры смогут только в одном случае – если достоверно установят, что сотрудники фирмы знали о том, что документ поддельный, и все равно приняли его. А значит, соучаствовали в преступлении. Но, как показывает практика, такие случаи редки.
Комментарии (0)
Оставить комментарий