Напомним, что факторинг – это покупка фактором (банком или спецфирмой) дебиторской задолженности предприятия. Его распространенность во всем мире обусловлена тем, что факторинговая сделка выгодна для каждого из ее участников. Поставщику перечисляют в виде аванса 75–90 процентов денежных средств за отгруженный товар сразу, а не через длительный период времени. Банк получает с участников сделки свои комиссионные. Покупатель, со своей стороны, имеет возможность растянуть выплату долга на больший срок, чем это позволила бы ему сделать фирма-продавец.
Факторинг станет обычным делом
Несмотря на кажущуюся идеальность схемы, и у факторов, и у фирм, которые пользуются их услугами, остается немало нерешенных проблем, особенно в том, что касается нормативно-правовой базы. Впрочем, на днях депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект об отмене лицензирования в сфере факторинга. До сих пор Гражданский кодекс и закон о лицензировании противоречили друг другу. В первом утверждалось, что деятельность по предоставлению факторинговых услуг требует обязательной лицензии, второй этого не предусматривает. В результате, как отметила главный специалист Департамента корпоративного управления Минэкономразвития Ольга Грицай, формировалась разная правоприменительная практика. Это, по ее словам, «вызывало сложности в отношениях между участниками рынка и чиновниками и ухудшало условия ведения бизнеса».
Принятие законопроекта, считает она, значительно улучшит качество самих факторинговых услуг, предоставляемых малым фирмам. «Таким образом, на рынок смогут прийти новые игроки, которые подстегнут конкуренцию и сделают такой вид кредитования более доступным для малого бизнеса», – подчеркнула она в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации».
В своем выступлении Ольга Грицай также заявила, что МЭРТ планирует поощрять развитие специализированных факторинговых организаций, которые в принципе могут работать не хуже, а в некоторых случаях даже лучше банков.
На конференции прозвучало и еще одно законодательное предложение – принять полноценный федеральный закон «О факторинге», в котором были бы четко определены все основные понятия и правила, касающиеся использования данного финансового инструмента. Эта идея зародилась не вчера, но в Минэкономразвития с ее воплощением в жизнь пока не спешат. «Нам не хотелось бы для каждой финансовой схемы писать отдельный федеральный закон, – пояснила Грицай. – Это может вызвать появление новых противоречий в нормативных актах, усложнить законодательство в этой сфере. Пока мы считаем, что вносить поправки в Гражданский и Налоговый кодекс более разумно, однако это не значит, что от идеи ФЗ «О факторинге» мы отказались бесповоротно». Окончательное решение по закону, сообщила она, правительство примет в конце этого года.
Компании-факторы попадут под контроль
Законопроект об отмене лицензирования в сфере факторинга окончательно еще не одобрен, а некоторые компании, предоставляющие подобные финансовые услуги, уже мечтают о сохранении государственного контроля или, по крайней мере, саморегулировании. Ярым сторонником этой идеи показал себя генеральный директор компании «ТрансКредитФакторинг» Алексей Бородуллин. Он заявил, что в будущем саморегулируемая организация необходима, поскольку факторинг – это риск. Организация обязана будет предъявлять к участвующим в ней членам определенные требования относительно технологии, штата сотрудников, активов и ликвидности капитала. Иначе, по его мнению, может появиться множество компаний, в том числе недобросовестных и неопытных, которые подорвут доверие бизнеса к факторингу.
В первую очередь это важно для клиентов компаний-факторов – небольших организаций, у которых, как выразился генеральный директор компании «Еврокоммерц» Григорий Карповский, весь бизнес «заточен» под такой вид кредитования. «Если вдруг будет принято решение о закрытии банковского факторингового подразделения или специализированной факторинговой фирмы, малое предприятие рискует развалиться. Оно не сможет в короткие сроки найти средства на очередную быструю перестройку», – заявил он. Что касается ведомства, которое стало бы аккредитовывать и допускать организации к работе, то им, как заметил Бородуллин, может быть пока не существующая Российская ассоциация факторинговых компаний.
В беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» Ольга Грицай поддержала инициативу создания подобной ассоциации. Она заметила, что саморегулируемая организация, если такая будет создана, сможет эффективно контролировать деятельность фирм, которые работают в сфере факторинга.
Каждой фирме – «свой» факторинг
Помимо безопасности, которая столь важна для малых фирм, от факторов им нужны, собственно, деньги. Эту нехитрую мысль подчеркнул в своем докладе «отец» российского факторинга, председатель правления «Национальной факторинговой компании» (НФК) Михаил Трейвиш.
В начале своего выступления Трейвиш огорошил публику, заявив, что «факторинга не существует». Однако тут же пояснил, что, по его мнению, следует различать «факторинги» для малого, среднего и крупного бизнеса. «Факторинг – это не продукт или услуга. Это магазин, в котором фирма, в зависимости от толщины своего кошелька и потребностей, может купить предлагаемый ей продукт или услугу, – заявил он. – Если компания маленькая, ее задача состоит в том, чтобы начать продавать свой товар. При этом она испытывает постоянный дефицит финансовых ресурсов, поскольку у нее нет кредитной истории и достаточного имущества, чтобы рассчитывать на классический банковский кредит». В этой ситуации, продолжил Трейвиш, малый бизнес часто вынужден брать кредит на невыгодных для себя условиях, занимая «дорогие» деньги. Выход – как раз в факторинге.
Более того, как заметил Трейвиш, в мировой практике существует несколько иное определение факторинга. Дело в том, что за границей специализированные фирмы, помимо возможности переуступить право денежного требования, готовы предоставить своим клиентам еще и такие услуги, как юридический консалтинг, транспортировка товара, проверка платежеспособности будущего покупателя, финансирование возникающих кассовых разрывов. Однако в условиях российской действительности банки, которые до недавних пор занимали лидирующие позиции на рынке факторинга, обеспечить такой «сервис» не в состоянии. Посему за ними остается лишь «усеченный факторинг», удовлетворяющий потребность предпринимателей в деньгах. При этом стоимость услуг, предоставляемых специализированными компаниями, по мнению Трейвиша, просто не по карману малому бизнесу.
Однако Ольга Грицай с такой позицией не согласилась. Она пояснила, что с ростом конкуренции на рынке стоимость как факторинговых, так и сопутствующих услуг должна снизится и впоследствии стать доступной не только для крупных и средних компаний, но и для малого бизнеса. Поддерживают ее в этом мнении и другие специалисты. Так, в докладе, опубликованном «РА Эксперт», отмечено, что доходность от работы с крупными компаниями становится с каждым годом все ниже. Сказывается как рост конкуренции между факторинговыми компаниями, так и ее усиление со стороны других источников заемного капитала – банковского кредита и рынка облигаций. А значит, дальнейший рост рынку факторинга в России в ближайшем будущем должны обеспечить именно малые фирмы.
А. Уйменов, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»
Комментарии (0)
Оставить комментарий