Нужно ли менять администратора ЕСН?

Нужно ли менять администратора ЕСН?

28.04.2006   |   0Оставить комментарий
Пока казначеи думают, бухгалтеры на перепутье

Буквально на днях наш внештатный корреспондент Геннадий Бурыхин стал свидетелем любопытной сцены, про-исшедшей в Федеральном казначействе. Увиденное не оставляло никаких сомнений: казначеи решили поменять одного администратора единого социального налога на нескольких. Для бухгалтера это означает очередную путаницу в реквизитах налоговых платежек и, возможно, новую отчетность.

Шумное окончание рабочего дня

Хотя Федеральное казначейство и выделено из состава Минфина, большинство его структурных подразделений по-прежнему располагаются в солидном здании на Ильинке, 9. Причем в очень удобном месте — на втором этаже, неподалеку от знаменитого минфиновского музея.

Символично, что на «казначейском» этаже расположена и касса Сбербанка, куда я, оказавшись в здании по делам, направился, чтобы снять деньги с пластиковой карточки. Несмотря на то что приближалось окончание трудового дня, рабочий гул доносился изо всех комнат. Более того, у распахнутых дверей кабинета начальника Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства Галины Маклевой образовалось небольшое столпотворение.

На пороге стояла Маклева и звала свою заместительницу Елену Володину из соседней комнаты. Рядом находилась Елена Лукинова, заместитель начальника другого казначейского отдела — методического обеспечения бюджетного учета и отчетности.

В руках все держали листки бумаги, на которых, судя по чудовищно длинным счетам, были проводки по бюджетному учету (так бюджетники называют бухгалтерский учет). Подобные картины — обычное явление уже больше года, с тех пор как бюджетников обязали применять новую инструкцию с 26-значными счетами.

На весь коридор прозвучал возглас Маклевой: «В Минюсте еще 11 апреля утвердили

новую инструкцию, что же вы проводки по старой пишете!» Перипетии с наконец зарегистрированным в Минюсте приказом Минфина от 10 февраля 2006 г. № 25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету», который изначально предполагал не создание новой инструкции, а внесение изменений в старую, утвержденную приказом Минфина от 24 августа 2004 г. № 70н, сами по себе любопытны. Чего стоит только факт, что приказ вначале завизировали в Минюсте в субботу, 18 марта, а потом вернули на доработку! Однако понимая, что бухгалтеров коммерческой сферы этот факт только позабавит, не принеся никакой практической пользы, я почти прошел мимо. И вдруг услышал обрывок фразы: «...ЕСН должны администрировать не налоговые, а фонды!»

Подумав, что повторяется история прошлых лет, когда против единого социального налога не высказывался только ленивый (см. заметку «Кто против ЕСН?»), я присел у ближайшего кабинета под видом ожидающего своей очереди посетителя. Что бы ни говорили сотрудники фондов, профсоюзов и подобных ведомств, все их слова гораздо менее весомы, чем мнение Федерального казначейства, составляющего консолидированную отчетность по всем финансам страны. Когда главный учетчик говорит, что отчетность «расползается», то меры противодействия должны быть приняты обязательно. Даже если на их согласование придется потратить не один месяц.

Молниеносное решение

Возле кабинета Маклевой сидела типичная бюджетница, которая, как потом оказалось, и явилась возмутителем спокойствия и без того беспокойной жизни казначеев. Дамы были настолько увлечены дискуссией, что, пригласив в кабинет посетительницу, забыли закрыть дверь. Говорили все громко, так что мне не составило труда услышать диалог полностью.

— Вот, мы подготовили вам ответ, — Маклева энергично протянула посетительнице

какое-то разъяснение, занимающее четверть стандартного листа формата А4. — Да, он очень короткий, но больше у ваших сотрудников проблем с пособиями по временной нетрудоспособности не будет. Что только не выдумают на местах! Ну как можно требовать, чтобы деньги на больничные приходили исключительно из соцстраха?!

— Подождите-подождите, Галина Ивановна, — остановила свою начальницу Володина. — А ведь по проводкам и правда получается какая-то ерунда. Вот, посмотрите сами.

Едва взглянув, Маклева тут же определила причину проблемы:

— То же самое, что и с Пенсионным фондом: доходы администрируют налоговики, а расходы идут за счет средств фонда. Надо звонить Зеленскому!

Владимир Зеленский — заместитель директора департамента бюджетной политики Минфина. Именно в этом ведомстве находится отдел, из которого в последние годы как из рога изобилия сыплются изменения кодов бюджетной классификации (КБК).

После звонка Владимиру Анатольевичу выяснилось, что Минфин в курсе проблемы и планирует решить ее в ближайшем будущем. Такое резюме разговора могло означать только одно — грядут изменения первых трех цифр в КБК для перечисления единого социального налога. Вместо кода 182 «Федеральная налоговая служба» будет значиться, например, код 392 «Пенсионный фонд Российской Федерации».

Запрос от ФСС

Время неумолимо близилось к шести вечера, но никто не собирался домой. В коридоре Федерального казначейства появился один из моих знакомых, сотрудник департамента бюджетной политики Минфина. Я попросил его узнать, что из себя представляет таинственная посетительница, из-за которой полказначейства буквально стоит на ушах.

Оказалось, ничего особенного и таинственного в женщине не было. Возможно, в другой ситуации с ней бы никто и разговаривать не стал. По внутренним регламентам казначеев и минфиновцев они рассматривают проблемы по существу только в том случае, если запросы пришли от представителей исполнительной власти, главных распорядителей бюджетных средств и методологических советов по бухгалтерскому учету. Все остальные тоже получают ответы, однако в последнее время на

частные запросы чиновники чаще всего отвечают отписками. Это ничуть не удивительно: специалисты, которые считают своим долгом вести разъяснительную работу, очень скоро бывают завалены таким ворохом писем, что подобная «допнагрузка» начинает мешать их основной работе.

На свое счастье бюджетница принесла запрос, аналогичный тому, что Федеральное казначейство получило из самого Фонда социального страхования, причем буквально в один день. Сотрудники фонда очень невнятно обрисовали ситуацию перекоса в учете из-за того, что доходы администрирует Федеральная налоговая служба, а расходы идут за счет средств фонда. Если бы не письмо посетительницы, казначеи еще долго бы не могли понять проблему ЕСН в части взносов на социальное страхование.

Именно два этих совпавших по времени запроса раскрыли наконец казначеям глаза, что единый социальный налог — не самая лучшая идея из арсенала реформаторов налоговой системы. По сути, если предложение Федерального казначейства о смене администратора пройдет, это будет означать постепенный возврат к старой системе с ежеквартальной отчетностью в фонды, без «единой» отчетности в виде декларации по ЕСН. Впрочем, бухгалтеры, в штате фирм которых есть сотрудники-немосквичи, от этого мало что потеряют. Ведь и сейчас им приходится ежеквартально отчитываться не только в Фонд социального страхования, как коллегам, в штате фирм которых исключительно столичные жители, но и в Фонд медицинского страхования. Пенсионный фонд скорее всего вполне устроит нынешняя ежегодная персонифицированная отчетность.

Гланое — чтобы отчетность шла

Чтобы окончательно разобраться в ситуации, я обратился к сотрудникам Федерального казначейства. Они пояснили мне, что некоторые руководители территориальных органов казначейства, не видя, как ручеек из денежного потока ЕСН подпитывает расходы соцстраха, пришли к очень опасным выводам. Их заключения касались пособий начиная с третьего дня временной нетрудоспособности.

Была поднята тревога по следующему поводу. Сегодня работодатели не ждут, пока поступят деньги соцстраха, а выплачивают больничные за счет собственных средств. С одной стороны, казначеи не могут запретить такой порядок не только обычным фирмам, но и бюджетным учреждениям. Ведь правила установлены Законом от 22 декабря 2005 г. № 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» (далее — Закон № 180-ФЗ). Однако проблема налицо.

— Суммы выплаченных пособий отражают в расчетной ведомости по ФСС (форма 4-ФСС) не в разделе учета средств фонда, — возмущаются казначеи с территорий, — а в разделе 1 «Для страхователей-налогоплательщиков, уплачивающих единый социальный налог». Более того, их показывают в таблице 2 «Расчеты по единому социальному налогу»!

То, что размер пособий надо писать в строке 15 «Расходы на цели обязательного социального страхования», возмутителей спокойствия не смущает. Территориальные казначеи акцентируют внимание на другом.

Раздел 1 формы 4-ФСС предназначен для отражения средств, распределяемых по коду классификации доходов бюджетов 000 1 02 01020 07 0000 110 «Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации». А раз так, то, по их мнению, выплата пособий за счет средств работодателя приводит «к искажению и рассогласованию в учете бюд- жетных средств федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования». Оказывается, в федеральном бюджете не находят надлежащего отражения кассовые поступления по единому социальному налогу!

Теоретически идеальным решением, по мнению территориальных казначеев, в данной ситуации будет формальное выполнение условий выплаты пособия. То есть первые два дня — за счет средств работодателя, начиная с третьего дня — исключительно за счет средств Фонда социального страхования. Хорошо хоть чиновники понимают, что в настоящее время данные предложения невозможно воплотить в жизнь из-за их явного противоречия Закону № 180-ФЗ.

К чести сотрудников Федерального казначейства, они отнюдь не поддерживают своих подчиненных и обращаются не только к Закону № 180-ФЗ. Федеральное казначейство упоминает даже статью 243 Налогового кодекса, которая разрешает фирмам уменьшать сумму единого социального налога в части Фонда социального страхования на размер законных расходов по соцстраху. Правда, не забыв при этом подчеркнуть, что, например, уменьшение фирмами сумм ЕСН по операциям со средствами Фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда не допускается.

Можно только надеяться, что увещевания Федерального казначейства дойдут до низов. Пока же некоторая сумятица с учетными процессами явно мешает россиянам воспользоваться своими законными правами по обязательному социальному страхованию. «Зачет» ЕСН формально позволяет соцстраху тянуть с возмещением пособий, например, по беременности и родам. Учитывая, что не каждый работодатель в коммерции считает себя обязанным выплатить вовремя пособие, а в бюджетной сфере не каждый и может, бухгалтеру постоянно приходится сталкиваться с недовольством сотрудников.

КТО ПРОТИВ ЕСН?

Пенсионный фонд...

...был недоволен снижением ставки ЕСН. По словам председателя Правления Пенсионного фонда Геннадия Батанова, уменьшение единого социального налога сделало «пенсионный» бюджет дефицитным. По его подсчетам для нормализации ситуации работодатели должны были отчислять не 14, а все 18 процентов на обязательное пенсионное страхование.

К счастью, ратовать за повышение ставки ЕСН чиновник не стал. Он предложил изменить правовой статус базовой части пенсии. Например, назвать 6 процентов от ЕСН, поступающих в федеральный бюджет, социальной выплатой и сделать страховым взносом в Пенсионный фонд.

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов...

...заткнула за пояс Пенсионный фонд по части радикальности инициатив. Правда, ее комитет пенсионных технологий волновал вопрос не страховой, а накопительной части взносов на обязательное пенсионное страхование. Негосударственные «пенсионщики» предлагали ликвидировать как класс так называемых молчунов — работников, которые по умолчанию оставляют свои пенсионные накопления государству.

В недрах Госдумы до сих пор пылится законопроект, запрещающий работодателям нанимать сотрудников, которые не имеют договоров на пенсионное страхование с каким-либо негосударственным фондом.

Профсоюзы...

...направили письмо председателю правительства Михаилу Фрадкову. В нем было предложено заменить ЕСН страховыми взносами. Недовольные предлагали законодательно закрепить страховые принципы. Например, определение страховых рисков и объемов страхового возмещения, экономически обоснованных страховых тарифов как для работодателей, так и для работников, участие в управлении обязательным социальным страхованием социальных партнеров, а также перевод обязательств нестрахового характера на бюджетное финансирование.

Счетная палата...

...пришла к неутешительным выводам, проверив администрирование ЕСН и деятельность государственных внебюджетных фондов. Аналитическая записка аудиторов Счетной палаты свидетельствовала: «...цели, поставленные при снижении ставок налога, в настоящее время не достигнуты». То есть зарплата из тени не вышла, администрирование неэффективно и т. п.

Для бухгалтера наиболее прискорбно то, что учет с введением ЕСН отнюдь не упростился, а количество платежек не уменьшилось. Этот факт также был отмечен в аналитической записке Счетной палаты.

«Московский бухгалтер» Источник материала
4930 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.