Скидки по науке
Итак, попробуем разобраться, чем может грозить продавцу желание угодить своим покупателям. Вообще предоставление скидки – это обычай делового оборота. Термин «скидка», как правило, означает изменение условий оплаты по сравнению с теми, что были предложены продавцом первоначально. Цена на продукцию при этом уменьшается. Но необходимо отметить, что, несмотря на понижение первоначальной стоимости материальных ценностей, цена на них все равно остается рыночной. Этот момент не зависит от способа предоставления скидок. Данная позиция находит свое подтверждение и в судебной практике. Так, Высший Арбитражный Суд в постановлении от 4 апреля 2000 г. № 6307/99 указывает, что для целей налогообложения цена товара должна быть рассчитана исходя из базовой стоимости, но с учетом предоставленных скидок.
Налоговое законодательство не регулирует хозяйственную деятельность организаций, это прерогатива гражданского права. На деле инспекторы не всегда ограничиваются теми полномочиями, которые предоставляет им статья 2 Налогового кодекса. Еще Министерство по налогам и сборам в письме от 25 июля 2002 г. № 02-3-08/84-Ю216 попыталось сделать скидки «налогооблагаемыми». В этом документе была рассмотрена ситуация, в которой одна из сторон договора направила уведомление, где сообщила, что предоставляет скидку после его заключения. Другая сторона согласилась с этим условием и оплатила товар по меньшей цене.
Так вот специалисты налогового ведомства решили, что на основании статьи 415 Гражданского кодекса в этом случае произошло прощение долга. Этот вывод они сделали из того, что в бухгалтерском учете продавец списал дебиторскую задолженность покупателя на сумму скидки. Учитывая вышесказанное, контролеры решили, что, предоставив скидку, одна сторона получила убыток, а другая (покупатель) – экономическую выгоду. Соответственно с нее необходимо уплатить налог на прибыль, поскольку список внереализационных доходов открыт (ст. 250 НК).
С такой позицией трудно согласиться. Утверждение налоговиков противоречит статьям 421 и 422 Гражданского кодекса. В них сказано, что все участники гражданского оборота свободны сами определять условия договора. Кроме случаев, когда они прямо прописаны в законе или иных нормативных актах. Также, договор считают заключенным, если между сторонами в требуемой законом форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. В нашем случае такими значимыми пунктами будут:
В договорах купли-продажи цена не является существенным условием договора, если только об этом прямо не заявила одна из сторон (ст. 485 ГК). Это значит, что соглашение можно считать заключенным, даже если пункт о цене не оговорен. По общему правилу изменение стоимости после подписания контракта возможно в случаях и на условиях, предусмотренных либо в нем самом, либо в законе (п. 2 ст. 424 ГК).
Однако следует помнить, что все вышесказанное не применимо, когда товар продают по заведомо заниженным ценам (то есть при отклонении стоимости более чем на 20%). При таком расхождении у контролеров есть право проверить обоснованность рыночной цены, в том числе надбавок и скидок (ст. 40 НК). Чтобы не платить лишнего, попробуем разобраться, какие скидки чаще всего применяют и как их правильно отразить в налоговом учете.
Способы скидок: общеизвестный
На практике предполагается, что различные виды скидок можно предоставлять разными способами. Кроме того, у них будут далеко не одинаковые налоговые последствия. Скидки дают, если вы приобретаете продукцию в определенном количестве. Их предоставляют при покупке товара одного наименования или на установленную сумму. Размер количества или стоимости продавец устанавливает заранее. Это наиболее приемлемый вариант скидок, так как он практически не имеет никаких налоговых последствий. Ведь условия и размер снижения цены оговорены до покупки и обоснованны.
Еще один распространенный способ – это предложить купить товар и предоставить так называемую отсроченную от момента покупки скидку. То есть получить продукцию по сниженной цене вы сможете, если купите определенный объем продукции в течение какого-либо периода времени. Факт продажи в нужных количестве и сумме, если они не превышают необходимого для предоставления скидки предела, продавец отражает по цене без учета «послабления».
При таком подходе возможны два варианта, при которых продавец предоставляет скидки. Первый: наступят определенные условия (например, закупка товара на контрольную сумму). Цену снижают только на последующие покупки. Второй: продажа всей партии по уменьшенной цене. Но в последующих периодах может возникнуть значительная общая суммарная скидка по прошлым продажам. Если она в результате превысит 20 процентов от текущей цены, то контролеры будут иметь повод к доначислению налогов. Для того чтобы этого не произошло, необходимо обосновать скидку приказом или распоряжением руководителя и расчетными документами. При этом обязательно укажите на использование скидок при определении цены.
Вариант иной: платите быстрее – получите скидку
В оптовых фирмах довольно часто можно встретить скидку в качестве поощрения быстрой оплаты всей партии товара. Такая хозяйственная политика позволяет сократить временной интервал между моментом отгрузки и оплатой продукции. Также при этом продавцы уменьшают срок беспроцентного кредита покупателям. Учитывать эту скидку можно двумя способами. В первом случае выручку от продажи отражают по цене без учета скидки в момент отгрузки товара. По мере того как стоимость будет уменьшаться на сумму предоставленного «послабления», бухгалтер должен показывать это сторнировочной записью по получении оплаты.
Второй вариант учета цены скидки в период ее действия у продавца – нужно доначислить выручку и оборотные налоги после того, как срок скидки истек. То есть в тот период, когда можно было купить товар по меньшей цене, оплата не поступила. Соответственно бухгалтеру фирмы-продавца нужно довести стоимость продукции до уровня «без скидки». Это более рискованно, чем первый вариант, так как неизвестно, будет покупатель использовать скидку или нет. Если же выручка уже отражена в уменьшенном размере – это ведет к недоплате НДС в течение срока действия скидки (в случаях, когда покупатель не использовал еще такой возможности покупки товара).
Скидки возможны не только при заключении договоров купли-продажи, но и при возмездном оказании услуг. Следует учесть, что по гражданскому праву (ст. 779 ГК) сторонами такого договора будут исполнитель и заказчик (а не продавец и покупатель). Это значит, что подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса к ним не применим. То есть при возмездном оказании услуг расходы в виде скидки к внереализационным не относят (письмо Минфина от 2 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/70; полностью прочитать документ вы можете в справочной правовой системе КонсультантПлюс. – Прим. ред.).
Безвозмездно не значит «даром»
Помимо перечисленного компания может предоставлять определенную часть товара, так сказать, «бесплатно». Этот вариант можно расценить как безвозмездную передачу имущества с вытекающими отсюда для обеих сторон налоговыми последствиями. Собственно, Минфин так и сделал, о чем сообщил фирмам в своем письме от 15 марта 2006 г. № 03-03-04/4/57.
Во избежание такой трактовки рекомендуем передавать товар не по отдельному отгрузочному документу без указания стоимости, а в обычном порядке. То есть указывать основную и дополнительную партии в одном документе. Сумму скидки при этом можно рассматривать как уменьшенную торговую наценку на реализуемый товар. Но покупателям необходимо помнить, что в этом случае у них снижается цена на всю ту партию товара, по которой в виде дополнительного поощрения им бесплатно предоставили его часть.
Федеральная налоговая служба в своем письме от 25 января 2005 г. № 02-1-08/8@ (с полным текстом письма вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс) разъяснила, как отразить в налоговом учете предусмотренные договором условия изменения цены товара. Стоимость единицы продукции может быть уменьшена при наступлении определенных условий, с которыми соглашение связывает возникновение скидки. При этом бухгалтер должен внести поправки в налоговый учет на основании изменений в первичных документах о стоимости проданных материальных ценностей. Налоговая служба решила, что при понижении цены фирма-продавец должна подать уточненные декларации, потому что в периоды реализации произошло искажение налоговой базы. Ссылаются контролеры на статью 54 Налогового кодекса. В ней речь идет об отражении ошибок. Не совсем понятно, какие именно неточности мог допустить бухгалтер, отражая налоговую базу прошлого периода с учетом известных ему факторов, в том числе скидок.
Налоговая служба предложила рассматривать термины «скидка» и «безвозмездная передача имущества» следующим образом (письмо ФНС от 25 января 2005 г. № 02-1-08/8@). Под первым контролеры предлагают понимать изменение цены товара при наступлении определенных условий по договору. Второе понятие, по их мнению, следует трактовать как освобождение покупателя от обязанности оплачивать часть купленного товара. Размер такого освобождения установлен в договоре в виде процента от общей суммы проданных ценностей. Решение этого вопроса специалисты ведомства видят в пункте 16 статьи 270 Налогового кодекса. В нем сказано, что расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества, не участвуют в расчете налогооблагаемой базы.
Избежать такого определения инспектором скидки, которая установлена в договоре в виде процента, можно. Пропишите в том же соглашении примерно следующее: «Скидка в виде процента от общей стоимости товара означает пропорциональное снижение цены на каждую его единицу. Это положение стороны применяют по умолчанию, то есть предполагают заранее. В связи с этим дополнительных соглашений о пересмотре цены на каждую единицу товара заключать нет необходимости». Такой пункт оградит вас от возможных претензий контролеров по поводу трактовки «процентной» скидки как безвозмездной передачи имущества.
Е. Анищенко
Комментарии (0)
Оставить комментарий