До 1993 года аудиторская деятельность в России не лицензировалась. Ею могла заниматься любая фирма. Поэтому рынок аудиторских услуг формировался стихийно. Неудивительно, что некоторые компании проводили проверки некачественно. Ситуация накалилась до предела и государству пришлось вмешаться. Основным документом, регулирующим сферу аудита, стал Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Современный российский рынок аудиторских услуг достаточно стабилен. В нашей стране работают свыше 6000 аудиторских организаций и около 1000 индивидуальных аудиторов. А при Министерстве финансов аккредитовано семь профессиональных объединений.
Старое законодательство нужно приводить в соответствие с современными реалиями. Существующая система лицензирования носит скорее формальный характер и не может гарантировать должное качество аудиторских услуг. Более того, она искусственно сдерживает конкуренцию среди аудиторов. Поэтому депутаты подали на рассмотрение Государственной думы проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Главное новшество состоит в том, что лицензирование этого вида деятельности планируют отменить. Альтернативой разрешительным документам станет членство в саморегулируемых объединениях. B каждом из них будет состоять большое число компаний. В настоящее время называют цифру в 3000 индивидуальных аудиторов или 1500 фирм. Но группа депутатов считает, что это требование нужно смягчить.
Диалог с Западом
Парламентарии не смогли прийти к единому мнению и по многим другим спорным вопросам реформирования аудита. Поэтому Министерство финансов предложило обратиться к международному опыту. Так появился проект ТАСИС¹ "Осуществление реформы аудита в Российской Федерации". Недавно в Москве в рамках данного проекта прошел круглый стол "Роль профессиональных объединений". В нем приняли участие международные эксперты, представители Минфина и аудиторского сообщества.
Открыл мероприятие директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Леонид Шнейдман. Он сообщил, что в России необходимо создать сильный институт саморегулирования аудита. Государство планирует опираться в этом вопросе на профессиональные объединения. Нужно найти оптимальный для России вариант аудиторских реформ. Для этого международные эксперты проекта ТАСИС подготовили "Белую книгу". В документе они изложили свое видение реформы аудита в России. "Белая книга" появилась в результате многочисленных встреч экспертов с представителями Минфина и аудиторского сообщества. Заметим, документ носит рекомендательный характер — применять его положения не обязательно. Одна из главных целей "Белой книги" — познакомить российскую аудиторию с международным опытом в сфере аудита.
Аудит с "белой" страницы
В рамках проекта ТАСИС был проведен опрос аудиторских компаний России. Его результаты показали, что крупные аудиторы более подготовлены к грядущим изменениям. Участников обсуждения заинтересовал вопрос, как реформы повлияют на средние и малые фирмы.
"На европейском рынке аудиторских услуг также существуют различия между крупными и небольшими аудиторскими компаниями в силу того, что они работают с разными стандартами и категориями клиентов.
На сегодняшний день в Великобритании зарегистрировано 5007 аудиторских фирм. На долю 10 крупнейших аудиторов приходится свыше 60 процентов рынка. Остальные аудиторские фирмы получают доходы от работы с другими категориями клиентов и предоставляют профессиональные услуги, которые способствуют развитию бизнеса в целом.
На российском рынке аудиторских услуг достаточно места как для крупных компаний и "Большой четверки", так и для небольших и средних аудиторских организаций", — сообщил руководитель группы ТАСИС Джеффри Таунсенд.
Во Франции, по словам эксперта Национальной компании комиссаров по счетам Франции (CNCC) Мишеля Дерье, существует требование о том, что в проверке организации, которую проводят иностранные аудиторы, обязательно участвуют местные фирмы. B России можно предусмотреть порядок, в соответствии с которым при проведении обязательной проверки крупного предприятия привлекаются не менее двух не связанных между собой аудиторских организаций.
"России необходимо разработать и внедрить механизмы защиты от некачественного аудита. Решить эту задачу под силу профессиональным аудиторским объединениям", — сообщил г-н Таунсенд. Законопроект устанавливает, что к саморегулируемым объединениям аудиторов перейдет существенная часть функций, принадлежащих в настоящее время Минфину России: контроль за качеством аудиторских услуг, повышение квалификации, аттестация и ведение единого реестра аудиторов и аудиторских организаций. Эти изменения связаны с тем, что Министерство финансов в настоящее время работает с перегрузками.
Финансовое ведомство же будет заниматься исключительно нормативно-правовым регулированием, вести государственный реестр саморегулируемых аудиторских объединений и контролировать их деятельность.
"В настоящее время в России лишь 20 процентов от общего числа аудиторов состоят в профессиональных объединениях, — заявляет г-н Таунсенд, — что свидетельствует о слабости последних. Этот факт объясняет различия в качестве услуг аудиторов и высокий уровень коррумпированности среди них".
"Традиции западных профессиональных объединений связаны с деятельностью еще средневековых гильдий. Членство в таком объединении свидетельствует о том, что аудитор оказывает качественные услуги", — отметил директор проекта ТАСИС Ричард Гласспул. ""Белая книга" составлена с целью донести до российского аудиторского сообщества европейский опыт создания системы саморегулирования аудиторской деятельности. В России она должна учитывать современную ситуацию и оставаться эффективной в среднесрочной перспективе", — сообщил г-н Таунсенд.
"России нужны профессиональные объединения, членство в которых будет свидетельствовать о высоком уровне квалификации и надежности аудитора. Саморегулируемые объединения должны служить "ориентиром" качества. Необходимо, чтобы они стали надежной преградой для недобросовестного аудита", — резюмировал г-н Гласспул.
"Репутация профессиональных объединений может пострадать от недобросовестной работы лишь нескольких членов. Поэтому в объединении обязательно должна быть хорошо отлаженная система контроля качества аудиторских услуг", — добавил г-н Таунсенд.
Всеобъемлющий контроль
"Предполагается выстроить вертикаль контроля за деятельностью аудиторских организаций. Вместо того чтобы проверять тысячи аудиторов по всей стране, Минфин России будет отслеживать деятельность нескольких профессиональных объединений. У последних же будет больше возможностей для контроля над аудиторами", — заметил г-н Таунсенд.
В международных профессиональных объединениях существуют системы внешнего контроля качества. Специальные контролеры регулярно отслеживают работу аудиторов. Проверку проводят, как правило, по окончании аудита. Международный опыт свидетельствует, что внешний контроль качества повышает дисциплину среди членов объединений.
"Так, в Великобритании, — отмечает Джон МакДона, эксперт по законодательству и работе с саморегулируемыми организациями, — тремя ведущими профессиональными объединениями для проведения контроля качества создан консолидированный отдел мониторинга (JMO). Численность данной структуры — 48 человек: 30 инспекторов и 18 специалистов, занятых подготовкой сводных материалов".
"Существует ли система повышения квалификации контролеров?" — поинтересовалась Ольга Носова, финансовый директор МОО "АБ и АС", заместитель руководителя учебно-методического центра МГУ им. М.В. Ломоносова.
Г-н Дерье рассказал, что во Франции контролер должен иметь не менее трех лет практического опыта и обладать знаниями на уровне руководителя компании. На национальном и региональном уровнях проводят многодневные семинары повышения квалификации.
Во Франции большое внимание уделяют и соблюдению профессиональной тайны. Так, проверяющий должен принять обязательство не использовать полученную информацию.
Г-н Таунсенд отметил, что "на Западе основа бизнеса — вера и уважение к коллегам. Вопросы конфиденциальности сводятся к нулю, когда существует культура веры и уважения. Разумеется, создать ее искусственно едва ли возможно.
Вопрос коррумпированности в развитых странах также не актуален. Оплата труда контролеров высокая, что сводит к минимуму эту проблему".
Кто платить будет
Финансирование проверок качества услуг аудиторов, по мнению большинства участников, должно осуществлять саморегулируемое объединение за счет членских взносов. Рассчитывать их следует пропорционально размеру фирмы.
Г-н Таунсенд обратил внимание присутствовавших на то, что при определении оплаты труда контролера необходимо учитывать его затраты на проверку. Разумеется, они будут разными в зависимости от региона. Потоки средств, которые идут на оплату проверок, должны контролироваться профессиональными объединениями и государственными структурами. Это снизит коррумпированность аудиторов.
"В Великобритании аудиторские организации отчисляют взносы саморегулируемым объединениям. Они, в свою очередь, направляют централизованные ежегодные перечисления контрольной структуре", — сообщил г-н МакДона.
Очень интересен опыт Национальной компании комиссаров по счетам Франции, объединяющей всех аудиторов страны. Через эту организацию в законодательство Франции внесено много важных и принципиальных положений.
"Профессиональные объединения определяют стоимость одного часа проверки предприятия в зависимости от его вида деятельности, формы собственности и т. д., — отметил Мишель Дерье, — государство же по структуре и программе ревизии устанавливает ее минимальную продолжительность по каждой группе организаций. Перемножив один показатель на другой, можно узнать стоимость проверки".
Подводя итоги...
Г-н Таунсенд отметил, что в процессе обсуждения программы реформирования в ней обнаружилось много недоработок. "Белая книга" — отправная точка для обсуждения преобразований в области аудита в России. При этом не нужно забывать, что она лишь рекомендована к применению. "Однако существуют вопросы, на которые западный опыт не дает однозначных ответов. Их можно найти лишь в процессе совместной работы международных экспертов, представителей Минфина и аудиторского сообщества. В рамках проекта ТАСИС планируется провести еще несколько подобных встреч. Их цель — найти наиболее приемлемый для России вариант реформы аудита", — резюмировал г-н Таунсенд.
Ричард Гласспул:
«Саморегулируемые объединения должны служить ''ориентиром'' качества»
¹ TACIS (Technical Assistance CIS) — программа технического содействия ЕС странам СНГ.
Василя Бикбаева, эксперт "Консультанта"
Комментарии (0)
Оставить комментарий