Два способа лучше, чем один
В бухгалтерском учете таможенные пошлины и сборы всегда можно было учесть только одним способом – включив их в первоначальную стоимость импортного основного средства. Об этом четко сказано в пункте 8 ПБУ 6/01.
В налоговом же учете никаких споров о порядке списания таможенных пошлин не было только до 2005 года. Дело в том, что в то время таможенные пошлины и сборы входили в состав налогов (старая редакция ст. 13 НК). А «суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового кодекса», однозначно нужно было включать в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (старая редакция п. 1 ст. 264 НК).
Включить таможенные пошлины в первоначальную стоимость ввезенного имущества в налоговом учете было невозможно. Ведь под первоначальной стоимостью основного средства тогда понимали сумму расходов на его приобретение «за исключением сумм налогов, которые подлежат вычету или включают в состав расходов» (старая редакция п. 1 ст. 257 НК).
С 2005 года в статью 13 Налогового кодекса внесли поправку – исключили таможенные пошлины из списка налогов (Закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ). В результате у импортеров все-таки появилась возможность формировать первоначальную стоимость основных средств с учетом таможенных пошлин. И одновременно исчезла возможность списывать пошлины в составе прочих расходов.
Однако в июне 2005 года ситуация снова изменилась. Законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ законодатели изменили формулировку пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса – и снова разрешили включать таможенные пошлины и сборы в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Причем это правило чиновники распространили на все правоотношения, возникшие с начала 2005 года (п. 5 ст. 8 Закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ).
Несмотря на это, Минфин в своих письмах настаивал на том, что у импортеров есть только один способ налогового учета таможенных пошлин – в первоначальной стоимости основного средства (письмо от 9 ноября 2005 г. № 03-03-04/ 1/349). При этом они ссылались на то, что формулировка статьи 257 Налогового кодекса теперь этому не препятствует. А вот то, что альтернативная возможность учета пошлин появилась еще и в статье 264 Налогового кодекса, чиновники во внимание почему-то не приняли.
Теперь финансисты исправили свою оплошность. И подтвердили, что для целей налогообложения таможенную пошлину учитывают одним из двух способов: в первоначальной стоимости основного средства либо в составе прочих расходов. Выбранный вариант надо закрепить в учетной политике (письмо от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/ 1/130).
Разберемся, в каких случаях будет выгоден каждый из способов.
В первоначальной стоимости
Установив для целей налогообложения способ учета ввозных пошлин в составе первоначальной стоимости, фирме удастся синхронизировать бухгалтерский и налоговый учет. Правда, для этого в обоих учетах должны быть предусмотрены одинаковые способы амортизации имущества.
Минус этого варианта в том, что сумма таможенных пошлин и сборов будет переходить в расходы постепенно – в течение срока полезного использования оборудования. Поэтому его удобно использовать в том случае, если суммы таможенных пошлин у вас небольшие и быстроте списания расходов вы предпочитаете удобство их учета.
На цифрах
ООО «Ромашка» купило за границей производственное оборудование за 5000 долларов. Ввозная пошлина – 517,86 долларов, таможенный сбор – 500 руб. Курс доллара по Центробанку на дату перехода права собственности составил 28 руб./USD.
Срок полезного использования оборудования – пять лет. Метод начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета – линейный. Амортизационную премию (п. 1.1 ст. 259 НК) фирма не начисляет.
Первоначальная стоимость оборудования будет 155 000 руб.
(5000 USD x 28 руб./USD + 517,86 USD x 28 руб./USD + 500 руб.).
Ежегодные амортизационные отчисления составят 31 000 руб.
(155 000 руб. / 5 лет).
То есть ежегодно включать в расходы в налоговом учете от всей уплаченной суммы таможенных пошлин и сборов фирма будет только 3000 руб. ((517,86 USD x 28 руб./USD + 500 руб.) / 5 лет).
В составе прочих расходов
Включая таможенную пошлину при расчете налога на прибыль в состав прочих расходов, фирма получает возможность списать ее единовременно. Но в этом случае в налоговом и бухгалтерском учете возникнут расхождения. Их придется отражать в налоговых регистрах. А фирмам, которые обязаны применять ПБУ 18, на сумму полученной разницы нужно сформировать отложенное налоговое обязательство. Списывать его нужно будет постепенно – по мере начисления амортизации в бухгалтерском учете. Этот вариант может быть выгоден, если сумма ввозных пошлин велика и фирма заинтересована в единовременном уменьшении прибыли в налоговом учете.
На цифрах
ООО «Василек» купило за границей производственное оборудование за 5000 долларов. Ввозная пошлина – 517,86 долларов, таможенный сбор – 500 руб. Курс доллара по Центробанку на дату перехода права собственности составил 28 руб./USD.
Срок полезного использования оборудования – пять лет. Метод начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета – линейный. Амортизационную премию (п. 1.1 ст. 259 НК) фирма не начисляет. Бухгалтер сделает такие записи:
Дебет 08 Кредит 60
– 140 000 руб. (5000 USD x 28 руб./USD) – отражены затраты на приобретение производственного оборудования;
Дебет 08 Кредит 68 (76) субсчет «Расчеты по таможенным платежам»
– 15 000 руб. (517,86 USD x 28 руб./USD + 500 руб.) – начислены ввозная пошлина и таможенный сбор;
Дебет 68 (76) субсчет «Расчеты по таможенным платежам» Кредит 51
– 15 000 руб. – перечислены ввозная пошлина и таможенный сбор;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 27 810 руб. ((5000 USD + 517,86 USD) х 18% x 28 руб./USD) – начислен НДС по импортируемому оборудованию;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 27 810 руб. – уплачен НДС по импортируемому оборудованию;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 27 810 руб. – принят к вычету НДС, уплаченный по импортируемому оборудованию;
Дебет 01 Кредит 08
– 155 000 руб. (140 000 + 15 000) – введено в эксплуатацию производственное оборудование.
В налоговом учете таможенные пошлины и сборы включаем в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Следовательно, первоначальная стоимость оборудования в налоговом учете составит 140 000 руб. (5000 USD x 28 руб./USD).
На разницу между стоимостью производственного оборудования в бухгалтерском и налоговом учете сформируем отложенное налоговое обязательство.
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
– 3600 руб. (15 000 руб. x 24%) – начислено отложенное налоговое обязательство.
С месяца, следующего за введением в эксплуатацию, бухгалтер фирмы начнет начислять амортизацию линейным методом и ежемесячно частично списывать сформированное налоговое обязательство.
Дебет 20 Кредит 02
– 2583,33 руб. (155 000 руб. / 5 лет / 12 мес.) – начислена амортизация по производственному оборудованию;
Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 60 руб. (3600 руб. / 5 лет / 12 мес.) – частично списано отложенное налоговое обязательство.
С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.Анна ДАВЫДОВА
Комментарии (0)
Оставить комментарий