Мария: Денег много не бывает
Мы с мужем открыли фирму по пошиву недорогой детской одежды. Начали с того, что арендовали несколько швейных машин в производственном цехе местной «полуживой» швейной фабрики. Муж взял на себя весь производственный процесс, а я стала заниматься бухгалтерией. До этого я не работала бухгалтером, поэтому профессию пришлось осваивать с нуля. Продукция наша раскупалась довольно хорошо, особенно предпринимателями из регионов. Поэтому вскоре нам пришлось расширяться.
В связи с этим возникла необходимость в дополнительных оборотных средствах. Разумеется, первое, что мне пришло в голову, – это взять кредит. Мы заключили с банком соглашение об открытии кредитной линии, и у нас появилась возможность расплачиваться с нашими поставщиками тогда, когда нам необходимо, а не тогда, когда поступит достаточная сумма средств от наших покупателей. Однако некоторые моменты «жизни в кредит» доставляли определенное неудобство.
Например, банк, чтобы в течение всего срока действия линии быть в курсе нашей финансовой ситуации, требовал ежеквартально представлять баланс и отчет о прибылях и убытках, заверенные печатью налоговой. А мы всю отчетность пересылали по почте, поэтому балансы у нас были без печатей. И с тех пор как мы открыли кредитную линию, мне приходилось лично относить документы в налоговую и стоять в очереди, чтобы получить заветный штампик.
Еще в течение года нам дважды пришлось переоформлять залог. Когда мы заключали с банком соглашение, они взяли в залог автомобиль, который числился за фирмой – на нем ездил мой муж. Через некоторое время муж захотел поменять автомобиль на более дорогой. Имущество, которое находится в залоге, продать не так просто. Нам пришлось спрашивать согласие у банка, переоформлять кучу бумаг, страховать новую машину в фирме, на которую указал банк.
А в конце прошлого года нам понадобилось увеличить лимит выдачи по кредитной линии. Для этого пришлось, во-первых, снова переоформлять залог, так как стоимость автомобиля была недостаточной, чтобы претендовать на большую сумму кредита. Мы заложили наше оборудование, которое опять же пришлось оценивать, страховать – а это дополнительные расходы. Во-вторых, нам снова пришлось представлять в банк некоторые документы, например новое технико-экономическое обоснование, ждать решения кредитного комитета... В общем, утомительно и долго.
Анна: Уступить свои или занять чужие?
Как-то я пожаловалась на наши «кредитные» трудности своей знакомой Анне, которая в отличие от меня – главбух со стажем. Она-то и посоветовала мне решить проблему нехватки оборотных средств с помощью факторинга.
«Суть этой операции в том, что банк кредитует оборотный капитал вашей фирмы, – просвещала меня Аня. – То есть заранее выплачивает деньги, которые причитаются вам от контрагентов за купленный у вас товар. А взамен этого вы уступаете банку право требования денег у этих контрагентов. То есть банк дает деньги вам, а возвращать банку их будут ваши должники. Для торговых или производственных фирм – это оптимальное решение.
Во-первых, банк не будет анализировать вашу финансово-хозяйственную деятельность и требовать технико-экономическое обоснование. И никакой залог тоже не нужен. Ведь должниками банка фактически будет являться не ваша фирма, а ваши покупатели.
Во-вторых, вам не надо планировать, анализировать и рассчитывать, какая сумма кредита и в какое время может понадобиться. Банк профинансирует вас ровно на ту сумму, на которую вы продали товар и должны будете получить от ваших покупателей. Кредит в большей сумме, как правило, и не нужен: если не будет поступлений от продажи продукции, то и гасить его будет не чем.
В-третьих, размер факторингового финансирования увеличивается автоматически, по мере роста продаж. То есть чем больше продукции вы продадите, тем больше будет сумма, которую вам выплатит банк.
В-четвертых, кредит вы должны погасить в заранее установленный день. А долг перед банком по факторинговым операциям гасят ваши должники в день оплаты товара. То есть банк финансирует вашу фирму на срок фактической отсрочки платежа, которую вы предоставили вашим покупателям, и на вас не давят какие-то фиксированные сроки.
В-пятых, при факторинге банк берет на себя всю работу с дебиторами. В частности, он контролирует сроки оплаты, в случае просрочки принимает меры по урегулированию возникшей проблемы, ведет учет состояния дебиторской задолженности и регулярно предоставляет вам отчеты. А при кредитовании банк перечисляет вам денежки, и на этом все – он свои обязанности выполнил, теперь будет только требовать.
И наконец, кредит в банке может получить не всякая фирма. Потенциальный заемщик должен быть надежным, иметь положительную кредитную историю, стабильное финансовое состояние, банк потребует обосновать необходимость в кредитных средствах. А финансирование в рамках факторинга банк предоставит практически любой фирме, у которой есть дебиторская задолженность. Главное, чтобы были соблюдены требования, которые банки предъявляют к объемам дебиторской задолженности и условиям договоров с покупателями. Об этих условиях вам подробно расскажут в банке».
Банк: Превращаем долги в оборотные средства
Проанализировав доводы Анны, мы с мужем решили, что факторинг нам подходит. И я позвонила в банк, чтобы узнать их условия. Специалист управления факторинга, которая представилась Ольгой, сообщила, что стать их клиентом можно, только если:
Банковская служащая предупредила, что банк финансирует только те поставки, по которым срок платежа еще не наступил, и просроченную дебиторскую задолженность к обслуживанию не принимает. Еще сказала, что поставки должны носить регулярный характер, то есть банк не финансирует разовые сделки.
Далее Ольга рассказала, что первоначально с новым клиентом банк заключает договор с правом регресса. Это значит, что если наш покупатель не выполнит свои обязательства по контракту (не оплатит поставленный ему товар), то банк потребует от нашей фирмы вернуть сумму факторингового финансирования по этой поставке. После того как банк проработает с фирмой некоторое время и удостоверится в надежности и платежеспособности наших контрагентов, то с нами будет заключено соглашение о факторинге без права регресса. Тогда риски невыполнения обязательств нашими покупателями будет нести банк.
Схема факторингового обслуживания оказалась проста. Мы заключаем с банком соглашение о факторинге, в котором определяем список контрагентов, задолженность которых банк будет финансировать, и передаем банку договоры по этим сделкам. Затем сообщаем контрагентам о том, что требования к ним по оплате товаров мы переуступили банку. Для этого направляем им уведомление об уступке долга по форме банка. В нем указаны договоры, требования по которым уступлены банку, и банковские реквизиты, по которым наши покупатели теперь должны перечислять оплату. Далее мы поставляем товар покупателю и передаем отгрузочные документы в банк. Банк выплачивает нам 90 процентов от стоимости товара. При наступлении срока платежа наш покупатель выплачивает банку сумму, равную 100 процентам стоимости товара. И банк перечисляет нам оставшуюся часть средств, за вычетом своей комиссии.
Плата банку за факторинг складывается из нескольких составляющих:
В общем, выходило, что факторинг действительно удобнее, чем кредит, но и обойдется дороже.
Один из наших знакомых посоветовал не обращаться в банк, а найти фирму, которая захочет купить у нас право требования. Якобы он сам так давно делает, и это получается гораздо дешевле, чем через банк. Муж сказал, что ему все равно, от кого получать деньги – от банка или от фирмы, поэтому надо работать с теми, у кого дешевле. Но мне хотелось выяснить все детали, чтобы учесть все плюсы и минусы каждого из вариантов и выбрать оптимальное решение. Поэтому я обратилась к юристу.
Юрист: Новый фигурант по делу
Юрист ответил, что, действительно, уступить право требования можно любому лицу. Только необходимо различать уступку права требования (в хозяйственной деятельности эту операцию называют цессией) и финансирование под уступку права требования (это и есть факторинг). В гражданском праве цессия регулируется параграфом 1 «Переход прав кредитора к другому лицу» главы 24 Гражданского кодекса, а факторинг – главой 43 Гражданского кодекса. Юрист подробно объяснил мне, в чем отличие цессии от факторинга.
Предметом цессии может быть любое право требования: выполнить какую-либо работу, оказать услугу, продать товар, передать деньги. «Мы хотели в офисе нашей юридической консультации поменять старые окна на новые пластиковые, – объяснял мне “на пальцах” юрисконсульт. – Вызвали замерщика, определили объем работ, заключили с фирмой договор и заплатили аванс. Но в этот же день наши арендодатели предупредили нас, что с нового года они повышают арендную плату за офисные помещения. Руководство фирмы решило, что новые условия нам не подходят и мы будем переезжать в другой офис. Разумеется, мы не стали устанавливать новые окна в помещение, в котором нам осталось работать всего два месяца. И чтобы не платить неустойку “оконной” фирме, мы передали право требования по договору на установку окон компании, которая занимала соседнее с нами помещение».
Но здесь следует иметь в виду, что по договору цессии нельзя уступить права требования, неразрывно связанные с личностью кредитора (ст. 383 ГК). К ним, например, можно отнести требования об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. Также на договор цессии распространяется общий запрет на передачу личных неимущественных прав (например, права авторства) и иных нематериальных благ (например, деловой репутации). Об этом сказано в статье 150 Гражданского кодекса.
При факторинге финансовый агент (банк) передает фирме деньги только в счет ее денежного требования к должнику, которому фирма продала товары или оказала услуги. А фирма в свою очередь уступает банку это денежное требование. В качестве финансового агента при факторинге могут выступать только банки и «иные кредитные организации, а также коммерческие организации, имеющие лицензию» (ст. 825 ГК).
Сделку факторинга фирма может заключить без согласия своего должника по договору (ст. 828 ГК). А цессия возможна только в том случае, если в договоре между фирмой и ее покупателем нет запрета на уступку прав (ст. 828, 382 ГК). При этом цессия без согласия должника запрещена, если речь идет об обязательстве, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (ст. 388 ГК).
«Запрет факторинга не имеет смысла, – пояснил юрист. – Ведь должнику неважно, кому он будет возвращать деньги: продавцу или банку. Главное, чтобы его обязательства считались выполненными. Другое дело, если речь идет об уступке права требования выполнить работу или оказать услугу. В данном случае перемена стороны по договору может иметь значение.
Представим, что речь идет о кредитном договоре, по которому банк обязан выдать вам кредит. Перед тем как подписать договор, он изучил ваше финансовое состояние, удостоверился в вашей благонадежности. И тут вы решаете передать свое право на получение кредита другой фирме. Понятно, что в данном случае это невозможно. Ведь банк обязывался выдать кредит фирме, в платежеспособности которой он уверен.
И одно из самых важных для фирм отличий: предметом факторинга может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и денежное требование, которое возникнет в будущем (будущее требование) (ст. 826 ГК). А по договору цессии возможно передать только то право, которое уже принадлежит кредитору (ст. 382 ГК).
Оптимальная уступка
Обсудив с мужем все разъяснения юриста, мы пришли к выводу, что нам удобнее будет заключить договор факторинга с банком. Основным аргументом в пользу такого решения послужило то, что мы можем заключить с банком соглашение о факторинге один раз на удобный для нас срок, например на год. И договориться, что банк в течение этого года будет финансировать задолженность наших покупателей (в полном объеме или по нашему выбору). В том числе и по тем договорам, которые мы заключим с покупателями после подписания соглашения о факторинге с банком. А при цессии нам придется искать компанию, которая захочет купить наши требования, и заключать новый договор уступки каждый раз, когда мы заключаем договор на поставку товара.
Факторинг без лицензии
Гражданский кодекс устанавливает, что коммерческие организации (кроме банков) должны иметь лицензию на осуществление факторинга (ст. 825). Однако Закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не определил необходимость и условия лицензирования факторинга. Поэтому фактически в настоящий момент факторинговые услуги могут оказывать только банки.
Однако ситуация может измениться. Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам 16 марта 2006 года одобрил законопроект, который отменяет лицензирование этого вида деятельности и позволяет оказывать услуги факторинга всем коммерческим организациям.
Депутаты считают, что будущее рынка факторинга – за специализированными факторинговыми компаниями. Именно такая компания, заинтересованная в росте собственных объемов оказываемых факторинговых услуг, будет предоставлять клиенту наиболее полный спектр услуг, который включает финансирование, управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, информационное обслуживание, ведение бухгалтерского учета, представление в судебных и налоговых органах.
Во многих экономически развитых странах деятельность по финансированию под уступку денежного требования не подлежит жесткому нормативному регулированию и на ее осуществление не требуется специальных разрешений (лицензий).
По данным Всемирного банка, во многих странах мира соотношение объема факторингового рынка и ВВП достаточно высоко. Так, в Италии, Великобритании, Португалии это соотношение составляет порядка 10 процентов, а в Германии этот показатель составляет около 2 процентов. Здесь прослеживается зависимость, что чем менее зарегулирован данный вид бизнеса, тем выше доля факторинга в ВВП.
Банки предоставляют деньги в рамках факторинга без залога и финансового анализа деятельности фирмы
Комментарии (0)
Оставить комментарий