Организации и предприниматели на УСН учитывают материальные расходы в соответствии с порядком для расчета налога на прибыль, предусмотренным в статье 254 Налогового кодекса.
Материальные расходы в основном характерны для производственных фирм. Однако такие затраты могут быть и у торговых организаций, и у фирм, которые выполняют работы или оказывают услуги. Например, к материальным расходам относят затраты на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), спецодежды и спецобуви, оплату коммунальных услуг.
Согласно статье 254 Налогового кодекса в состав материальных расходов включают затраты на приобретение:
Перечень материальных расходов не является исчерпывающим. В их состав могут быть включены и другие документально подтвержденные затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства и реализации.
Так, в письме от 29 января 2015 года № 03-11-06/2/3237 Минфин России пришел к заключению, что расходы на исследование конъюнктуры рынка печатной продукции, по выявлению общественного мнения о печатных изданиях можно отнести к затратам производственного характера. И как следствие – учесть в «упрощенных» расходах при условии, что они обоснованы и документально подтверждены.
УСН-фирмы с объектом «доходы минус расходы», могут уменьшать налогооблагаемую базу на сумму затрат на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, осуществляемых в соответствии с договорами на размещение таких конструкций, заключенными с собственниками земельных участков, зданий или иного недвижимого имущества, в том числе с собственниками помещений в многоквартирном доме. Они имеют производственный характер для налогоплательщика, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере распространения наружной рекламы. Поэтому такие расходы можно учесть в составе материальных расходов при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу (письмо Минфина России от 17 марта 2014 г. № 03-11-06/2/11342).
Кроме того, транспортно-экспедиционные расходы производственного характера, выполняемые сторонними организациями, также можно отразить в составе материальных расходов. Но для подтверждения затрат по договору транспортной экспедиции необходимо иметь экспедиторские документы, подтверждающие фактическое оказание услуг.
К экспедиторским документам относятся (Закон от 30 июня 2003г. № 87-ФЗ, постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554, приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. № 23):
Таким образом, если перечисленные документы будут в наличии и оформлены по всем правилам, то расходы по договору транспортной экспедиции можно будет учесть при расчете единого налога.
Некоторые затраты в равной степени могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов. Например, расходы на канцтовары «упрощенцы» могут учесть сразу по двум основаниям: как материальные расходы (п. 5 ст. 346.16 НК РФ) и как отдельный расход (п. 17 ст. 346.16 НК РФ). К какой именно группе отнести такие расходы, «упрощенец» решает самостоятельно (письмо Минфина России от 7 марта 2006 г. № 03-11-04/2/57).
Правда, иногда чиновники в своих письмах разъяснительного характера рекомендуют налогоплательщикам относить те или иные затраты к конкретным видам расходов.
Например, в письме от 25 декабря 2015 г. № 03-11-06/2/76408 Минфин России указал, что затраты «упрощенца» на приобретение и заправку картриджей можно учесть не в составе расходов на канцтовары, а как материальные расходы.
Дело в том, что Налоговый кодекс позволяет отнести к материальным расходам, в частности, расходы на приобретение материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд. Здесь можно учесть, например, проведение испытаний и контроля основных средств, их содержание и эксплуатацию (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). Кроме того, в составе материальных расходов можно отразить затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
В свою очередь, к работам производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг), обработке сырья или материалов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
Исходя из этого в Минфине приходят к выводу, что организация на «упрощенке», которая занимается изготовлением печатной продукции, может учесть затраты на приобретение и заправку картриджей в составе материальных расходов.
В аналогичном порядке можно отразить в составе материальных расходов затраты, связанные с оплатой услуг транспортной организации по доставке и экспедированию готовой печатной продукции заказчикам.
Первоначальную стоимость материальных расходов формируют исходя из фактических затрат на их приобретение.
Вот перечень таких затрат:
Обратите внимание
Если те или иные расходы (например, транспортные услуги по доставке) связаны с приобретением разных партий материалов, то их включают в фактическую себестоимость ценностей пропорционально их покупной цене.
ПРИМЕР 1. РАСПРЕДЕЛЯЕМ ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ ДЛЯ КАЖДОЙ ПАРТИИ МАТЕРИАЛОВ
ООО «Актив», которое применяет УСН (объект налогообложения «доходы минус расходы»), приобрело 2 партии материалов для производства готовой продукции. Покупная стоимость материалов составила 800 000 руб. (без НДС), в том числе:
— стоимость первой партии – 500 000 руб.;
— стоимость второй партии – 300 000 руб.
Транспортные услуги, связанные с покупкой материалов, составили 18 000 руб. (без НДС).
Сумма транспортных услуг, которая относится к первой партии материалов, составит:
500 000 : 800 000 × 18 000 = 11 250 руб.
Сумма транспортных услуг, которая относится ко второй партии материалов, составит:
300 000 : 800 000 × 18 000 = 6750 руб.
По общему правилу в целях налогообложения можно признать только понесенные и оплаченные материальные расходы.
Читайте также «Нельзя учитывать материальные расходы по-разному в зависимости от их стоимости»
Авансовые платежи, которые «упрощенец» перечисляет при оплате сырья и материалов (например, ГСМ), не могут учитываться при расчете единого налога до момента фактического осуществления расходов.
Аналогичное правило относится и к другим авансовым платежам, перечисленным поставщикам (подрядчикам) за товары (работы, услуги). В большинстве случаев в момент выдачи аванса о затратах говорить еще рано.
Затраты на сырье и материалы списываются в расходы на дату их оплаты поставщику, причем независимо от факта их списания в производство. Достаточно того, что они оприходованы в учете и оплачены. Минфин напомнил об этом в письме от 29 апреля 2015 г. № 03-11-11/24918.
Финансисты сослались на то, что состав материальных расходов «упрощенца» определяется по правилам статьи 254 Налогового кодекса, установленным для расчета налога на прибыль. В частности, к материальным расходам при УСН, среди прочего, относятся затраты на приобретение сырья и материалов, которые используются в производстве товаров (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса определено, что материальные расходы можно учесть в целях налогообложения на дату их оплаты поставщику при условии, что сырье и материалы получены и оприходованы. Факт списания их в производство значения не имеет.
Датой оплаты поставщику в данном случае признается момент погашения задолженности перед ним путем списания денег с расчетного счета «упрощенца», выплата из кассы, а при ином способе погашения задолженности – момент такого погашения.
Отсюда вывод: стоимость полученных и оприходованных сырья и материалов (в том числе продуктов, используемых для приготовления блюд и напитков в кафе) учитывается при расчете «упрощенного» налога на дату их оплаты поставщику.
Это правило касается также случая, когда «упрощенец» использует сырье как давальческое и передает его на переработку сторонней организации (письмо Минфина РФ от 21 мая 2013 г. № 03-11-11/17871).
В связи с этим технологические потери (безвозвратные отходы) при УСН в налоговом учете не отражаются. Поскольку учитывать отдельно стоимость безвозвратных отходов в стоимости приобретенных материалов или сырья не нужно (письмо Минфина РФ от 28 октября 2013 г. № 03-11-06/2/45473).
Расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющегося амортизируемым, учитывают в составе затрат по мере ввода этого имущества в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Списывать сырье и материалы в производство можно одним из трех методов их оценки, установленных в пункте 8 статьи 254 Налогового кодекса. Выбранный метод следует закрепить в учетной политике.
Итак, вы можете применять следующие методы оценки:
Напомним, что до 1 января 2015 года применялся еще один метод оценки сырья и материалов – по стоимости последних по времени приобретений – метод ЛИФО. Причем это касается как определения размера расходов при списании сырья и материалов, так и определения расходов в виде стоимости покупных товаров. Напомним, что в бухгалтерском учете метод ЛИФО не используется с 2008 года.
Рассмотрим эти варианты более подробно.
Обычно этим методом списывают материалы, которые учитывают в особом порядке. К таким материалам относят драгоценные металлы и камни, радиоактивные материалы и т. п. Единица этих материалов, как правило, уникальна, то есть существует в единственном экземпляре.
Как применять этот способ на практике, покажет пример.
ПРИМЕР 2. КАК СПИСАТЬ МАТЕРИАЛЫ ПО СЕБЕСТОИМОСТИ КАЖДОЙ ЕДИНИЦЫ
ООО «Актив» списывает материалы по себестоимости каждой единицы.
В январе «Актив» приобрел:
— 80 г золота 585-й пробы по цене 250 руб./г (без НДС);
— 150 г золота 999-й пробы по цене 470 руб./г (без НДС).
В этом же месяце в производство списали:
— 60 г золота 585-й пробы;
— 70 г золота 999-й пробы.
Все материалы оплачены поставщику.
«Актив» должен включить в состав прямых расходов 47 900 руб. (60 г × 250 руб./г + 70 г × 470 руб./г), в том числе 15 000 руб. – стоимость золота 585-й пробы.
При использовании этого метода нужно определить среднюю себестоимость единицы материалов. Ее определяют по каждому наименованию одинаковых материалов (например, кирпич, доски, цемент и т. д.).
Как правило, среднюю себестоимость списанных материалов рассчитывают по итогам месяца. Однако налоговые инспекторы рекомендуют ее определять после каждой операции, связанной с их списанием.
Среднюю себестоимость рассчитывают так.
Общую себестоимость материалов, которая должна быть списана, определяют так.
ПРИМЕР 3. КАК СПИСАТЬ МАТЕРИАЛЫ ПО СРЕДНЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ
По состоянию на 1 января отчетного года на складе ООО «Актив» числится 3000 штук кирпича марки «М-100» общей стоимостью 6150 руб.
В январе «Актив» купил 2 партии кирпича.
Первая партия (9500 шт.) приобретена 4 января. Общая стоимость кирпича – 20 833 руб. (без НДС).
Вторая партия (7500 шт.) приобретена 15 января. Общая стоимость кирпича – 21 667 руб. (без НДС).
Предположим, что все материалы оплачены поставщику. 25 января было отпущено в производство 12 000 штук кирпича.
Средняя себестоимость 1 кирпича составит:
(6150 руб. + 20 833 руб. + 21 667 руб.) : (3000 шт. + 9500 шт. + 7500 шт.) = 2,43 руб./шт.
Себестоимость кирпича, отпущенного в производство, составит:
2,43 руб./шт. × 12 000 шт. = 29 160 руб.
Эту сумму включают в состав «упрощенных» расходов «Актива».
По методу ФИФО материалы, поступившие ранее других, списываются первыми. Например, если материалы были куплены партиями, то сначала передается в производство первая партия, затем вторая и т. д. Если материалов в первой партии недостаточно, то списывают часть материалов из второй.
По методу ЛИФО, наоборот, материалы, поступившие первыми, списывались последними.
Если материалы были куплены партиями, то сначала передавали в производство последнюю партию материалов, затем предпоследнюю и т. д.
Если материалов в последней партии было недостаточно, то списывалась часть материалов из предыдущей.
Как правило, стоимость списанных материалов рассчитывалась по итогам месяца. Однако налоговые инспекторы рекомендовали ее определять после каждой операции, связанной с их списанием.
ПРИМЕР 4. КАК СПИСАТЬ МАТЕРИАЛЫ ПО МЕТОДУ ФИФО
Ремонтная фирма ООО «Актив» купила кирпич марки «М-150» для выполнения ремонтных работ. Кирпич покупали тремя партиями по 10 000 штук в каждой.
Первая партия приобретена 1 января по стоимости 35 000 руб. (без НДС).
Вторая – 8 января по стоимости 36 667 руб. (без НДС).
Третья – 19 января по стоимости 39 167 руб. (без НДС).
На выполнение ремонтных работ 25 января было списано 25 000 штук кирпича.
Весь кирпич оплачен поставщику.
Ситуация 1
При списании материалов «Актив» использует метод ФИФО.
В этой ситуации бухгалтер «Актива» спишет:
— 10 000 штук кирпича из первой партии стоимостью 35 000 руб.;
— 10 000 штук кирпича из второй партии стоимостью 36 667 руб.;
— 5000 штук кирпича из третьей партии стоимостью 19 584 руб. (39 167 руб. × 5000 шт. : 10 000 шт.).
Общая стоимость кирпича, подлежащая списанию, составит:
35 000 + 36 667 + 19 584 = 91 251 руб.
Эту сумму «Актив» включит в «упрощенные» расходы в январе.
Ситуация 2
При списании материалов «Актив» использует метод ЛИФО.
В этой ситуации бухгалтер «Актива» спишет:
— 10 000 штук кирпича из третьей партии стоимостью 39 167 руб.;
— 10 000 штук кирпича из второй партии стоимостью 36 667 руб.;
— 5000 штук кирпича из первой партии стоимостью 17 500 руб. (35 000 руб. × 5000 шт. : 10 000 шт.).
Общая стоимость кирпича, подлежащая списанию, составит:
39 167 + 36 667 + 17 500 = 93 334 руб.
Эту сумму «Актив» включит в состав «упрощенных» расходов в январе.
НДС по сырью и материалам в составе расходов учитывают в тот же день, что и сами расходы.
Комментарии (0)
Оставить комментарий