Изменения в части применения ККТ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ) предусматривают электронный формат обмена информацией между налогоплательщиками и ФНС. Так, при закрытии смены ранее кассир формировал Z-отчет, информация из которого заносилась в журнал (форма № КМ-4) и справки-отчеты (форма № КМ-6). Эту документацию компании представляли в ФНС для контроля выручки компании или индивидуального предпринимателя.
Сегодня те, кто законодательно обязаны применять онлайн-кассы, больше не представляют в ФНС такие отчеты и освобождены от обязанности хранения бумажных носителей. Информация обо всех чеках, а также отчеты о сменах, хранятся в фискальном накопителе ККТ, в ОФД (можно отслеживать через личный кабинет) и в ФНС, причем, по закону, вся информация отражается во всех трех системах одновременно в режиме «онлайн».
Читайте также «Онлайн-кассиры не обязаны составлять формы КМ-4 и КМ-6»
С учетом стремления ФНС контролировать в режиме «онлайн» весь бизнес страны, одновременно снижая нагрузку в части подачи отчетности на налогоплательщиков, Служба планирует реформировать систему отчетности. Так, например, планируется расширить в будущем функционал онлайн-касс для возможности формирования итоговых документов исходя из данных, переданных онлайн-кассой в ФНС. Итогом реформы будет возможность для налогоплательщика не формировать отчетность, а видеть уже готовую декларацию на сайте Службы и «в один клик» уплачивать налоги. ФНС считает, что планируемые изменения упростят жизнь коммерсантам и сократят количество работы бухгалтерам.
На мой взгляд, данное решение не применимо для большинства участников бизнеса. Так, например, не представляется возможным формирование декларации по доходам на основе данных онлайн-кассы и выгрузки банковских операций при применении метода начисления для расчета налога на прибыль. Данный метод расчета законен, он закреплен в главе 25 НК РФ и не привязан к фактическому движению денежных средств. Плюсы предлагаемой реформы, несомненно, есть – это снижение количества проверок, в рамках распоряжения премьер-министра Дмитрия Медведева (до 2020 года сократить число проверок), сокращение нагрузки на бухгалтерию, повышение контроля всех сфер бизнеса со стороны государства.
Минусы более существенны в рамках малого и среднего бизнеса. Практически пропадает возможность регулирования суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет. Прислал покупатель денежные средства – заплати налоги.
Обратите внимание
Итогом реформы будет возможность для налогоплательщика не формировать отчетность, а видеть уже готовую декларацию на сайте Службы и «в один клик» уплачивать налоги. ФНС считает, что планируемые изменения упростят жизнь коммерсантам и сократят количество работы бухгалтерам.
Да и работа бухгалтера в части нагрузки не так уж и сокращается. Информации только с онлайн-касс для формирования декларации недостаточно, расчеты между юрлицами, как правило, ведутся в безналичном формате, а следовательно, будет введен и онлайн-банкинг, а за ним – и кодовая классификация всех платежей, ведь без классификации ни одно программное обеспечение не поймет, является платеж доходом/расходом организации или нет, например, заем – это не доход и не расход.
Следовательно, работа бухгалтера усложняется как минимум в части ведения платежей.
Также возникает вопрос подачи уточненных деклараций: в автоматическом режиме формировать «уточненки» без участия бухгалтера и руководителя организации невозможно. Помимо этого существуют острые вопросы режима онлайн-обмена информацией при сбое соединения. Ведь даже самые защищенные системы мобильной связи, интернет-соединения не защищены от неквалифицированного электрика, который по ошибке может перерезать провода, или хакера, запустившего в сеть вирус, блокирующий работу крупных операторов. Что же делать в этом случае компаниям?
ФНС, не получив своевременно отчетность, выставит штрафные санкции и заблокирует расчетные счета организации?
Серьезным минусом предлагаемой реформы является и то, что желание государства тотально контролировать компании, стимулирует развитие методов и способов ухода от наблюдения, и как результат может спровоцировать уход в «тень» малого и среднего бизнеса. Да, это будет сделать гораздо сложнее, но при отсутствии законных способов оптимизации появляются незаконные.
О механизме предлагаемой реформы сами налоговики пока не говорят, так как все изменения находятся на стадии «идеи» и еще предстоит решить много вопросов, взвесить все «за» и «против», и очень хочется, чтобы законодатели рассматривали вопрос не только со стороны интересов государства и крупных налогоплательщиков, но и учитывали возможности малого бизнеса с точки зрения его поддержки и развития.
Комментарии (5)
Александр
18.09.2017ОтветитьПроверяющие, которых больше, чем коммерсантов, все думают как придумать себе работы для оправдания своей растущей численности. Все думают, как бы еще залезть в наши карманы, в которых одни дырки остались.
Ирина
13.09.2017ОтветитьВсе предприниматели уйдут в тень...
Даша
13.09.2017ОтветитьКак всегда - все для народа! Закон на страже!!!
---
Уж лучше б вообще ничего не делали - спали бы спокойно в своих мягких креслах дальше и не мешали бы работать - не надо отрабатывать свою икру такими безумными идеями и нескончаемыми изменениями в законодательстве и учете. Ведь невозможно отследить все эту "какофонию" - просто физически не хватает времени.
Владимир
10.09.2017ОтветитьДума "динамит" закон об отмене касс-онлайн для микробизнеса.
Ирина
09.09.2017ОтветитьТакой расчет налога (по доходам в кассу) удобен только ИП на УСНО с налогооблагаемой базой Доходы. То есть тем, кому не надо контролировать и подтверждать свои расходы, и кто работает только с наличными.
Лучше бы подумали как сделать, чтобы все кассы-онлайн могли подключаться к любы удобным для ведения бизнеса товаро-учетным программам, а то только к 1С навороченной и дорогостоящей можно подключить любую кассу-онлайн (и то я сомневаюсь, что это так) остальные программы к узкому кругу моделей.
Оставить комментарий