Как правильно проводить инвентаризацию ОС

Как правильно проводить инвентаризацию ОС

11.09.2017   |   Учет и отчетность  |   0Оставить комментарий
Без регулярных инвентаризаций бухгалтерская отчетность в какой-то момент может оказаться недостоверной. За это штрафы будут грозить как самой организации, так и ее должностным лицам (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ). Что касается инвентаризации основных средств, то ее можно проводить не чаще одного раза в три года.
Как правильно проводить инвентаризацию ОС

Информация в бухотчетности может быть признана недостоверной из-за инвентаризации, которую провели не по правилам. То же самое гарантировано, если результаты ревизии оформлены с нарушениями. Расскажем, как этого избежать.

Перед инвентаризацией

По общему правилу порядок проведения инвентаризации надо закрепить в учетной политике для целей бухучета. Таково требование пункта 4 ПБУ 1/2008.

В приложении к приказу об учетной политике следует, во-первых, конкретизировать график инвентаризаций (в т. ч. обязательных) и их сроки в течение отчетного года. Во-вторых, стоит зафиксировать перечень имущества и обязательств, которые нужно проверять при каждой инвентаризации.

В постоянно действующую инвентаризационную комиссию должно входить минимум два человека. Обычно в комиссию включают административно-управленческий персонал, специалистов других служб и отделов компании. При этом материально-ответственные лица членами такой комиссии быть не вправе. Состав комиссии утверждает руководитель компании.

Приказ о проведении инвентаризации можете составить по самостоятельно разработанной форме. Тогда форму приказа должен утвердить гендиректор фирмы. Также никто не запрещает применять типовую форму из постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В приказе укажите причину инвентаризации, состав комиссии, проверяемое имущество и обязательства, дату начала и окончания ревизии.

Утверждает приказ руководитель. Далее документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.Приказ зарегистрируйте в специальном журнале учета и контроля (например, по типовой форме № ИНВ-23) выполнения приказов о проведении инвентаризации.

В приказе о назначении инвентаризации нужно указать людей, в сейфе у которых будут храниться инвентаризационные описи (например, кассир, главный бухгалтер или директор).

До начала инвентаризации не забудьте взять расписку с лиц, на чьем ответственном хранении находится имущество, в том, что к началу ревизии сданы все документы на имущество в бухгалтерию или инвентаризационной комиссии. Для этих автографов отведен специальный раздел в инвентаризационной описи (акте).

Все материально-ответственные лица (МОЛ) должны присутствовать при инвентаризации и других подобных ревизиях, во время которых проверяют сохранность и состояние вверенного им имущества (приложение № 2 к постановлению Минтруда России от 31.12.2002 № 85). На этом настаивают в Минфине России (см. письмо от 15.07.2008 № 07-05-12/16).

Проверьте состояние инвентарных карточек, паспортов и иных документов на ОС. Если каких-то документов нет или в них обнаружены неточности, оформите их или скорректируйте до проведения инвентаризации.

Читайте также «Учетная политика: амортизация основных средств»

Во время инвентаризации

Наконец, проведите непосредственно инвентаризацию. То есть сверьте фактическое наличие имущества с учетными данными путем сплошной проверки по всем местам нахождения ОС.

Если основные средства в момент инвентаризации находятся вне организации, их инвентаризируют до момента временного их выбытия. Например, такое возможно с отправленными в капитальный ремонт машинами и оборудованием, с уходящими в дальние рейсы автомашинами и т. п.

Основные средства, стоимость которых списана в момент их ввода в эксплуатацию, также надо инвентаризировать. Их инвентаризацию проводят в таком же порядке, как и все остальные основные средства.

Заполните инвентаризационную опись в трех экземплярах. Можно, впрочем, оформить один экземпляр, сняв с него копии и заверив их подписями членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц.

В случае смены МОЛ лицо, принявшее имущество, расписывается в его получении, а сдавшее – в сдаче этого имущества.

Редко какая инвентаризация проходит «в ноль». Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, придется оформить сличительную ведомость. Она оформляется в двух экземплярах: один – для бухгалтерии, второй – для материально ответственного лица, сдавшего имущество. Ну. вот, теперь нам осталось только оформить ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (№ ИНВ-26), издать приказ об утверждении результатов инвентаризации и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете. Результаты инвентаризации надо показать в учете того отчетного периода, когда фактически ревизия завершена.

Алгоритм инвентаризации основных средств

алгоримт инвентаризации основных средств.jpg

Практическая бухгалтерия Источник материала
7387 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.