Ненаучная фантастика

Ненаучная фантастика

26.04.2004   |   0Оставить комментарий
На одном из бухгалтерских форумов мы наткнулись на интересное предложение. Один участник подал идею: в учетной политике указать, что бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса. Тогда, по мнению этого бухгалтера, и проблемы все исчезнут: одним махом сблизили два учета. А цена этому сближению копеечная: штраф по статье 120 Налогового кодекса за нарушение правил учета доходов и расходов – 5000 рублей.

Как здорово, скажут многие. Гениально и просто! А просто ли?Во-первых, если бухгалтер будет вести такой «бухналучет» в течение нескольких лет, штраф будет не 5000, а 15 000 рублей (п. 2 ст. 120 НК РФ). На это согласится уже не всякий руководитель.

Во-вторых, учет основных средств придется вести по правилам, установленным ПБУ 6/01. При этом объектом налогообложения по налогу на имущество является стоимость основных средств по данным бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Бухгалтерский и налоговый учет основных средств существенно различаются. Причем чаще всего их стоимость в налоговом учете существенно ниже, нежели в бухгалтерском. В результате штраф за нарушение правил учета (занижение налоговой базы) может вырасти до 10 процентов от суммы недоплаченного налога на имущество, но не менее чем на 15 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ). А там и пени подоспеют (ст. 75 НК РФ).

В-третьих, фирмам-производителям такое новшество вообще не поможет. Ведь по Налоговому кодексу (ст. 318) в себестоимость продукции включаются следующие виды расходов: стоимость основных материалов, заработная плата, единый социальный налог и амортизация основных средств и нематериальных активов. А на самом деле перечень затрат может быть гораздо шире. Например, в него будут включаться расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций, канцелярские расходы и другие.

Следовательно, возникнут проблемы с калькуляцией себестоимости продукции – все расчеты придется делать «на пальцах». А значит, могут возникнуть ошибки, что тоже никому не нужно.

В-четвертых, от ПБУ 18/02 фирмы все равно не отделаются. Разница между бухгалтерским и налоговым учетом останется – доходы и расходы, не учитываемые в целях налогообложения, никуда не спрячешь. Значит, и постоянный налоговый актив с постоянным налоговым обязательством бухгалтер будет рассчитывать. Но и это не все: с убытка, который надо переносить на будущее, придется исчислять отложенный налоговый актив.

В-пятых, налоговый учет – дисциплина молодая, и правильно отразить состояние дел на фирме с его помощью не удастся: цели он другие преследует. А это значит, что средним и крупным фирмам такой способ сближения не подойдет. Поскольку затраты в налоговом учете списываются быстрее, может уменьшиться размер чистых активов. Это не понравится банкам, потенциальным инвесторам и деловым партнерам. Они могут решить, что на фирме что-то неладно, и не захотят иметь с ней дело.

В-шестых, неизвестно, что вообще будет с налоговым учетом. С упразднением Министерства РФ по налогам и сборам можно ожидать изменений и в первой части Налогового кодекса, и в главе 25.

Так что не стоит поддаваться на подобную авантюру. Лучше вести бухгалтерский учет по общепринятым требованиям и искать другие, более правильные способы сближения двух учетов.

Федор ТЕПИКИН, специалист компании «Эскорт XXI»

«Московский бухгалтер» Источник материала
4092 просмотра Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.