Даже когда кассир не выдал инспектору (проводящему контрольную закупку) кассовый чек, фирма может избежать наказания. Причем на законных основаниях. Свою защиту постройте на неправомерности инспектора проводить контрольные закупки и штрафовать. Расскажем, как это сделать.
Документы скучные...
То, что инспектор вправе контролировать использование фирмой кассового аппарата, бесспорно. Это право закреплено законом о ККТ (от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ) и стареньким законом о налоговых органах (от 21 марта 1991 г. № 943-1). Однако это вовсе не означает, что налоговый работник имеет право штрафовать. Раз штраф за неприменение ККТ административный, полномочия налоговых работников надлежит проверить по Кодексу об административных правонарушениях. Другие нормативные документы в данном случае не имеют никакого значения.
Перечень нарушений, по которым налоговый инспектор имеет право составлять протокол, приведен в пункте 2 статьи 28.3 КоАП (подп. 5). Однако такого нарушения, как невыдача кассового чека, в этом перечне нет. Убедитесь сами. Значит, оформлять протокол, если продавец не пробил чек, инспектор не вправе (справочно: нет протокола – нет и штрафа). Как видно из статьи 28.3 КоАП, такие полномочия есть лишь у работников милиции (подп. 1 п. 2). Только и всего.
...выводы интересные
Весьма сомнительным также выглядит и право инспекторов проводить контрольную закупку. В указанных выше законах (о ККТ и о налоговых органах) не сказано прямо: дескать, работники ФНС вправе проводить контрольные закупки. Законы об этом просто умолчали. Они обязали инспекторов контролировать применение ККТ, а также проводить «проверки выдачи организациями... кассовых чеков». В какой форме могут проходить эти проверки, остается только догадываться. А теперь открываем пункт 1.9 действующих Методических рекомендаций по организации контроля за применением ККМ (утверждены Госналогслужбой России и департаментом налоговой полиции 29 июля, 3 августа 1994 г. №№ НИ-6-14/281, ВЯ-1155). Вот что здесь сказано: «Правом контрольной закупки налоговые органы не наделены, вместе с тем оно имеется у работников органов внутренних дел и инспекции по торговле, которые привлекаются к участию в проверках». Начало цитаты говорит само за себя.
К месту заметить, что права проводить контрольные закупки нет и у милиционеров. Они лишились таких полномочий с принятием Закона от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ.
Итак, вот к чему мы пришли. Чтобы оштрафовать фирму за неприменение ККТ, в проверке должны участвовать как минимум два человека из разных структур:
Налоговый работник, как видите, не фигурирует. Поэтому любые их попытки оштрафовать компанию по статье 14.5 КоАП («Продажа товаров без применения контрольно-кассовых машин») нарушают закон. Соответственно протокол, который оформит сотрудник ФНС – то есть с нарушением Кодекса об административных правонарушениях – не имеет доказательной силы. Об этом сказано в статье 64 Арбитражного процессуального кодекса. И с этим соглашаются судьи (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 мая 2004 г. по делу № А33-16537/03-С6-Ф02-1729/04-С1).
Очная ставка
С этими аргументами мы ознакомили Наталью Николаевну Соболеву, налогового инспектора II ранга УФНС по г. Москве. Она согласилась ответить на наиболее «острые» вопросы «Практической бухгалтерии».
– Наталья Николаевна, добрый день. Чем руководствуется налоговый инспектор, когда составляет протокол о неприменении кассового аппарата?
– Нормативными документами, естественно. Закон о ККТ обязал нас контролировать его выполнение, проводить проверки и наказывать. По-моему, вопросов здесь быть не может.
– Однако ж они есть. Упомянутый вами закон наделяет инспекторов правом только налагать штрафы. Но ничего не говорит о праве оформлять протокол.
– Да, не говорит. Но, на мой взгляд, право составлять протокол вытекает из права налагать штрафы. И не надо искать черную кошку в темной комнате. Ее там нет. Были тысячи судебных разбирательств относительно штрафов по ККТ, но ни в одном из них судья не усомнился в правах инспектора составлять протокол.
– Может, это объясняется тем, что фирма не акцентировала на этом внимание судьи?..
– ... может быть. Да, я в курсе, что, согласно статье 28.3 КоАП, составить протокол за невыдачу кассового чека может только сотрудник МВД. Но я также знаю, что, согласно статье 23.5 КоАП, именно налоговые органы уполномочены рассматривать подобные дела.
– Хорошо. Но обратите внимание: в пункте 2 статьи 23.5 КоАП приведен конкретный перечень налоговых сотрудников, которые имеют такие права. Они есть лишь у начальников: от начальника ФНС до руководителя инспекции. Выходит, если постановление по административному штрафу подписал инспектор рангом ниже, оно недействительно...
– Не согласна с вами. Таких дел в обычной инспекции за месяц – сотни. Руководитель ИФНС физически не может их «переварить». Поэтому он может делегировать свои полномочия другому инспектору, подписав соответствующий внутренний приказ.
– А как вы тогда объясните постановление ФАС Московского округа от 16 июля 2003 г. по делу № КА-А41/4809-03? В нем суд признал незаконным решение инспекторов, поскольку оно было принято замначальника инспекцией. То есть с превышением полномочий. Аналогичное решение принял судья Восточно-Сибирского округа в постановлении от 4 февраля 2004 г. по делу № А78-3228/03-С2-9/163-Ф02-4598/03-С1.
– Никак не объясню. Это конкретные решения по конкретным делам. Законодательной силы они не имеют никакой. Поэтому руководствоваться ими нельзя.
– С этим ясно. Давайте затронем теперь вопрос о правомочии налоговых инспекторов проводить контрольные закупки. Согласно «методичке» по организации контроля за применением ККТ, такие права есть лишь у сотрудников Госторгинспекции. А не у налоговых работников.
– Все правильно. Но инспектор и не производит контрольную закупку. Он покупает товар в личное пользование. Не получив чека, наложит штраф. Подобный метод контроля закреплен в пункте 4.2 приказа УФНС по г. Москве от 29 июня 2004 г. № 189.
– Ну, во-первых, этот приказ только московский. Инспекторы из других регионов не вправе им руководствоваться...
– Думаю, похожие приказы есть и в других регионах. Но точно не знаю.
– А во-вторых, если инспектор покупает товар для себя, то действует исключительно как частное лицо. А не как сотрудник инспекции. Соответственно, не получив кассового чека, кроме записи в книге жалоб, частное лицо не может ничего сделать.
– Понимаю вас. Но поймите и вы. Для инспекторов это один из методов проверки. Он установлен ведомственным приказом. Наша позиция следующая. Несмотря на то что товар был куплен в личное пользование, инспектор выполнял служебное задание. Подтверждение тому – имеющееся у него поручение на проверку. Таким образом, покупая товар, он выступал именно как налоговый работник. При необходимости эти доводы мы повторим судье.
Д. Гусятинский, аудитор
Комментарии (0)
Оставить комментарий