Бумага все стерпит

Бумага все стерпит

12.10.2005   |   0Оставить комментарий
Сентябрь ознаменовался выходом в свет двух документов ФНС, которые призваны упростить взаимоотношения бухгалтеров с налоговыми инспекциями. Слов нет: все, что написано в стандарте обслуживания налогоплательщиков и в регламенте организации работы с ними, правильно и актуально. Но если сравнить содержание документов с реальным положением дел, становится понятно, что оба они очень далеки от жизни.

Сентябрь ознаменовался выходом в свет двух документов ФНС, которые призваны упростить взаимоотношения бухгалтеров с налоговыми инспекциями. Слов нет: все, что написано в стандарте обслуживания налогоплательщиков и в регламенте организации работы с ними, правильно и актуально. Но если сравнить содержание документов с реальным положением дел, становится понятно, что оба они очень далеки от жизни.

Обслужат по Стандарту

Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (далее – Стандарт) утвержден приказом ФНС России от 2 сентября 2005 г. № САЭ-3-25/425. Он представляет собой сводную таблицу услуг, которые налоговые инспекции оказывают фирмам и предпринимателям.

В принципе ничего нового в этой таблице нет. В ней тщательно подобраны все предусмотренные законодательством процедуры, которые связывают налогоплательщиков с инспекторами. Несмотря на это, для бухгалтеров знакомство со Стандартом будет полезным. Там четко и наглядно показано, в какие сроки и на каком основании инспекции обязаны выполнять те или иные действия.

Стандарт включает в себя шесть разделов. Первый из них посвящен регистрации и учету налогоплательщиков. Здесь приводятся формы документов, которые нужно заполнить при создании предприятия, условия получения сведений из госсреестров, порядок публикации материалов в «Вестнике государственной регистрации» и на сайтах региональных УФНС. В этом же разделе указаны сроки регистрации договоров коммерческой концессии, выдачи различных свидетельств, передачи дел из одной инспекции в другую и т. п.

Второй раздел регулирует порядок приема отчетности, а также заявлений и письменных обращений налогоплательщиков. Четко сказано, что любой документ, который налогоплательщик принес в инспекцию лично, должен быть принят у него в тот же день. Установлено, что предоставлять бухгалтерам программное обеспечение для подготовки электронных деклараций и регистрировать Книги учета доходов и расходов инспекции обязаны в день обращения.

В третьем разделе говорится о сверках расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами), перерасчете налоговых обязательств, а также возврате (зачете) излишне уплаченных сумм. Более подробно процедура сверки описана в Регламенте организации работы с налогоплательщиками, о котором мы скажем чуть позже.

Четвертый раздел Стандарта поможет, если вам необходимо зарегистрировать или отремонтировать кассовый аппарат, активизировать фискальную память или снять ККТ с учета.

В пятом разделе перечислены формы и сроки подготовки документов, которые требуются, если фирма или предприниматель совершают операции с нефтепродуктами, алкоголем, занимаются производством табачных изделий, игорным бизнесом, а также проведением лотерей и печатью бланков строгой отчетности. Эти виды деятельности лицензируются, а лицензии выдают налоговые органы.

Шестой раздел Стандарта включает в себя все виды информационных услуг, которые бухгалтер вправе требовать от инспекции. Среди них такие:

  • ответы на письменные запросы (в течение 30 дней);
  • устные консультации, в том числе по телефону (сразу же после получения запроса);
  • выдача справки с перечнем налогов, которые должна платить фирма (в день обращения).

Уточненный Регламент

В отличие от Стандарта, составленного по типу прейскуранта (без расценок), новый Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее – Регламент) представляет собой подробную инструкцию, которая регулирует конкретные правила общения инспекторов и налогоплательщиков.

Регламент утвержден приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/ 444. Собственно, совершенно новым назвать этот циркуляр нельзя. Он составлен на основе аналогичного документа, утвержденного приказом МНС РФ от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468.

Во взаимоотношениях с бухгалтерами, которые «любят» посещать инспекцию лично, основным «действующим лицом» по-прежнему остается отдел работы с налогоплательщиками (далее – ОРН). Вместе с отделом общего обеспечения ОРН является своеобразной «буферной зоной» инспекций. Его сотрудники непосредственно общаются с представителями предприятий, а работники общих отделов занимаются обработкой их почтовой корреспонденции.

Деятельность сотрудников ОРН строится по принципу диспетчерской службы. В отдел должны поступать все документы от налогоплательщиков (декларации, письма, запросы), а из отдела будет исходить вся ответная информация (разъяснения, справки, уведомления).

Регламент включает в себя пять разделов.

В первом из них говорится об общих правилах приема граждан и организаций. Именно в нем написано, как вас должны встретить и что вы можете увидеть и услышать в зале для посетителей. Второй раздел освещает порядок приема налоговой отчетности и правила работы с поступившими документами.

В третьем описаны особенности проведения сверок расчетов с бюджетом. Четвертый затрагивает вопросы информационного обеспечения налогоплательщиков. А пятый посвящен работе межрайонных налоговых инспекций, в которых организованы территориально обособленные рабочие места (пункты приема и выдачи документов).

В основном Регламент адресован руководителям инспекций. Бухгалтерам стоит обратить внимание на разделы 2 – 4. Посмотрите, как должна быть организована работа ОРН, сравните ее с текущим состоянием дел в вашей инспекции и оцените, насколько одно соответствует другому. Скорее всего разница будет ощутимой.

С точки зрения бухгалтера третий раздел регламента, пожалуй, важнее всего. В нем говорится о том, как должны проходить сверки расчетов с бюджетом.

Инспекция обязана провести сверку:

  • когда об этом просит налогоплательщик;
  • когда фирма или предприниматель прекращают свою деятельность или переходят из одной инспекции в другую.

Особый порядок предусмотрен для сверок по крупнейшим налогоплательщикам – с ними эта процедура проводится ежеквартально.

Максимально допустимый срок сверки (включая время на формирование и оформление акта) составляет 10 рабочих дней (с учетом выходных – две недели). Если между данными инспекции и налогоплательщика выявлены несоответствия, этот срок может быть увеличен до 15 рабочих дней (фактически – до трех недель).

Помимо сверок довольно часто организациям требуются справки о состоянии расчетов с бюджетом (об отсутствии задолженности по налогам). Готовить такие справки тоже должны работники ОРН. Регламент отводит им для этого 10 рабочих дней. Если заявление о выдаче справки поступило по почте, срок ответа – 12 рабочих дней.

Кто за что отвечает?

Четвертый раздел Регламента, посвященный организации информационной работы, самый большой. Несмотря на это, он не поясняет, какие именно вопросы уполномочены рассматривать налоговые инспекции, а какие – подразделения Минфина.

Возможно, в скором времени эта проблема будет решена. Для координации взаимодействия Минфина и ФНС в налоговой сфере уже создана межведомственная комиссия (приказ Минфина России от 9 августа 2005 г. № 102н). Но каких результатов добьется эта комиссия, и когда налогоплательщики ощутят их на себе, сказать трудно.

В Регламенте много говорится об оформлении стендов, о проведении семинаров, об обеспечении бухгалтеров программными продуктами. Но о том, кто возьмет на себя ответственность за разъяснения (особенно устные), связанные с начислением налогов в конкретных хозяйственных ситуациях, в документе нет ни слова.

Об индивидуальном информировании налогоплательщиков речь идет в подразделе 4.3. Если воспринимать его положения буквально, то на любой вопрос бухгалтеру должны ответить сотрудники ОРН. Справятся ли они со столь сложной задачей? Судя по тому, кто сейчас работает в этих отделах, вряд ли.

Возможны, как говорится, два варианта развития событий – маловероятный и наихудший. Маловероятный, если в ближайшее время в каждом ОРН появятся инспекторы-универсалы, которые отлично разбираются в тонкостях расчета всех налогов, особенностях составления любых деклараций и оперативно отслеживают все изменения в законодательстве. Наихудший, если все индивидуальное информирование будет сведено к ответам: «приходите в инспекцию и посмотрите на стенд» или «ваш вопрос не входит в нашу компетенцию». Кстати, такая возможность прямо предусмотрена пунктом 4.3.2.2 Регламента, и скорее всего сотрудники ОРН не преминут ею воспользоваться.

Обратиться за советом к кому-нибудь еще удастся только в том случае, если в других отделах у вас есть знакомые и они не откажутся вникнуть в вашу ситуацию. Дело в том, что в каждой инспекции должна быть создана телефонная справочная служба. Но работать на этих телефонах будут опять-таки сотрудники ОРН.

Вместо заключения

Что смущает в обоих документах? Прежде всего их оторванность от реальной жизни. Много красивых и правильных слов, и отсутствие даже намеков на то, чтобы эти слова воплотились в практику. Возьмите, к примеру, требования «корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам», «не унижать их чести и достоинства», «формировать позитивное отношение к налоговым органам» (п. 1.1.7 Регламента). Или норму, согласно которой время ожидания в очереди при решении любых вопросов должно составлять не более 30 минут, а при «пиковых» нагрузках – не более одного часа (примечание к Стандарту). Чего стоят эти предписания, если во многие инспекции можно попасть лишь по предварительной записи, а сами инспекторы, явно перегруженные из-за хронической нехватки сотрудников, часто не задумываются даже об элементарной вежливости?

Каким образом ФНС собирается повысить оперативность работы инспекций, остается загадкой. Ведь никакой новой инстанции для контроля за деятельностью налоговиков в ближайшее время создаваться не будет. По словам начальника Управления международного сотрудничества и обмена информацией ФНС Елены Толгской, на нерасторопных инспекторов, как и раньше, придется жаловаться «в вышестоящие налоговые органы». Но всем известно, что эффективность подобных жалоб, как правило, равна нулю.

Разумеется, совершенствовать систему отношений между налогоплательщиками и инспекциями давно пора. Но эту работу нужно проводить планомерно, а не «для галочки». Новые документы всем хороши, кроме одного: они утопичны. И Стандарт, и Регламент были бы идеальными в условиях 100-процентной укомплектованности всех инспекций высококвалифицированными специалистами. Они действительно позволили бы упорядочить работу, если бы каждая фирма и предприниматель имели доступ к Интернету, а сотрудники инспекций обрабатывали бы поступающую информацию «день в день». Наконец, эти документы могли бы успешно работать, если бы налоговое законодательство не менялось по несколько раз в год. Но пока на практике дела обстоят иначе, многие положения новых приказов скорее всего так и останутся на бумаге.

внимание

Решение о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого сельхозналога налоговая инспекция обязана принять в течение месяца после подачи соответствующих заявлений (п. 01.01.009 Стандарта).

внимание

Инспекция может не принять декларацию в единственном случае: если она составлена по форме, которая не применяется (п. 2.1.4 Регламента). Обнаружив несоответствие, инспекторы в течение трех дней обязаны письменно сообщить об этом налогоплательщику.

О. Синельникова, эксперт ПБ

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
3886 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.