Наведем порядок в испорченном товаре

Наведем порядок в испорченном товаре

01.06.2006   |   0Оставить комментарий
Впереди лето, и, определяя объем закупок товаров, необходимо задуматься, надо ли приобретать много продуктов с маленьким сроком годности. Что, если они испортятся? Кроме убытков фирме это еще и создаст проблемы для бухгалтера.

Не успели продать! Что делать?

Причин для того, чтобы товар испортился, может быть несколько. Например, истек срок годности, а продукцию так и не реализовали. Или она пришла в негодность, так как условия хранения были нарушены из-за непредвиденных обстоятельств.

Во-первых, продукты питания, срок годности которых истек, признают некачественными и опасными, они не подлежат реализации (ст. 3 и 24 Закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»). Представители фирмы должны их изъять из оборота самостоятельно или по предписанию контролирующих органов для последующей утилизации либо уничтожения. Также необходимо провести экспертизу товара (ст. 25 закона № 29-ФЗ).

Если компания нарушит данное требование, это может повлечь за собой административную (ст. 14.4 КоАП) или даже уголовную (ст. 238 УК) ответственность. За продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил предусмотрен штраф:

  • на граждан – от 1000 руб. до 1500 рублей;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.

Во-вторых, чтобы документально оформить продукцию с истекшим сроком годности, необходимо провести инвентаризацию (п. 2 ст. 12 закона № 129-ФЗ) и заполнить следующие формы:

  • инвентаризационная ведомость по форме ИНВ-26 (утверждена постановлением Госкомстата от 27 марта 2000 г. № 26);
  • акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей по форме ТОРГ-15 на выявленные товары с истекшими сроками годности (утвержден постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132).

Есть два способа избавиться от испорченного товара. Продукцию можно реализовать в качестве сырья по сниженным ценам или уничтожить. Рассмотрим оба случая на конкретных примерах. Также проанализируем налоговые последствия каждого варианта.

Пример 1

ООО «Кораблик», занимающееся розничной торговлей, закупило творог, срок годности которого составляет 5 суток. Дата изготовления, указанная на упаковке, – 22 мая 2006 года. По состоянию на конец дня 27 мая остаток товара составил 33 пачки творога стоимостью 8 рублей. ООО «Кораблик» решило продать товар как сырье по сниженной цене. Доходы и расходы относим на обычный вид деятельности. Учесть творог с истекшим сроком годности нужно так:

Дебет 94 Кредит 41

– 264 руб. (33 пачки x 8 руб.) – списана себестоимость творога, выявленного при инвентаризации;

Дебет 44 Кредит 76

– 150 руб. – отражены расходы на экспертизу;

Дебет 19 Кредит 76

– 27 руб. – отражен НДС по экспертизе;

Дебет 62 Кредит 90

– 132 руб. (33 пачки x 4 руб.) – отражена выручка от реализации творога по пониженным ценам;

Дебет 90 Кредит 68

– 12 руб. (132 руб. : 110% x 10%) – начислен НДС на сумму реализации;

Дебет 90 Кредит 94

– 264 руб. (33 пачки x 8 руб.) – списана сумма себестоимости творога;

Дебет 90 Кредит 44

– 150 руб. – списаны расходы на экспертизу;

Дебет 99 Кредит 90

– 294 руб. – списан убыток от реализации.

Что касается налога на прибыль, то в этом варианте доходы увеличивают налоговую базу, а вот расходы в виде себестоимости товаров и затраты на экспертизу ее уменьшают. Обоснованность расходов на экспертизу подтверждает требование законодательства, поэтому они могут быть учтены по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, хотя прямо это в нем не указано. Разницы в учете по ПБУ 18/02 не будет. НДС нужно принять к вычету в обычном порядке и в полном объеме.

Пример 2

Руководство ООО «Кораблик» приняло решение товар уничтожить, проще говоря – выкинуть. Исходные данные такие же, как в первом примере. Доходы в этом случае отсутствуют, а расходы нужно отнести к операционным (п. 11 ПБУ 10/99). При уничтожении товара бухгалтер должен сделать следующие проводки:

Дебет 94 Кредит 41

– 264 руб. (33 пачки x 8 руб.) – списана себестоимость творога, выявленного при инвентаризации;

Дебет 91 Кредит 94

– 264 руб. – списана себестоимость уничтоженных товаров;

Дебет 91 Кредит 76

– 177 руб. (150 руб. + (150 руб. x 18%)) – списаны расходы на экспертизу и уничтожение вместе с НДС;

Дебет 19 Кредит 68

– 26,4 руб. – восстановлен НДС, возмещенный при приобретении творога;

Дебет 91 Кредит 19

– 26,4 руб. – восстановленный НДС отнесен на расходы;

Дебет 99 Кредит 91

– 467,4 руб. – списан убыток от порчи творога.

Расходы, в том числе и на экспертизу, не уменьшают налог на прибыль, так как отсутствует их экономическая обоснованность (фирма могла более грамотно составлять план закупок, чтобы был реализован весь товар). В первом случае расходы можно учесть, так как реализация все-таки имеет место.

Возникает постоянная положительная разница по ПБУ 18/02, так как себестоимость товаров для бухгалтерского уче- та – это расход, для налогового – нет. Разница приводит к образованию постоянного налогового обязательства. Его сумма равна 112,18 руб. (467,4 руб. x 24%). Отразить ее в учете следует проводкой Дебет 99 Кредит 68.

НДС по приобретенным товарам необходимо восстановить, так как они в результате были использованы для деятельности, не облагаемой этим налогом (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК). Налог на добавленную стоимость по проведенной экспертизе зачету не подлежит (п. 2 ст. 170 НК).

Хотели бы продать, да уже нечего

Предположим, что фирма приобрела 150 килограммов вареной колбасы, которая была выложена в витрину-холодильник. Однако на следующий день в магазине отключили электричество, так как на электростанции произошел сбой (причина объективная). В результате колбаса испортилась. Как поступить в данном случае?

Начало действий совпадает с первой рассмотренной ситуацией. Нужно провести инвентаризацию, изъять испорченный товар из продажи и назначить экспертизу, чтобы определить возможность реализации в качестве сырья.

Причина порчи должна быть подтверждена первичными документами. Например, справкой энергоснабжающей организации о том, что в данном районе в такой-то период была отключена электроэнергия, и актом комиссии, подтверждающим это.

В случае решения фирмы реализовать товары по пониженным ценам, бухгалтерский и налоговый учет будет аналогичен ситуации, рассмотренной в первом примере. А вот если продать нельзя, то в налоговом учете себестоимость списать можно, но с трудом. Согласно законодательству, при отсутствии виновных лиц компания имеет право уменьшить налог на прибыль на стоимость испорченных товаров (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК). Будьте внимательны: это должно быть подтверждено документально уполномоченным органом государственной власти. То есть фактически надо подать в суд на энергоснабжающую организацию и получить его решение о том, что виновные отсутствуют. Такой вариант может быть гораздо дороже, чем стоит испорченный товар. Следовательно, во избежание разногласий с налоговой службой лучше не уменьшать налог на прибыль на стоимость испорченной продукции.

Вот и получается, что проблемы при порче товаров возникают не только у собственников, но и у счетных работников.

справка

Акт о порче товара по форме ТОРГ-15 предполагает наличие в нем следующих сведений: наименование продукции, единица измерения, учетная цена, а также новая стоимость с учетом скидки. В инвентаризационной ведомости по форме ИНВ № 26 (документ вы найдете в справочной правовой системе КонсультантПлюс) необходимо отразить сумму, на которую выявлен испорченный товар. Обратите внимание: полный пакет документов, оформленных надлежащим образом, позволит фирме учесть при налогообложении прибыли все расходы, какими бы значительными они ни были.

И. Зевакина, аудитор

«Московский бухгалтер» Источник материала
6936 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.