Однажды Ирина Рукина, будучи председателем комиссии по экономической политике Мосгордумы, произнесла фразу, которая сейчас стала почти классикой:
— Доля безналичных расчетов в столичной рознице — всего 3 процента, тогда как, например, в американском штате Техас, число жителей которого равно числу москвичей, — 80 процентов.
Слова Ирины Рукиной очень интересны. Особенно если знаешь, что они прозвучали в контексте критики этнических диаспор, подчинивших себе столичные рынки. Однако финансовые потоки состоят не только из денег покупателей продуктовых и вещевых рынков. В целом по столице безналичный оборот приближается к мировой отметке 85 процентов от всего денежного потока. Данный показатель очень высок по сравнению с общероссийскими 65 процентами.
Именно поэтому, несмотря на громкие заявления о том, что Москва просто купается в наличности, банки, снабжающие столицу «черным налом», все чаще жалуются на повышение себестоимости «добычи» банкнот. Это не удивительно — рыночных торговцев, среди которых и крутится основная масса московской налички, «черный безнал» не интересует.
Сейчас в обнальных конторах, которым приходится как в 90-е годы засылать курьеров за наличностью в регионы, где ее себестоимость до сих пор составляет от 0,5 до 1,5 процента, начинают понимать — пора активно браться за торговую и обслуживающую сферы. В отличие от рыночных продавцов фирмы, работающие с населением через магазины, салоны, поликлиники и так далее, все чаще сталкиваются с требованием крупных поставщиков оплачивать счета по безналу. Это означает, что предприятиям надо увеличивать «официальную» выручку.
Как правило, конторы по перегонке «нала» в «безнал» и обратно редко предлагают схемы «оптимизации», в малом бизнесе эта обязанность ложится в основном на плечи бухгалтера. Если работник учета пришел из «безнальной» отрасли в сферу, где крутятся большие объемы наличности, чаще всего он узнает профессиональные секреты на интернет-форумах.
Бывалые коллеги с радостью просвещают новичка, что обналичивание — не единственная сфера применения фирм-«однодневок». Например, так называемые фонари (синоним «однодневок») можно использовать и для проведения операции, обратной обналичиванию, — для обезналичивания. То есть придания законного вида деньгам, ранее сокрытым от налогообложения. Иногда советчики усложняют эту примитивную схему и предлагают использовать фирму-«однодневку» для разрыва цепочки «покупатель, обладающий неучтенной наличностью, — продавец, желающий работать по безналу».
Для всеобщего спокойствия «однодневка» заключает два договора: с продавцом — на приобретение товара и с покупателем — на поставку такого же товара. Если нужна сертифицированная продукция — схема слегка усложняется. Покупатель подписывает с «однодневкой» одну из разновидностей комиссионного договора, по которому к нему попадают накладные с синей печатью несговорчивой крупной фирмы и соответственно желанные сертификаты. Таким образом, «черный нал» превращают в товар с чистыми сопутствующими документами «всего за 2—3 процента комиссионных».
Ноу-хау от экс-аудиторов
На одном из недавних семинаров корреспондент «Московского бухгалтера» стал свидетелем весьма занятного разговора:
— Ко мне уже не раз обращались с просьбами уговорить руководство продать наличность, — рассказывала главбух сети мини-марткетов Зухра Керимовна своей коллеге. — Было смешно, однако, учитывая наши обороты, я могла бы озолотиться...
— Тебе что, совесть не позволила? Или страх?
— Ни то ни другое. Просто я спросила схему, по которой это будет происходить, они внятно ничего не предложили. Мол, все магазины так делают. А ведь я недавно в торговле. До этого в строительстве работала, там у нас не было никаких продаж наличности.
Мы решили разобраться, почему в поле зрения дельцов теневого бизнеса попали бухгалтеры, а не руководители фирм — источников наличности. В результате мини-расследования выяснились любопытные факты, которые и стали основой нашей версии.
Оказывается, в последнее время в столице наблюдается активная переквалификация аудиторов в... менеджеров обнальных контор (далее мы будем называть их просто — менеджеры). Зарплата рядового аудитора, не который ездит в командировки, очень скромна — около 30 тысяч рублей, а вот возможность проявить себя на рынке «черной» наличности — велика. Имея обширные знакомства и хоть какой-нибудь авторитет в бухгалтерской среде, такие новички смогли обеспечить приток новых клиентов.
Экс-аудиторы, еще недавно радовавшиеся, что зарплата перевалила за полторы тысячи долларов, быстро купили себе квартиры в центре Москвы и стали приобретать землю в Подмосковье. Однако источнику благосостояния — бухгалтерам — не перепало ни крошки с барского стола. Наоборот, некоторые из них до сих пор безмерно благодарны «спасителям», которые избавили их от неприятной обязанности разрабатывать схемы минимизации.
О том, что размер комиссии за «черный нал» колеблется не только в зависимости от дня недели, месяца, но и времени суток, сейчас знают многие. Однако эта информация — отнюдь не официальный курс Центробанка, в интернете ее не найдешь, все решают при личном общении. Из естественной осторожности бухгалтер сам не ездит за неучтенной наличностью, а значит, лишен возможности сыграть на разнице курсов и комиссий.
— Если руководство фирмы-клиента «с головой не дружит», с них можно и 7 процентов запросить при рекомендуемом размере комиссии 5,8, — заявил один из экс-аудиторов Виталий. — А вот если курьер клиента, приехавший за деньгами, знает, какие ставки на нашей «бирже», ему не жалко и откат дать. Клиент не заметит, а нам с курьером приятно.
Бухгалтеры догадываются, что такие инкассаторы работают не только за зарплату, однако сами не рвутся ездить за деньгами из-за участившихся случаев ограбления.
— У нас все в офисе знают, что в день зарплаты прораб ездит за обналичкой! — рассказала бухгалтер строительной фирмы Илона Огурцова. — Хоть он имеет с этого наверняка свою копеечку, не хотела бы я оказаться на его месте.
— Липовые акты, справки, счета-фактуры ваш прораб тоже сам готовит?
— Этим занимаюсь исключительно я. Он только печати ставит.
Итак, человек, который постоянно чувствует себя как на пороховой бочке из-за манипуляций с налогами, никаких бонусов от своего знания подноготной хозяйского бизнеса не получает. Например, Илоне никто и не думает доплачивать за то, что она вынуждена тратить время и нервы на подготовку липовой первички.
Кстати, в интернете нет объявлений: «Куплю безнал!» Наоборот, там предлагают сдать «живые» деньги и получить на расчетный счет безналичный эквивалент за минусом комиссии (от 1 до 4%). Оказывается, многие руководители с опасением относятся к предложениям о бесплатной перегонке наличности в «безнал». Они чувствуют в этом какой-то подвох и... отказываются. Поэтому, чтобы усыпить их бдительность, назначается комиссия, скажем, 0,5—1 процент. Реальная комиссия, которую владелец (финансовый директор) «обнального» бизнеса готов выложить за «живые» деньги — 2—4 процента в зависимости от размера оборота. Таким образом, разница, которую менеджер может положить себе в карман или частично использовать для отката, составляет 1—3,5 процента от денежной массы, превращенной из «черного нала» в «белый безнал».
Как нам удалось узнать от некоторых экс-аудиторов, бухгалтеры ни о каких откатах не помышляют. Более того, именно работники учета собственноручно изготавливают нужную первичку, предоставляя первым поставить на ней только подпись и печати. Вопрос о том, поверит ли обэповец или финразведчик в бескорыстность бухгалтера, пока остается открытым.
мнение
Налоговый юрист Иван Городецкий:
— Схемы обезналичивания, которыми завален интернет, абсолютно прозрачны и для налоговой, и для ОБЭП. Безопасные схемы подбирают не бухгалтеры, а специально обученные юристы, причем индивидуально для каждого клиента. Фирмы, которые доверяют «оптимизацию» главбухам и посетителям интернет-форумов, по моему мнению, рано или поздно будут объяснять происхождение своей выручки сотрудникам Финразведки. Напомню, что эта структура занимается не уклонистами от налогов, а бандитами и террористами.
Геннадий Бурыхин
Комментарии (0)
Оставить комментарий