Если не уделять должного внимания проблемам возникновения конфликтов, они могут негативным образом сказаться на психологическом климате коллектива и осложнить бизнес-процессы компании. Хотя, по мнению многих психологов и менеджеров, разногласия на работе могут способствовать как личностному росту сотрудника, так и развитию деятельности предприятия в целом. По большому счету конфликт может быть двух видов: производственный и личностный. И порой отличить их друг от друга становится не то что сложно, а фактически невозможно.
Кто прав – кто виноват
Производственные конфликты зачастую заложены в бизнес-модель организации и являются в этом смысле объективными, то есть не зависят от воли его участников. Например, типичный спор между двумя департаментами, встречающийся во многих компаниях. Ситуация усугубляется, когда производственный конфликт становится также и личностным. Постепенно представители сторон начинают смешивать рабочие и личные отношения. Переговоры между «лагерями» носят эмоционально напряженный характер. Иногда оказывается, что с внешними контрагентами компании договориться гораздо легче, чем отделам организации друг с другом.
Еще одна распространенная причина производственного конфликта – неоптимальные бизнес-процессы организации. Если присутствует дублирование функций (сотрудники выполняют одну и ту же работу) либо существуют «разрывы» (зоны неопределенной ответственности), противоречия просто неизбежны. Но бояться этого не стоит. Прежде всего потому, что такие конфликты способствуют выявлению проблемных ситуаций и способствуют оптимизации деятельности организации. Эти разногласия компания может решить сама или пригласить консультантов. Зачастую их роль состоит в том, чтобы выступить посредниками между конфликтующими сторонами, помочь им найти компромисс и договориться о правилах игры.
Не сошлись характерами
Намного сложнее разрешить личностный конфликт. Тут все зависит от коллектива и конкретного его представителя. Не всем сотрудникам удается найти между собой общий язык. Конечно, можно сказать, что руководитель должен брать на работу психологически совместимых друг с другом людей. Но, к сожалению, при найме на службу этому вопросу не уделяют должного внимания.
Решение такого конфликта – в руках самих сотрудников. И выигрывает тот, кто сможет конструктивно им управлять. Руководство компании и HR-менеджеры подключаются к разрешению спора, только когда он начинает негативно сказываться на результате деятельности предприятия.
Директор компании или сотрудник HR-отдела может взять на себя роль посредника, то есть человека, который помогает сторонам высказать свои претензии без эмоционального накала, найти общие позиции и сделать возможные шаги навстречу друг другу. Иногда приходится признать, что спор зашел так далеко, что необходимо ставить вопрос ребром и расставаться с «разжигателем» конфликта.
Пример
Директор одной организации обратился за помощью к профессионалам в ситуации, когда руководитель выстроил предельно конфликтные отношения со своей командой и спровоцировал ряд увольнений. Специалисты оценили его по методу «360 градусов». Информацию о действиях человека в реальных рабочих ситуациях и о проявленных им деловых качествах была получена от его начальника, коллег, подчиненных. Данная процедура показала уровень напряженности в коллективе, выявила демотивацию, которая наступает у рядовых сотрудников, когда компания своим бездействием поощряет «конфликтного» руководителя вести себя так, как он считает возможным. Такая процедура помогла менеджменту правильно оценить ситуацию и дать рекомендации руководителю, как правильно выстраивать отношения в коллективе.
Есть очень много примеров того, что именно личные конфликты с руководителем не позволяли работнику проявить себя на сто процентов. Еще больше случаев, когда за такими противоречиями просто не видны действительные преимущества сотрудника.
Нет худа без добра
Конфликт – дело неприятное, но, тем не менее, из него можно извлечь немало и положительных результатов.
Прежде всего, любая размолвка заставляет «вскрыть» проблему. Трудно не согласиться с тем, что замалчивание спорного вопроса может сказаться на работе пагубнее, чем явное противостояние. Открытый конфликт следует попытаться направить в конструктивное русло.
Любое противоречие позволяет обозначить свои позиции, альтернативно посмотреть на проблему. Как показывает практика, для менеджерских позиций управление конфликтами – прямая обязанность. И научиться этому можно лишь на личном опыте.
Но не стоит забывать, что любая ссора становится причиной напряженности, выбивает из колеи. Производственные конфликты могут перерастать в личностные, справиться с которыми гораздо сложнее. Да и выгода от неприязни сотрудников друг к другу весьма сомнительна. С одной стороны, производственные конфликты – вполне рабочая ситуация, кото-рая может быть использована для дальнейшего развития компании. С другой – она может выйти из-под контроля и завести в тупик.
Не стоит также забывать, что личные дружеские отношения между начальником и подчиненным иногда также могут стать причиной конфликтной ситуации. Если приятель-начальник лишит премии, то, скорее всего, это будет воспринято и как личное оскорбление.
Многое в такой ситуации зависит от руководителя. То, как он себя поставит перед своими подчиненными, как будет вести себя. Любая крайность не приведет к прогрессу – и слишком сильная отдаленность от коллектива, и близость.
Лидер создает в компании корпоративный дух. С него берут пример в поведении. Он всегда в центре внимания. Именно от лидера (причем он может быть неформальным) зависит атмосфера в организации, начиная с мини-коллективов: отдельных департаментов, кабинетов, в которых сидят по пять человек. И вплоть до компании в целом.
Причем роль, выпавшая на долю лидера, не из легких. Помимо выполнения своих функций, он должен помнить, что его коллеги замечают каждый его шаг, начиная с принятия решений и заканчивая порядком на рабочем столе. Более того, подсознательно действия лидера копируются. И как следствие, его поведение при появлении спорной ситуации непосредственно влияет на подходы к решению конфликтов в коллективе.
Новый сотрудник – новая проблема
Совсем недавно в русском языке появилось новое слово – мобинг (от слова – mob, толпа; сборище; орава), которое характеризует один из весьма распространенных видов конфликтов в компании. Мобинг – это иррациональное агрессивное давление со стороны коллектива на одного работника. Особенно часто такая ситуация возникает в связи с появлением нового сотрудника.
Причиной этого могут быть разные факторы. Прежде всего это непрофессионализм руководите-ля. Новый сослуживец нуждается в объяснении своих обязанностей, пояснении процесса производства и непосредственно своей работы. Но в первую очередь ему необходимо время, чтобы освоиться в компании. Начальники, которые этого не понимают и требуют от работника результата сразу, провоцируют всех остальных сотрудников настроиться против своего коллеги. «Предыдущий сотрудник хоть плохо, но справлялся со своими обязанностями», – думают они про новичка.
Зависть сотрудников может послужить еще одной причиной для агрессивного давления. Обычно это случается, когда в компанию приходит человек куда моложе и перспективнее, чем его коллеги. Соответственно его заработная плата выше, что и порождает зависть.
Характерная черта мобинга заключается в том, что интересы работника, столкнувшегося с такой проблемой, никто не защищает. Ни его коллеги, которые настроены по отношению к нему агрессивно, ни управление компании, которое далеко не всегда распознает такие ситуации.
Впрочем, узнаваемые черты у мобинга все же есть. Например, большая текучка кадров может свидетельствовать не о бездарности кандидатов на должность, а о непригодности руководителя.
Работнику, столкнувшемуся с такой проблемой, часто необходим совет, как выйти из подобной ситуации. Мнения специалистов сводятся к одному – нужно увольняться. Предупредить столкновение с подобной проблемой весьма сложно. Однако точно можно сказать, что, если возникают какие-то сомнения, лучше начать поиск новой работы.
Для того чтобы грамотно управлять конфликтом, необходимы определенные знания в этой области. В условиях отсутствия культуры грамотной коммуникации и персонал, и руководители нуждаются в тренингах. А советы и рекомендации специалистов могут свести вероятность появления конфликтов к минимуму.
Время проходит даром
Как показывают социологические исследования, потеря рабочего времени в результате деловых конфликтов и постконфликтных переживаний составляет около 15 процентов, а производительность труда снижается на 20 процентов.
Метод «360 градусов»
Это способ изучения персонала с помощью анкетирования, основанный на оценке каждым сотрудником себя, своих сослуживцев, подчиненных и руководства по ключевым компетенциям. Значимым результатом являются существенные отклонения самооценки от средних данных, поставленных индивиду другими участниками процесса оценки. Метод «360 градусов» позволяет выделить группы «друзей» и «врагов» для каждого сотрудника, а также определить наличие в коллективе неформальных групп и степень их толерантности друг к другу.
«Конфликт важно вовремя предугадать...»
Действительно, работа без конфликтов невозможна. И в любом, даже самом остром споре можно найти плюсы – если, разумеет-
ся, эмоциональный фон позволит увидеть это. Сотруднику не следует сразу увольняться при возникновении конфликта, касается ли это крепкого спора с коллегой или отторжения целой группы.
Некоторые признают, что не сильны в улаживании конфлик-тов и радостно передают ситуа-цию в руки своего начальства или HR-отдела. По сути, это отказ от собственной роли руководителя. HR-департамент или топ-менеджмент должны быть только консультантами (если конфликт не вышел за рамки подразделения). Решения должен принимать руководитель, ставить задачи – также только он. Что может сделать HR-менеджер или коллега – начальник? Обеспечить «взгляд со стороны» на ситуацию и поведение участников, заранее помочь в развитии навыков работы с конфликтом, напомнить похожие ситуации, оказать психологическую помощь (если имеет на это право), подать дружеский совет или просто помочь снять напряжение. Конечно, грамотный HR-менеджер во многих ситуациях может и сам полностью погасить конфликт к выгоде компании. Но это тот же путь, что печатать документы за своего секретаря.
Помимо личностных особенностей людей и несовершенства процесса их совместной деятельности, есть еще несколько «факторов риска». В первую очередь это обстановка: отдельный кабинет, но проходной; офис на 130 человек; толпа чужих посетителей; вентиляция из «курилки» или цеха. Как и в случае с бизнес-процессами и характерами, факторы риска можно заранее учесть и предугадать реакцию сотрудников. Рабочий конфликт часто используется в управленческих целях.
Высший пилотаж в работе руководителя – это вовремя отследить зоны риска и возникающие конфликты и перевести их в продуктивное русло. Ему необходимо предупредить HR-отдел о возможных проблемах и попросить отследить их (если руководитель не надеется на свои способности миротворца даже на ранней стадии развития конфликта). Такое предвидение помогает самому начальнику не погрузиться в эмоции. Если большая часть конфликтов возникает неожиданно для управленца, то это повод серьезно задуматься о его осведомленности о работе собственного подразделения и компании вообще.
С разногласиями нужно начинать работать еще до их возникновения. В офисе или цехе мини-конфликты возникают и гаснут постоянно. Если они разгораются до уровня параллельных подразделений, топ-менеджмента или собственника компании – это, несомненно, ошибка участников и их руководителя. Далеко не всегда сотрудникам хватает полномочий для решения конфликтной ситуации.
Конфликт на уровне организации и отделов часто помогает улучшить бизнес-процессы; на уровне общения коллег – оптимизировать разделение полномочий и развести тех, кто действительно тихо раздражает друг друга. Это возможность увидеть потенциал сотрудника или подразделения.
На мой взгляд, нет необходимости любой спор возводить в ранг конфликта, а каждый конфликт в ранг проблемы организации.
Светлана Прусская, директор по персоналу холдинга «Невская палитра»
Ирина Галицина, руководитель направления HR-консультирования компании Energy Consulting, Анна Лаптева, руководитель проектов HR-направления компании Energy Consulting
Комментарии (0)
Оставить комментарий