Как известно, для того чтобы сократить сумму налогов, необходимо уменьшить доходы и увеличить расходы. Добиться этого результата при покупке основного средства можно так. Стоимость приобретаемого основного средства условно разбивают на две части: цена самого имущества и цена тех или иных дополнительных расходов. Уменьшенную таким образом стоимость основного средства списывают, начисляя амортизацию. А величину дополнительных затрат полностью включают в прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Отметим, что не все дополнительные издержки на покупку основного средства можно отнести к прочим расходам и сразу отразить их в налоговой себестоимости. Пункт 1 статьи 257 Налогового кодекса обязывает включать некоторые затраты в первоначальную стоимость объекта. В частности, это расходы на покупку и доставку основного средства, а также доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением НДС).
Какие же расходы применимы для данного варианта налоговой оптимизации? Прежде всего это затраты на консультационные и информационные услуги. В налоговом учете их стоимость фирма вправе включать в состав прочих расходов (подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Применяя такой способ оптимизации, следует очень внимательно отнестись к оформлению сделки. Так, в счете, счете-фактуре, платежном поручении требуется отдельной строкой четко прописать: «оказана консультационная (информационная) услуга». Обязательно должны быть выделены стоимость услуги и НДС по ней. Считаем экономию
Представленный вариант налоговой оптимизации особенно выгоден в следующих ситуациях:
Продемонстрируем преимущества этого способа снижения налоговой нагрузки на примере.
Пример
ООО «Дилер» приобретает автомобиль у завода-производителя стоимостью 377 600 руб. (в т. ч. НДС — 57 600 руб.). Срок полезного использования машины, установленный бухгалтером «Дилера», равен 40 месяцам. Фирма использует линейный способ начисления амортизации.
Вариант 1
Расходы на приобретение основного средства в размере 320 000 руб. (377 600 — 57 600) включают в его первоначальную стоимость и списывают равными долями на протяжении всего срока амортизации. При этом основная норма амортизации в данном случае должна применяться с коэффициентом 0,5.
Ежемесячно равными частями бухгалтер будет списывать стоимость машины в сумме:
320 000 руб. x (1/40 x 0,5 x 100%) = 4000 руб.Вариант 2
По договору стоимость оборудования условно разделена на 2 части: 318 600 руб. (в т. ч. НДС — 48 600 руб.) — стоимость основного средства, а 59 000 руб. (в т. ч. НДС — 9000 руб.) — стоимость консультационных услуг по его обслуживанию. В таком случае затраты на консультационные услуги сразу включают в расходы. А ежемесячно равными частями бухгалтер будет списывать стоимость оборудования в сумме:
(318 600 руб. — 48 600 руб.) x (1/40 x 100 %) = 6750 руб.
Как видно из примера, при втором варианте фирма получает два преимущества. Часть стоимости основного средства в сумме 50 000 рублей (59 000 — 9000) включается в расходы единовременно. Кроме того, фирме не нужно применять коэффициент, понижающий норму амортизации. Ведь первоначальная стоимость машины не превышает 300 000 рублей. Поэтому сумма ежемесячных амортизационных отчислений будет больше, а значит, общие расходы на покупку основного средства окупятся быстрее.
Налоговый консультант В.Н. Владимиров
Комментарии (0)
Оставить комментарий