«Бытовые» проблемы
Основной документ, по которому «вмененщик» идентифицирует бытовые услуги населению, подпадающие под спецрежим, — это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Правда, однозначный ответ в нем удается найти не всегда. Некоторые спорные ситуации комментируют работники Минфина.
Так, к бытовым финансисты не рекомендуют относить такие востребованные населением услуги, как услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию домофонов и услуги кабельного телевидения, считая их прочими (по коду ОКУН 808000). А поскольку «Прочие услуги населению» не поименованы в статье 346.26 Налогового кодекса, то применять к таким услугам ЕНВД не нужно (письмо Минфина России от 26 октября 2006 г. № 03-11-05/240).
Также финансисты не рекомендуют относить к бытовым услуги по ремонту систем отопления, водоснабжения, канализации и электромонтажные работы, выполняемые по заказам населения в рамках комплексного ремонта помещений (письмо Минфина России от 20 октября 2006 г. № 03-11-04/3/464).
Поговорим о торговле...
Теперь поговорим об организациях, которые оказывают услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. Бывает, что они отпускают запчасти и расходные материалы для ремонта с торговой наценкой, выделяя их стоимость в заказ-нарядах отдельной строкой. В этом случае им нужно платить ЕНВД еще и с розничной торговли (письмо Минфина России от 12 октября 2006 г. № 03-11-04/3/449).
В письме от 15 августа 2006 г. № 03-11-04/3/375 Минфин России уточняет новое понятие розничной торговли, поскольку оно вызвало у предпринимателей ряд вопросов. Финансисты отмечают, что главное отличие розничной торговли от оптовой — это использование покупателем товара для «личного, семейного, домашнего потребления» (ст. 492 ГК РФ). К счастью, Налоговый кодекс не обязывает продавца отслеживать эту цель. И никакого контракта в буквальном смысле розничный продавец и покупатель не подписывают. Договор розничной купли-продажи считают заключенным в момент выдачи покупателю документа, подтверждающего оплату: товарного или кассового чека (ст. 493 ГК РФ). Но если при покупке, например, канцтоваров или оргтехники вместе с чеком покупатель (неважно, частное это лицо или представитель какой-то фирмы) потребовал на товар накладную и счет-фактуру, то по этой сделке налицо «предпринимательский» интерес. Значит, и ЕНВД такую сделку облагать нельзя.
А как быть торговой организации, которая арендует торговый зал площадью до 150 квадратных метров и применяет ЕНВД, если она возьмет в аренду еще один такой же торговый зал в том же здании? В этом случае «судьба» «вмененщика» будет зависеть от того, сколько договоров аренды он заключит. Если на оба торговых зала будут отдельные договоры и в каждом зале будет свой кассовый аппарат, то эти помещения можно облагать ЕНВД как самостоятельные объекты (письмо Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/200).
Организациям, которые изготавливают так называемую выпечку и продают ее в розницу в торговой точке, не оборудованной местами, где булочку или пончик можно съесть, ЕНВД платить не нужно. Во-первых, эту деятельность нельзя отнести к общественному питанию. А во-вторых, реализацию продукции собственного изготовления нельзя отнести к розничной торговле (письмо Минфина России от 21 июля 2006 г. № 03-11-04/3/359).
Многоликая реклама
Множество вопросов налогоплательщиков связано с распространением и (или) размещением рекламы.
Подчеркнем, что под налогообложение ЕНВД подпадает деятельность фирмы, связанная только с наружной рекламой. А если предприниматель размещает рекламу внутри помещений торгового центра, например, на плазменных панелях, то такая деятельность облагается налогами или в общеустановленном порядке, или по упрощенной системе (письмо Минфина России от 13 октября 2006 г. № 03-11-04/3/453).
«Вмененка» касается рекламы, которая размещена на машине: на крыше, боковой поверхности кузова и т. п. (ст. 346.27 НК РФ). То есть рекламы, размещенной снаружи транспортного средства. А размещение рекламы внутри транспорта этой статьей не предусмотрено. Значит, такая деятельность не подпадает под ЕНВД, и в данном случае учет надо вести по обычной системе налогообложения (письмо Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-11-04/3/140).
Есть вопросы и у «вмененщиков», располагающих свою информацию на таких специфических носителях, как воздушные шары и аэростаты. С одной стороны, новый Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» эти объекты причисляет к наружной рекламе. А с другой, Налоговый кодекс в статье 346.27 и письмо ФНС России от 7 апреля 2005 г. № 22-2-14/520@ относят к рекламным только стационарные технические средства. В целях применения ЕНВД под ними признают любые выполненные в виде конструкций носители информации, размещенные на недвижимых объектах, то есть прочно с ними связанные. Таким образом, видно явное противоречие между Налоговым кодексом и Федеральным законом № 38-ФЗ. Будут приняты соответствующие поправки в главный налоговый документ, или законодатели решат вопрос иным образом — неизвестно. Пока же фирмам можно посоветовать действовать в рамках налогового законодательства.
А платит ли ЕНВД организация, на транспортных средствах которой размещена наружная реклама? Финансисты ответили и на этот вопрос. Если такое предприятие получает доход только от предоставления в аренду поверхностей своего транспорта, то и платить ему следует общие налоги. Непосредственным же размещением рекламы для заказчика занимается другая организация. Именно она по договору аренды (субаренды) получила во временное владение или пользование поверхности транспортных средств и извлекает доход от рекламной деятельности. Такая деятельность и подпадает под ЕНВД (письма Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-11-04/3/156 и от 13 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/198).
Ох, уж это загадочное стационарное место!
Много трудностей возникает у фирм и предпринимателей, которые ведут деятельность, связанную со сдачей в аренду стационарных торговых мест. Ведь в Налоговом кодексе такого определения нет, хотя это понятие и фигурирует в названии вида «вмененной» деятельности (подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Логично предположить, что стационарное торговое место должно относиться к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. А определение такой торговой сети есть в Налоговом кодексе. Этим местом могут быть «рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты». Главное условие, чтобы эти объекты находились в зданиях, строениях или сооружениях, то есть в крытом помещении, и чтобы у них не было залов обслуживания посетителей.
Соответственно, стационарным местом на таком рынке, в торговом комплексе и т. п. может быть прилавок, витрина или просто выделенное помещение, отсек (контейнер).
Сдавая в аренду именно такие виды торговых мест, вы можете использовать ЕНВД.
Заметьте, изложенные выводы основаны исключительно на Налоговом кодексе, однако с ними не согласен Минфин. Например, в письме Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-11-04/3/155 чиновники указали, что ЕНВД должны использовать рынки в случае сдачи в аренду тентовых палаток и в случае сдачи в аренду «земельных участков для организации стационарного торгового места».
Однако этот вывод противоречит Налоговому кодексу. Во-первых, тентовая палатка не «стационарна». Ее можно передвигать с места на место. К тому же такого рода предметы устанавливают, как правило, на улицах, а не в помещениях. Во-вторых, земельные участки — это уж никак не «стационарные торговые места». Это понятно и без объяснений. Что побудило чиновников выпустить такое противоречивое письмо, остается загадкой.
В 2006 году Минфин продолжил свои разъяснения по поводу налогообложения единым налогом на вмененный доход отдельных случаев «торговой» арендной деятельности, связанной именно со стационарными торговыми местами.
Таковыми, в частности, не признают передаваемые в аренду бутики (как обособленные помещения с торговыми залами) и бетонированные площадки, на которых арендаторы планируют установить палатки, киоски, контейнеры. Не применяют «вмененку» и к передаче в аренду здания торгового павильона, поскольку его нельзя признать стационарным торговым местом (письма Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/209 и 03-11-04/3/210).
В этих же письмах финансисты уточнили понятия объектов стационарной торговой сети. Под ними следует понимать такие объекты, которые размещены на земельных участках и не перемещаемы в течение всего срока действия договора об их установке или аренде. В первом из указанных выше писем под налогообложение ЕНВД «подвели» аренду стационарных торговых мест за прилавками в торговых павильонах. А во втором — уточнили характеристики тентовых модулей, аренда которых подпадает под «вмененку». Они должны состоять из стального каркаса и листов металлического профнастила.
Комментарии (0)
Оставить комментарий