Законы учета программного обеспечения

Законы учета программного обеспечения

04.05.2007   |   0Оставить комментарий
Специальные бухгалтерские программы и справочно-правовые системы, которые в настоящий момент используют практически все организации, с одной стороны, являются ничем иным, как нематериальными активами. Вместе с тем при их покупке фирмы приобретают лишь право пользования ими, тогда как авторские права остаются у компании-разработчика. Означает ли это, что данные программы необходимо относить не к НМА, а учитывать за балансом?

Разложим НМА «по полочкам»

Первоначально следует разобраться, что же это за «птица» – нематериальные активы (НМА)? И в бухгалтерском, и в налоговом учете к ним относят исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности человека. Тем не менее перечень имущества, которое может быть отражено в составе НМА, по правилам налогового и бухгалтерского учета, различается.

Так, например, исключительные права на программы для ЭВМ стоимостью до 10 тысяч рублей в бухучете отражаются в составе нематериальных активов (п. 4 ПБУ 14/2000), в то время как в налоговом – к НМА не относятся. Таким образом, амортизацию на такое «добро» уже не начислишь. Зато приняв их в качестве текущих затрат, можно значительно снизить базу по налогу на прибыль. Требования к таким затратам для признания их расходами, снижающими налогооблагаемую базу по прибыли, прежние: экономическая обоснованность и документальная подтвержденность (п. 1 ст. 252 НК).

Данный критерий применяется не только к расходам, но и для признания активов нематериальными (п. 3 ст. 257 НК РФ). Например, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, не законченные и документально не оформленные, не признаются НМА как в одном, так и в другом учетах (п. 2 ПБУ 14/2000 и п. 3 ст. 257 НК). Противоположная ситуация складывается, если фирма имеет исключительные права:

  • на изобретение (промышленный образец, полезную модель);
  • на топологии интегральных микросхем;
  • на товарный знак (знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, название фирмы);
  • на селекционные достижения.

Они признаются нематериальными и в налоговом, и в бухгалтерском учете.

Владение ноу-хау, секретной формулой (процессом), информацией о промышленном, коммерческом или научном опыте не относится к нематериальным активам бухучета и тем не менее учитывается в составе оных в налоговом (п. 2 ПБУ 14/2000 и п. 3 ст. 257 НК). Деловая же репутация фирмы и организационные расходы, признанные вкладом в уставный капитал фирмы, наоборот, в состав НМА в бухучете входят, а в налоговом – нет.

Документально обоснованный актив

Как известно, НМА не имеет материально-вещественной структуры, однако иметь документ, подтверждающий исключительное право вашей фирмы на этот актив, необходимо. Данное требование относится как к бухгалтерскому, так и к налоговому учету. Причем в том случае, когда ваша фирма сама создала НМА, и в случае когда он приобретен, документы нужны разные.

Так, договор и исключительная лицензия понадобятся вам при приобретении прав на изобретение (промышленный образец, полезную модель) и прав на селекционные достижения. Если же данные НМА созданы в вашей организации, необходим патент, выданный Роспатентом, в первом случае; и патент, выданный Государственной комиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений, во втором.

Договор и первичные документы, подтверждающие передачу НМА, пригодятся при приобретении исключительных прав:

  • на программы для ЭВМ или базы данных;
  • на топологии интегральных микросхем;
  • на товарный знак (знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, название фирмы).

Если же организация сама создает данные активы, то следует иметь в наличии свидетельство о регистрации права, выданное Роспатентом, – для исключительных прав на топологии интегральных микросхем и товарного знака; и акт ввода НМА в эксплуатацию или свидетельство о регистрации права на данный НМА, получаемые в добровольном порядке, – для прав на компьютерные программы и базы данных. Следует обратить внимание, что в состав нематериальных активов не включают компьютерные программы, на которые фирма не имеет исключительных прав, и затраты на получение лицензий на право ведения определенных видов деятельности.

Спешим списать?

Как правило, заключая договор, фирма-разработчик не ограничивает срок использования справочно-правовых систем и бухгалтерских программ. Поэтому в налоговом учете стоимость правовой базы можно отразить сразу, списав их на прочие расходы (п. 1 ст. 272 НК).

В бухгалтерском учете расходы на установку можно отражать двумя способами:

  • отнести стоимость правовой базы на расходы будущих периодов и затем постепенно списывать ее на общехозяйственные расходы;
  • сразу списать на общехозяйственные расходы.

Так, первый способ можно применять в случаях, если руководитель фирмы ограничил срок использования правовой системы. Второй же способ отличается своим удобством, ведь расходы на установку будут одинаково отражены в бухгалтерском и налоговом учете и вести дополнительные регистры в последнем случае не потребуется.

Для учета справочно-правовых систем и бухгалтерских программ можно ввести дополнительный забалансовый счет 012 «Нематериальные активы, приобретенные на правах пользования».

Пример 1

В мае ЗАО «Терия» приобрело справочно-правовую систему. Ее стоимость – 8850 руб. (в том числе НДС – 1350 руб.).

Директор «Терии» никаких распоряжений о сроках использования правовой системы не издавал. Поэтому ее стоимость можно сразу отнести на расходы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Бухгалтер «Терии» сделал проводки:

Дебет 60 Кредит 51
– 8850 руб. – перечислены деньги поставщику;

Дебет 012
– 8850 руб. – получено право пользования системой;

Дебет 26 Кредит 60
– 7500 руб. (8850 — 1350) – отражены расходы на установку системы;

Дебет 19 Кредит 60
– 1350 руб. – учтен НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1350 руб. – НДС принят к вычету.

Для целей налогообложения стоимость правовой базы (7500 руб.) нужно полностью отнести на расходы в мае.

Современные правовые системы, а также бухгалтерские программы необходимо постоянно обновлять. Затраты на эту процедуру в бухгалтерском учете списываются на общехозяйственные расходы, а в налоговом – на прочие. Как правило, фирма платит за несколько обновлений вперед. Причем расходами эти суммы можно признать (как в налоговом, так и в бухгалтерском учете) только после того, как программа будет фактически обновлена.

Пример 2

В мае ЗАО «Терия» купило справочно-правовую систему. Одновременно фирма «Терия» заплатила 9440 руб. (в том числе НДС – 1440 руб.) за обновление этой системы в течение 8 месяцев.

В бухгалтерском учете нужно сделать проводку:

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51
– 9440 руб. – внесена предоплата за обновление системы.

В июне был подписан акт о первом обновлении.

Бухгалтер «Терии» должен сделать проводки:

Дебет 26 Кредит 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 1000 руб. ((9440 руб. — 1440 руб.) : 8 мес.) – отражены расходы на обновление СПС;

Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 180 руб. (1440 руб. : 8 мес.) – учтен НДС;

Дебет 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– 1180 руб. (1000 + 180) – зачтена часть аванса, перечисленного поставщику;

Дебет 68 Кредит 19
– 180 руб. – НДС принят к вычету.

В мае бухгалтер ЗАО «Терия» уменьшит налогооблагаемую прибыль на 1180 руб.

М. Лоскутова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

8859 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.