Многие предприятия Подмосковья предпочитают брать на работу мигрантов — как из других регионов страны, так и иностранцев. Как правило, труд таких сотрудников обходится фирме значительно дешевле привлечения коренных жителей. Однако оформление иностранца на первоначальном этапе требует много времени и финансовых затрат фирмы.
Организации сами для себя определяют: брать или не брать приезжего соискателя в штат. Некоторые фирмы решительно отказываются от таких сотрудников, так как их прием на работу связан с определенными трудностями. Генеральный директор компании «Пять правил» Владимир Попов полагает, что для фирмы значительно проще найти человека с российским гражданством. Это избавит от необходимости общения с миграционной службой: получать разрешения, тратить на это время и деньги, а затем и платить лишние налоги.
Но некоторые работодатели считают, что выгодно нанимать дешевую рабочую силу — приезжих. Даже при затратах на легальное оформление мигранта прибыль получается максимальной. Ведь среди официально зарегистрированных в Подмосковье иностранных работников более половины заняты на временных или сезонных работах, включая дачно-строительный, бытовой и сельскохозяйственный секторы. В основном это низкооплачиваемая работа, не требующая высокой квалификации.
В январе этого года в Закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации» введено понятие «иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы», поясняет ситуацию юрист компании «Росюрконсалтинг» Даля Хуссейн:
— Работодатели вправе принимать на работу эту категорию мигрантов без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Законом установлена обязанность уведомить о факте привлечения иностранца территориальный орган ФМС и орган субъекта, ведающего вопросами труда и занятости. Форма и порядок подачи уведомления утверждены постановлением правительства от 23 декабря 2006 г. № 798.
Иностранные граждане, прибывшие в страну в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности обязаны получить разрешение на работу. Для этого им необходимо лично или через будущего работодателя подать заявление в миграционную службу. К заявлению прилагаются документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционная карта, квитанция об оплате госпошлины (подп. 13 п. 1 ст. 333.28 НК), уточняет Даля Хуссейн.
ФМС может отказать в выдаче разрешения. Причины тут могут быть самые разные: например, темное прошлое на родине предполагаемого работника.
Однако иногда встречаются ситуации, когда чиновники идут навстречу и прощают некоторые оплошности в документах приезжих. Бухгалтер одного подмосковного товарищества собственников жилья Наталья Велюрова рассказала, как ее предприятие оформляло разрешение на работу гражданину Узбекистана:
— Пока собирали нужные бумаги, оформляли медицинскую справку, прошел срок миграционной отметки (разрешение на пребывание иностранца в стране). Чтобы кандидата не выслали на родину, пришлось заплатить штраф. А когда дело дошло до регистрации документов, выяснилось, что отметка о пересечении границы липовая. Но сотрудник миграционной службы помог нам и, закрыв глаза на досадное недоразумение, выдал долгожданный документ.
Получив разрешение на работу, организация обязана послать в налоговую инспекцию по месту учета уведомление о приеме в штат иностранного гражданина (подп. 4 п. 8 ст. 18 закона № 115-ФЗ). В нем должны быть указаны реквизиты компании, фамилия, имя, отчество работника, сведения о его гражданстве и реквизиты документа, ставшего основанием для уведомления, разъясняет Даля Хуссейн:
— За непредставление сведений о сотруднике в ведомства, ответственные за миграцию, предусмотрено наказание. На должностных лиц фирмы налагается штраф в размере от 35 тысяч до 50 тысяч рублей, а на организации — от 400 тысяч до 800 тысяч рублей. Другим вариантом наказания может быть административное приостановление деятельности компании на срок до 90 суток (п. 3 ст. 18.15 КоАП).
Некоторые предприниматели предпочитают не занимать себя действиями, связанными с получением разрешения, а принять на работу мигранта нелегально — без оформления. Такая деятельность может быть выявлена в результате контрольных мероприятий ФМС и налоговиков. В результате организация будет оштрафована на 250—800 тысяч рублей либо ее деятельность будет приостановлена на срок до 3 месяцев. Руководителя организации накажут на сумму от 25 до 50 тысяч рублей (п. 1 ст. 18.15 КоАП).
Особенности налогообложения ЕСН выплат и вознаграждений, начисленных в пользу мигранта, с 1 января 2003 года не претерпели никаких изменений. То есть выплаты, произведенные данной категории лиц, облагаются ЕСН в общеустановленном порядке (п. 2 ст. 243 НК).
Порядок исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование зависит от статуса иностранного гражданина и регулируется Законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В нем говорится, что застрахованными лицами являются постоянно и временно проживающие на территории нашей страны иностранцы.
После приема на работу организацией по трудовому договору или договору гражданско-правового характера иностранец получает вознаграждение за труд, следовательно, становится плательщиком подоходного налога, объясняет бухгалтер по совместительству Юлия Романова. При исчислении НДФЛ с заработка мигранта первостепенное значение имеет, является ли он налоговым резидентом. При налогообложении доходов нерезидентов применяется повышенная ставка налога — 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК).
Исключение из общего правила налогообложения иностранцев составляют граждане Беларуси. Ставка НДФЛ в размере 13 процентов применяется к их доходам с момента вступления в силу долгосрочного трудового договора. Если договор расторгнут в течение первых 183 дней пребывания белоруса в нашей стране, то работодатель обязан произвести перерасчет налога с уже выплаченного дохода по ставке 30 процентов.
С этого года (п. 2 ст. 207 НК) налоговыми резидентами признаются граждане, фактически находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Периоды кратковременного выезда из России на срок менее 6 месяцев не уменьшают количества дней пребывания, поясняет Юлия Романова:
— Бухгалтер должен обладать информацией о том, какое количество дней проживал иностранный работник в нашей стране, так как в расчет берутся 12 месяцев, предшествующие моменту начисления НДФЛ. Если количество дней превысит 183, то к доходам такого сотрудника следует применить ставку 13 процентов и пересчитать сумму налога нарастающим итогом с начала года. Разъяснения об этом даются в письме Минфина от 24 марта 2006 г. № 03-05-01-04/69.
Зная все законы и вооружившись нужным количеством документов, можно не бояться «ввязываться» в процесс получения разрешений на работу для своих иностранных сотрудников. Ведь в итоге труд мигрантов обойдется фирме значительно дешевле.
Юрист компании «Росюрконсалтинг» Даля Хуссейн:
— Если иностранец временно или постоянно проживает на территории России, он оформляется по трудовому договору в том же порядке, что и российские граждане (п. 4 ст. 13 закона № 115-ФЗ). Ко временно проживающим иностранным гражданам относятся лица, получившие разрешение на временное проживание (ст. 2 закона № 115-ФЗ). В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, ставят соответствующую отметку. Срок действия разрешения составляет 3 года, в течение которых иностранцы не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов региона, где они зарегистрированы.
Комментарии (0)
Оставить комментарий