Какими же документами на сегодняшний день регламентируются совместные действия ФНС и МВД? В первую очередь это, естественно, Налоговый кодекс. В статье 36 прямо указывается на обязанность милиции участвовать в налоговых проверках. Заметим, что официально такая инициатива может исходить только от сотрудников инспекции и только в отношении выездной ревизии. Также упомянутая статья определяет обязанность силовиков передать в течение десяти дней имеющиеся сведения в ИФНС для принятия соответствующих мер. Кроме того, милиционеры должны участвовать в проверках согласно пункту 33 статьи 11 Закона от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции».
Существует еще один документ, подробно описывающий порядок «сотрудничества» фискальной службы и силовиков. Речь идет о межведомственном приказе от 22 января 2004 г. № АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». В нем достаточно полно описан порядок проведения совместных выездных налоговых проверок.
Как же на практике выглядят совместные контрольные мероприятия? Отметим, что основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя или его заместителя. Оно должно выноситься в соответствии с Порядком, утвержденным приказом МНС от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318. По сути, единственной отличительной чертой совместных ревизий является только включение в состав группы инспекторов сотрудников милиции. При этом надзирающие органы применяют небольшую тактическую хитрость. Дело в том, что в состав проверяющих со стороны МВД наиболее часто включаются оперативные сотрудники подразделений, специализирующихся на налоговых преступлениях, а не штатные ревизоры, которые также есть в составе Департамента экономической безопасности. Вызвано это вполне определенными причинами. Если у инспекторов будут подозрения на скрытое или прямое противодействие проверке со стороны компании, то в этом случае они предпочтут прибегнуть к помощи именно грозных оперативников, дабы в случае чего усмирить строптивых предпринимателей.
Вернемся к законодательным нормам, определяющим полномочия как представителей ФНС, так и МВД. Находясь на совместной выездной ревизии, оперативник, как сотрудник милиции, руководствуется в первую очередь Законом «О милиции». Но применять свои полномочия он будет только в случае противоправного поведения со стороны организации. Статус же самой проверки только от факта присутствия «ревизора в погонах» не меняется — она продолжает оставаться именно выездной налоговой проверкой, и проводится на основании исключительно Налогового кодекса. При этом полномочия представителей ФНС никак не расширяются оттого, что вместе с ними в офис прибыла пара бравых оперов.
Приведем наглядный пример. Налоговику нужно произвести выемку подлинников документов фирмы или данных, находящихся в компьютере. Статья 94 Налогового кодекса обязывает проверяющих делать это только в присутствии понятых и лица, у которого производится выемка. В противном случае соответствующий протокол может быть признан недействительным. Предположим, что при появлении в офисе сотрудников налоговой службы, после вручения директору постановления о выемке, он, дав предварительное указание своим подчиненным ни в коем случае не участвовать в изъятии, и уж тем более нигде не расписываться, быстро покидает офис. Как сможет удержать и принудить его к участию в процессе в таком случае контролер? Ответ очевиден — никак. Однако ситуация может сложиться и по-другому, если руководителя вежливо попросит оставаться на месте сотрудник милиции, намекнув при этом, что если бизнесмен все-таки исчезнет из офиса, то его отсутствие не помешает произвести осмотр с последующим изъятием документов уже на основании Закона «О милиции». Как видно из этого примера, наиболее часто именно статус сотрудника милиции является причиной проведения совместных проверок ФНС и МВД как дополнительный фактор влияния на налогоплательщика.
Существует еще один аспект взаимоотношений между надзирающими лицами и их «смежниками» из МВД. Это обязательность обмена информацией в ряде случаев, оговоренных все в том же совместном приказе № АС-3-06/37. Если после проведения ревизорами из МВД проверки финансово-хозяйственной деятельности в отношении компании были доначислены налоги, то материалы такой проверки в течение десяти дней будут переданы представителям ИФНС. Характерно, что сумма недоплаченных налогов в данном случае не имеет значения.
Вместе с тем стоит отметить, что немалая часть поступающей в органы внутренних дел информации носит характер оперативной, поэтому доступ к ней у представителей ФНС закрыт. Милиционеры делятся подобными материалами со своими коллегами очень неохотно. Остается добавить, что в случае возбуждения уголовного дела по «налоговым статьям» этот факт в обязательном порядке будет сообщен в инспекцию в течение трех дней.
Есть и обратный поток информации — от инспекторов в адрес налоговых подразделений МВД. К слову сказать, такой поток более значимый. Ведь не секрет, что количество проверок дружественных служб различается в разы. Это объясняется тем, что в ФНС ревизия — основной способ выявления нарушений, и далеко не факт, что они будут установлены. В милиции подход принципиально другой. Инспектирование представителями подразделения по налоговым преступлениям — верный знак того, что в отношении компании уже есть достаточно компрометирующей информации, а в ходе контроля лишь документально закрепляются полученные ранее «оперативные данные».
Следует подчеркнуть, что передача материалов проверок в управления по налоговым преступлениям происходит не после каждой проведенной проверки. Они передаются, только если были выявлены факты действий налогоплательщика, содержащие в себе признаки преступлений, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса. Причем то, какая проверка была проведена — камеральная или выездная — значения не имеет. По результатам рассмотрения материалов ревизии выносится либо решение об отказе в возбуждении уголовного дела, либо оно все-таки возбуждается.
Кстати, согласно пункту 3 статьи 32 Налогового кодекса ФНС в течение десяти дней передает сведения в МВД об организациях, не уплативших налоги в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования. Однако налоговики должны оповещать далеко не обо всех нарушителях, а только о тех, сумма задолженности у которых «...позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления». Данный порядок нашел более подробное отражение в письме ФНС от 23 июля 2007 г. № ШТ-6-06/591@.
Как видим, определение в Налоговом кодексе размера «роковой» задолженности весьма расплывчато, что позволяет налоговикам злоупотреблять данным «пробелом» и по-своему трактовать формулировку. Конечно, в идеале они могли бы отталкиваться от тех сумм, которые приведены в Уголовном кодексе. На практике же сделать это не так-то просто: инспектору придется выбирать и просчитывать неисполненные требования, число которых порой переходит все мыслимые и немыслимые границы. Куда проще нажать на кнопку и вывести на монитор неоплаченные требования, направленные плательщику больше двух месяцев назад, и пусть с должником уже разбираются сотрудники МВД.
Комментарии (0)
Оставить комментарий