Критерием для отнесения недвижимого имущества к объектам налогообложения является необходимость его учета на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктами 4, 5 ПБУ 6/01, пунктами 2, 3 методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, а также ПБУ 6/01, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
Кроме того, для объектов недвижимости вышеуказанными документами определены и некоторые особенности. В частности, пункт 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предписывает учитывать затраты на приобретение или сооружение объектов недвижимости в составе незавершенных капитальных вложений (на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы») до момента оформления документов, подтверждающих государственную регистрацию этих объектов в установленных законодательством случаях.
В то же время в соответствии с пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств допускается принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств фактически эксплуатируемые объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию.
Из вышеизложенного следует, что объект недвижимости, который введен в эксплуатацию, может быть зачислен в состав основных средств либо на дату подачи документов на государственную регистрацию прав, либо непосредственно на момент государственной регистрации.
Включение стоимости объекта недвижимости в базу по налогу на имущество осуществляется после принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, то есть после ввода в эксплуатацию и подачи документов на регистрацию прав собственности (письмо Минфина России от 6 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/35).
В силу того, что Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не устанавливает сроки подачи заявления на госрегистрацию прав собственности на недвижимость, то на практике возникают следующие ситуации.
Строительство объекта закончено и фактически введено в эксплуатацию. Но в течение длительного времени права на него не регистрируются. В результате, не соблюдаются все обязательные условия для перевода указанного объекта в состав основных средств.
Заметим, что норма о включении в объект налогообложения только тех объектов недвижимости, которые приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, применима, когда налогоплательщик выполняет свои обязанности добросовестно и в его действиях не просматривается преднамеренных действий по затягиванию подготовки и подачи документов на регистрацию прав собственности.
В случае, когда объект построен, введен в эксплуатацию, и у фирмы нет объективных причин, которые объясняют непредставление документов на государственную регистрацию, возникает определенный риск. Налоговые органы могут расценить такое бездействие налогоплательщика как уклонение от уплаты налога на имущество.
В связи с чем, произвести доначисление налога на имущество, посчитав его принятым к учету с того момента, когда объект был введен в эксплуатацию. Письмом ФНС России от 25 августа 2004 г. № ШС-14-21-121 территориальным налоговым органам даны указания в случаях, если фирма длительное время не регистрирует права на фактически эксплуатируемый объект недвижимости.
С таких налогоплательщиков взыскивают налог на имущество, а также привлекают их к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса. Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 июля 2006 г. по делу № Ф04-3365/2006 (23141-А27-40), от 10 мая 2006 г. по делу № Ф04-2395/2006 (22105-А27-37), а также постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 апреля 2006 г. по делу № А21-4858/2005-С1.
В основном изложенная выше позиция согласуется с мнением Минфина России (письмо Минфина России от 6 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/35, от 3 августа 2006 г. № 03-06-01-04/151).
Финансисты в своих разъяснениях указывают на отсутствие государственной регистрации в течение длительного времени. При этом ни в законодательстве, ни в официальных разъяснениях государственных органов не уточнено, что следует понимать под длительным периодом времени. Согласно пункту 4 статьи 376 Налогового кодекса, для расчета базы по налогу на имущество учитывается остаточная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, на 1 число каждого месяца налогового (отчетного) периода.
Из этого можно предположить, что подавать заявление на государственную регистрацию прав собственности на недвижимость организации надо в том же месяце, когда объект был введен в эксплуатацию. Заметим, что по разумным причинам отступление от этих временных рамок является допустимым. Например, если это обусловлено сроком, который требуется для сбора документов на госрегистрацию. В этом случае фирме следует документально подтвердить тот факт, что процесс сбора документов затянулся не по ее вине.
В каждом конкретном случае это могут быть различные документы: запросы к госорганам, а также их официальные ответы и т. д. В случае возникновения на этой почве разногласий с контролирующими органами, фирме придется защищать свою позицию в суде.
Комментарии (0)
Оставить комментарий