Для многих организаций расходы на рекламу составляют значительную часть затрат. Фирма вправе включить их в состав прочих расходов (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК). Для этого они должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и связанными с деятельностью по получению дохода.
В соответствии с Налоговым кодексом, все расходы на рекламу делятся на ненормируемые и нормируемые. Полностью в себестоимость организация может включить затраты на рекламу через СМИ; средства, потраченные на участие в выставках, ярмарках, экспозициях; на оформление витрин и демонстрационных залов; изготовление брошюр и каталогов; на уценку товаров, которые испортились во время экспонирования; на световую и другую наружную рекламу (п. 4 ст. 264 НК). Все остальные расходы на рекламу относятся к нормируемым. Для целей налогообложения при исчислении налога на прибыль они признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.
Чтобы правильно учесть нормируемые расходы на рекламные мероприятия, нужно определить размер выручки. При нормировании затрат на рекламу в расчет берут только доходы от реализации. При этом налог на добавленную стоимость, предъявленный покупателям, в составе выручки не учитывают (письмо Минфина от 20 февраля 2007 г. № 03-03-06/2/30). Напомним, что к выручке не относятся внереализационные доходы: дивиденды, проценты, полученные по договорам займа или кредита, безвозмездно полученное имущество, доходы от передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности фирмы.
По итогам отчетного периода по налогу на прибыль (квартала или месяца) бухгалтер определяет норму расходов и сравнивает ее с фактическими затратами, которые подлежат нормированию. Суммы в пределах нормы включаются в налоговую базу. Если затраты превышают норму, оставшуюся часть можно признать в следующем отчетном периоде – до конца налогового периода.
В феврале 2007 года ООО «Сармат» потратило на рекламу в специализированном еженедельном журнале 62 000 руб. (без НДС). В нем было объявлено о розыгрыше призов. Стоимость призов – 75 000 руб. (без НДС). Выручка от реализации за январь – март 2007 года составила 3 520 000 руб., за апрель – июнь 2007 года – 4 300 000 руб.
Так как налоговым периодом по НДС является месяц или квартал, а по налогу на прибыль – год, то у организаций может возникнуть проблема с вычетом по НДС. Рассмотрим довольно распространенную ситуацию. В начале года компания потратила крупную сумму на рекламу. Часть ее учли в текущем отчетном периоде, остаток списали в следующих. Поскольку выручка рассчитывается нарастающим итогом с начала года, вся сумма обычно укладывается в норматив.
Что происходит с входным НДС? В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса, налог можно принять к вычету, если выполнены следующие условия: товары оприходованы, приобретены для НДСоблагаемых операций, имеется счет-фактура от поставщика. Кроме того, в пункте 7 данной статьи говорится о том, что если расходы для исчисления налога на прибыль учитываются в пределах норм, то НДС по этим затратам также подлежит вычету в размере, соответствующем нормам.
Таким образом, часть налога принимают к вычету в том отчетном периоде, в котором были произведены расходы на рекламу. Суммы НДС, относящиеся к остатку, который оказался сверхнормативным и был списан в следующих отчетных периодах, принять к вычету нельзя. Об этом говорится в письме Минфина от 11 ноября 2004 г. № 03-04-11/201.
ООО «Гамма» в январе 2007 года оплатило услуги почты по безадресной рассылке рекламных каталогов. Сумма оплаты составила 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). Выручка за февраль равна 1 200 000 руб. (без НДС). ООО «Гамма» уплачивает НДС ежемесячно.
Предположим, что ООО «Гамма» платит НДС ежеквартально. Выручка за январь 2007 года составила 1 200 000 руб., за февраль – 1 500 000 руб., за март – 1 100 000 руб.
Как мы видим, в более выгодном положении при получении вычетов по НДС со сверхнормативных сумм нормируемых рекламных расходов оказываются компании, которые платят этот налог ежеквартально.
Комментарии (0)
Оставить комментарий