Согласно статье 390 Налогового кодекса база для расчета земельного налога представляет собой не что иное, как кадастровую стоимость участка, определяемую «в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации». В качестве последнего выступает Земельный кодекс, а также постановление правительства от 8 апреля 2000 года № 316, которое непосредственно утверждает Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Кроме того, при расчете налога не последнюю роль играет так называемая категория земель в зависимости от их целевого назначения.
Статьей 394 Налогового кодекса установлены две ставки налога на землю. Ставка 0,3 процента в отношении участков сельскохозяйственного назначения земель, занятых под строящийся или уже существующий жилищный фонд и соответствующие объекты инженерной инфраструктуры, а также предоставленных для личного подсобного хозяйства. Для всех прочих категорий земель установлена ставка 1,5 процента.
Казалось бы, все просто: кадастровая стоимость участка умножается на выбранную в зависимости от его назначения ставку налога, и ? данной суммы ежеквартально перечисляется в бюджет. Однако в этом вопросе тоже не обошлось без «вариаций на тему». Дело в том, что «параметры» земельного участка, с помощью которых рассчитывают налог, могут измениться и в середине года, в связи с чем возникает совершенно законный вопрос: как рассчитывать при этом сумму платежа?
Решению данного вопроса посвящено увидевшее недавно свет письмо Минфина от 12 октября 2007 года № 03-05-07-02/95. В нем чиновники рассмотрели ситуацию, в рамках которой в середине налогового периода произошло изменение вида разрешенного использования земли. Фактически же именно на классификации участка по целевому назначению, а также по виду его функционального использования основывается прежде всего и кадастровая оценка его стоимости.
Связав эти два параметра, чиновники обратили свое внимание на пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса. Согласно изложенной в нем норме база для исчисления земельного налога должна определяться на основании кадастровой стоимости участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Соответственно, делают вывод чиновники, даже если вид разрешенного к использованию земельного участка в течение года фактически изменился, то виртуально в целях исчисления налога он остается прежним и размер налоговой базы в течение года не меняется. Изменения учитываются при налогообложении только в следующем налоговом периоде.
Правда, справедливости ради надо сказать, что есть ситуации, когда пересчитать базу по земельному налогу все же придется. Например, это касается изменения кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января задним числом, что может произойти в результате технической ошибки или судебного решения. О возможности такого развития событий финансовое ведомство говорило примерно год назад в письме от 5 сентября 2006 г. № 03-06-02-02/120.
Кроме того, изменение налоговой базы возможно еще и в результате уменьшения или увеличения границ самого участка, например при межевании земель. Следует подчеркнуть, что в этом случае действует особый порядок. Формально старый участок прекращает существовать, а у налогоплательщика на тех же правах появляется новый надел (письмо Минфина от 2 ноября 2006 г. № 03-06-02-04/153).
В этом случае в силу вступают положения пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса. Согласно представленным в нем правилам сумма налога рассчитывается исходя из фактического периода времени, в течение которого налогоплательщик был собственником «старого» и «нового» участков с учетом специального коэффициента. Последний определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный участок находился в собственности, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если прекращение владения «старой» землей и возникновение новых прав свершилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то этот «спорный» месяц учитывается как полный при определении налоговой базы по новому участку. И, соответственно, если это произошло после 15-го числа, то лишний месяц включается в расчетный период по первоначальному участку.
И в заключение еще один немаловажный момент: пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка, хотя порядок применения комбинированных ставок Кодексом не установлен. Чтобы воспользоваться такой возможностью, организация должна обратиться в орган муниципального образования по месту нахождения принадлежащего ей земельного участка. Об этом говорится в письме финансового ведомства от 11 апреля 2007 года № 03-05-07-02/34.
Кто сможет применять пониженные тарифы по взносам с 2025 года
Как оформить документы, чтобы платить вознаграждение самозанятого третьему лицу
Исправление ошибок в первичке по правилам ФСБУ 27/2021
Три сервиса 1С:ИТС для ускорения вашей работы
Стандартный вычет по НДФЛ ветеранами боевых действий в 2024 году
Комментарии (0)
Оставить комментарий