Любому бухгалтеру известно, что непредставление на рассмотрение контролерам в установленный срок декларации по тому или иному налогу — серьезное нарушение законодательства о налогах и сборах, способное вызвать для фирмы самые тяжелые последствия. Разумеется, до этого стараются не доводить. Однако устранить на корню первопричину с помощью своевременного составления и подачи отчетности удается далеко не всегда. Речь идет о тех случаях, когда факт появления на свет новой формы налоговой декларации (или расчета по авансовым платежам) по каким-либо причинам остается без внимания бухгалтера. Вышеозначенные причины могут быть самыми разными: от невнимательности финансовых служб предприятия до, скажем так, несколько запоздалой публикации Минфином приказа об утверждении нового бланка. Разберемся, чем подобные ситуации грозят фирме.
Обратимся к Налоговому кодексу. Согласно пункту 3 статьи 80 все без исключения налогоплательщики должны подавать в инспекцию по месту своего учета соответствующие декларации по установленной форме на бумажном носителе или, в ряде случаев, в электронном виде. Следует ли из этого, что составленная не по форме декларация считается неподанной вовсе? Как правило, контролеры настаивают именно на таком варианте развития событий.
Санкции, предусмотренные за подобный «прокол», прописаны сразу в нескольких статьях Кодекса. Прежде всего, это хорошо известная всем статья 119 Кодекса, которая предполагает штраф в размере 5 процентов от суммы налога по сданной вовремя декларации за каждый месяц просрочки (причем не важно, полный или нет). Сумма штрафа может оказаться довольно значительной, и это несмотря на то, что речь идет о случаях «отсутствия признаков налогового правонарушения».
Причем это далеко не самое страшное из того, что может случиться с фирмой в подобной ситуации. В условиях современных реалий гораздо более весомый удар компания может получить, если окажется заблокированным ее банковский счет. Возможность таким образом «подпортить жизнь» бизнесменам налоговикам дает содержание статьи 76 Налогового кодекса. В пункте 3 указанной статьи говорится, что по истечении 10 дней с установленной отчетной даты руководитель инспекции или его заместитель может принять решение о «замораживании» операций по счетам фирмы, не подавшей декларацию. Причем, как показывает практика, эта процедура проводится буквально молниеносно — соответствующее решение передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. А вот обратная процедура, несмотря на ее кажущуюся простоту, может занять гораздо больше времени, так как предполагает вручение под расписку соответствующей бумаги представителю банка должностным лицом из инспекции (п. 4 ст. 76 НК). Довольно часто контролеры выбирают именно этот, несколько растянутый, способ вместо предусмотренного в том же пункте электронного уведомления.
Однако не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Достаточно жесткую позицию налоговиков по данному вопросу понять можно — на кону внушительные суммы штрафных санкций. Судьи же аппетиты инспекторов не разделяют, практически единогласно утверждая, что статья 119 Налогового кодекса предполагает ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный срок, но не предусматривает штрафы за представление отчета по неустановленной или старой форме.
Соответственно, если организация своевременно направила налоговую декларацию по какому-либо налогу, пусть даже и по устаревшей форме, состав правонарушения в ее действиях отсутствует, а оснований для взыскания штрафа нет.
Примеры подобных арбитражных решений многочисленны и разнообразны: постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17 октября 2005 г. № А29-3846/2005а, ФАС Северо-Западного округа от 6 апреля 2005 г. № Ф04-1990/2005(10068-А27-23), от 16 ноября 2004 г. № А56-18597/04, от 2 ноября 2004 г. № А56-18734/04, и сравнительно недавнее постановление ФАС Центрального округа от 9 апреля 2007 г. № А64-5471/06-11.
Так что если такая неприятность все же произошла с фирмой, отчаиваться рано. Другое дело, что судебного разбирательства избежать не удастся, поэтому фирме следует к нему быть готовой.
И напоследок пару слов еще об одной спорной ситуации. Допустим, фирма отчиталась по старой форме декларации, после чего Минфин выпустил приказ об утверждении нового бланка, с оговоркой, что применять его необходимо с отчетности за прошедший период. Следует ли организации в данной ситуации составлять отчет по новой форме, или можно ограничиться тем, что старый бланк налоговая инспекция уже приняла?
Ответ на этот вопрос дала Федеральная налоговая служба уже почти три года назад в своем в письме ФНС от 11 февраля 2005 года № ММ-6-01/119@. Этот документ представляет собой фактически инструкцию, адресованную нижестоящим инспекциям, по их действиям в подобных ситуациях. Так, инспекция не вправе отказать компании в принятии декларации при представлении ее по форме, действующей на дату такого представления. Если же после того, как ИФНС приняла декларацию, утверждается ее новая форма или в действующую форму вносятся изменения, повторного представления этой декларации по вновь утвержденной форме от организации не требуется.
Кто сможет применять пониженные тарифы по взносам с 2025 года
Как оформить документы, чтобы платить вознаграждение самозанятого третьему лицу
Исправление ошибок в первичке по правилам ФСБУ 27/2021
Три сервиса 1С:ИТС для ускорения вашей работы
Стандартный вычет по НДФЛ ветеранами боевых действий в 2024 году
Комментарии (0)
Оставить комментарий