Профессия бухгалтера требует внимательности и скрупулезности даже в мелочах. У многих работников учета вошло в привычку даже подписи ставить абсолютно идентичные — чего не скажешь об их коллегах. Человеку, особенно не обладающему каллиграфическим почерком, обычно не свойственно умение расписываться одинаково. Если же роспись размашистая, то это становится и вовсе невозможным. Такая небрежность простительна, когда речь идет о личных документах, однако подпись генерального директора на платежных поручениях — вещь куда более важная и значимая. Здесь многое зависит от придирчивости и дотошности операциониста, который будет принимать документ.
С каким же образцом сравнивается подпись? Согласно Инструкции от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» при открытии счета оформляется банковская карточка, содержащая образцы подписей и оттиска печатей компании. Данный документ заполняется с применением пишущей или электронно-вычислительной машины шрифтом черного цвета либо ручкой с чернилами черного, синего или фиолетового цвета. А вот применение факсимильной подписи для заполнения полей карточки не допускается.
Требования представителей банковских структур вполне оправданны, ведь они несут ответственность за достоверность подписей в платежных документах.
Затронутая нами ситуация обычно складывается следующим образом. Когда-то давным-давно генеральный директор, заполняя банковскую карту, оставил на ней свой автограф, но потом привычка взяла свое, и подпись со временем изменилась очень существенно. Человек он занятой, и за день подписывает, как правило, немало бумаг, ставя роспись уже машинально. Но если к документам о сделках никто особенно придираться не будет, то в банке подобное может не пройти. А страдает от этого в первую очередь главный бухгалтер. По словам одной из наших читательниц — Елены Сильченковой, бухгалтера крупной компании по продаже цифровой техники — она постоянно сталкивается с одной и той же проблемой при отправке платежек. Дело в том, что генеральный директор при оформлении банковской карточки расписался очень старательно, почти каллиграфическим почерком, а вот при подписании платежек он уже не склонен себя утруждать. Сотрудники банка, сравнивая подпись в карточке с подписью на документе, не находят между ними ничего общего, как будто расписались два разных человека. Руководство в ответ на ее претензии сетует на занудство банкиров, хотя Елена Николаевна сама прекрасно видит, что подписи абсолютно разные. Как же поступить бухгалтеру в таком случае? Особенно если платеж срочный — например, налоги или аренда?
В такой ситуации не остается ничего другого, как вновь идти «на ковер» к гендиректору с просьбой подписать платежку еще раз. Кстати, сознательный руководитель обязательно потребует от бухгалтера уничтожить старое поручение, которое не принял банк, чтобы не допустить повторного перевода средств. Ведь в другой день у другого операциониста претензий к подписи может и не возникнуть, а, значит, деньги будут переведены дважды.
Сами же сотрудники банков настаивают на переоформлении карточки с образцами, ведь подобные проблемы отнимают время не только у самих плательщиков, но и у банковских клерков, принимающих платежи.
Щепетильность сотрудников банка призвана защитить денежные средства клиентов от противоправных махинаций.
Требования представителей банковских структур вполне оправданны, ведь они несут ответственность за достоверность подписей в платежных документах. Практика насчитывает немало случаев, когда деньги «уплывали» с расчетного счета организации по платежным поручениям с поддельной подписью. А компании, пострадавшей от невнимательности банковских служащих, оставалось только подавать в суд. Зачастую, справедливость берет верх, и банку приходится компенсировать потери своего клиента. Именно поэтому излишняя щепетильность и требовательность сотрудников банка является дополнительным способом защиты денежных средств клиентов от противоправных махинаций.
Но что же делать главному бухгалтеру, если документ нужен срочно, а операционист придирается к подписи? Еще одна наша читательница, бухгалтер крупной торговой компании Наталья Плахина, рассказала, какой выход из подобной ситуации удалось найти лично ей. «У меня есть образец подписи генерального директора — он расписывался на банковской карте. Теперь на платежных поручениях я почти всегда расписываюсь за него сама. Дело это вполне обычное, и, полагаю, я не единственная, кто нашел подобный выход из положения. Зачастую проще сделать это самой, глядя на образец, нежели требовать от директора повторной росписи. Он об этом знает и доверяет мне полностью, а операционисты еще ни разу не придрались».
Такой вариант является очень распространенным, однако он, положа руку на сердце, не совсем законен. Ведь уголовного преследования за подделку подписи у нас еще никто не отменял. А профессиональная жизнь бухгалтера и без этого достаточно напряженная.
Право первой подписи принадлежит руководителю юридического лица или иным лицам, которые располагают им на основании доверенности. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру.
В конечном итоге получается замкнутый круг. С одной стороны, бдительность банковских операционистов необходима компании, чтобы не потерять деньги из-за проделок мошенников, но с другой, она оборачивается лишней головной болью для работников учета. Из этой ситуации, впрочем, есть подходящий выход — сделать ксерокопии банковской карты, которые постоянно будут у генерального директора при себе. Подписывая же платежные поручения, он должен быть предельно аккуратен, отдавая себе отчет в том, что банк бдительно заботится о компании, а не просто придирается впустую.
Впрочем, поступить можно и по-другому, о чем рассказала нам наша подписчица, бухгалтер из Москвы Екатерина Денисова: «Мы постоянно проводим платежки через один и тот же банк, который находится в том же здании, что и наш офис. Старшая операционистка прекрасно знает и меня, и генерального директора нашей фирмы. Даже если подпись на платежке несколько отличается от представленной на банковской карте, она не придирается никогда. Ей хорошо известно, что я не принесу документы от чужого человека». К сожалению, такие случаи единичны. Так что если вам удалось наладить дружеские отношения со своим операционистом, то считайте, что вам повезло. Одной проблемой меньше.
Регистрационный номер страхователя в СФР: что означает и как узнать новый
Надуманные проблемы УСН-фирм, освобожденных от НДС с 2025 года
Чем отличаются права и обязанности сторон по разным договорам на транспортировку грузов
Что еще изменят в законодательстве до конца 2024 года
Срок для использования накопленных отгулов сократят с 2025 года
Комментарии (0)
Оставить комментарий