Статьей 14 Налогового кодекса транспортный налог отнесен к региональным. Это означает, что он устанавливается и вводится в действие не только Кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего региона. Плательщиками налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно статье 358 Кодекса. При этом налоговая база в отношении машин, имеющих двигатели, определяется как мощность оного. Пунктом 1 статьи 359 НК предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются региональными властями в зависимости от мощности двигателя, а также его категории. Именно здесь и начинаются вопросы.
Согласно положениям статьи 358 Кодекса в качестве категорий транспортных средств, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, поименованы, в частности, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Однако по техпаспорту, который составляется на каждую машину, категорий может быть всего пять — A, B, C, D и прицеп. Тем не менее в паспорте есть и еще одна строка — «Наименование (тип ТС)», в которой указывается точная характеристика транспортного средства, например, «легковой», «автобус», «грузовой» и т. д.
В результате нередки ситуации, когда в техпаспорте может быть указано: «Категория ТС: «В», тип ТС: «грузовой» (или «автобус», или даже «специальный»). И хотя категория «В» установлена для легковых автомобилей, однако сюда, к примеру, попадают и малые грузовые авто массой до 3,5 тонн. Вот эта «грузопринадлежность», как правило, и «всплывает» в типе ТС. Конечно, налогоплательщикам выгоднее проигнорировать второе определение и платить налог по ставке, предусмотренной для легкового автомобиля. Однако ревизоры в подобной ситуации, несмотря на указанную в техпаспорте категорию «В», требуют платить налог как за грузовое авто.
Между тем из буквального прочтения статьи 361 Налогового кодекса, которая регулирует расчет транспортного налога, абсолютно не следует, что ставку необходимо определять с учетом типа машины. Более того, Налоговый кодекс вообще не содержит ссылок на порядок определения категории автомобиля. Согласно Методическим рекомендациям тех же налоговиков по применению главы 28 «Транспортный налог», утвержденным приказом МНС от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177, руководствоваться в данном случае нужно следующими документами. Во-первых, принять во внимание необходимо Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — Общероссийский классификатор). Во-вторых, следует учитывать нормы Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г., далее — Конвенция), ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII. На практике же инспекторы нередко «приплетают» также и Отраслевую нормаль ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» (далее — Отраслевая нормаль). При этом на деле налоговики в каждом конкретном случае ссылаются на «удобный» в данный момент документ.
К сожалению, нет единой позиции по данному вопросу и у судей. Арбитры могут как освободить фирму от уплаты доначисленного инспекцией налога, довольствуясь ссылкой на категорию «В» (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13 июня 2007 г. № Ф04-4154/2006(35097-А81-26), от 4 апреля 2007 г. по делу № Ф04-1859/2007(32961-А75-15), так и отказаться признать подобное решение налоговиков недействительным (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 апреля 2006 г. по делу № А29-3981/2005а). В одном случае, когда данных техпаспорта недостаточно, судьи признают правомерным применение Общероссийского классификатора (постановление ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф09-10585/07-С3, от 24 июля 2007 г. № Ф09-5697/07-С3). В другом — отмечают, что данный нормативный акт регулирует иные правовые отношения, не связанные с налогообложением (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2006 г. по делу № А10-1939/06-Ф02-5462/06-С1). Аналогичная ситуация складывается и вокруг Отраслевой нормали. Так что при обращении в суд быть полностью уверенным в исходе судебного разбирательства нельзя.
Не так давно разобраться в этой ситуации по просьбе налоговиков взялся Минфин. Так, в письме от 17 января 2007 г. № 03-05-04-01/1 представители Минфина прежде всего отметили, что в целях администрирования транспортного налога сведения об автомобилях и их владельцах налоговики получают непосредственно от ведомства, осуществляющего госрегистрацию транспорта (ст. 362 НК). Эти данные направляются ревизорам по форме, предусматривающей два показателя — «Тип ТС» и «Назначение (категория) ТС», которые, в свою очередь, заполняются в соответствии с техпаспортом автомобиля (форма утверждена приказом ФНС от 17 сентября 2007 г. № ММ-3-09/536@).
При этом в техпаспорте транспортного средства, указывают финансисты, в строке 4 «Категория ТС» прописывается категория машины, которая соответствует классификации авто, установленной Конвенцией, — A, B, C, D и прицеп (Положение о паспортах транспортных средств, утвержденное приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвтиия № 134 от 23 июня 2005 г., далее — Положение). Россия является договаривающейся стороной по Конвенции, а следовательно, российские правовые акты в сфере дорожного движения должны учитывать положения этого документа, признают специалисты Минфина. Однако, по их мнению, данного нормативного акта явно недостаточно. К примеру, указывают они, согласно Приложению 3 к вышеупомянутому Положению в категорию ТС «В» по классификации Конвенции включены механические авто для перевозки пассажиров, которые имеют не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя). Вместе с тем, подчеркивают специалисты Минфина, к этому классу причислены и машины для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн. Следовательно, резюмируют представители главного финансового ведомства, указание в паспорте категории «В» не может свидетельствовать, каким является автомобиль — легковым или грузовым.
В то же время, добавляют специалисты Минфина, техпаспорт должен подтверждать наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта от 1 апреля 1998 г. № 19). Именно для этого и предназначена строка 3 «Наименование (тип ТС)». Здесь указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. Аналогичным образом, указывают финансисты, в строке 2 техпаспорта прописывается условное (буквами и цифрами) обозначение модели машины в соответствии с Отраслевой нормалью. Вторая цифра такого обозначения также определяет тип ТС. Например, «1» — легковой автомобиль, «7» — фургоны и т. д.
В связи с этим, наставляет Минфин младших коллег, категория транспорта в целях налогообложения должна определяться на основании представленных регистрирующим ведомством сведений, исходя как из категории, так и из вида автомобиля, в соответствии с Одобрением типа ТС. Если же в паспорте отсутствует указание на тип машины или возникли разногласия с налогоплательщиками, инспекторам следует по данному вопросу обращаться в компетентные ведомства и организации. То есть в те учреждения, которые уполномочены выдавать техпаспорта согласно пункту 2 постановления Совета Министров — постановления правительства России от 18 мая 1993 г. № 477. Вопрос в том, какими документами будут руководствоваться они.
Комментарии (0)
Оставить комментарий