«Фитнес-тренировка» для бухгалтера

«Фитнес-тренировка» для бухгалтера

29.02.2008   |   0Оставить комментарий
Здоровый образ жизни в последнее время становится все более популярным. В связи с этим повсеместно открываются разнообразные фитнес-клубы. Как бухгалтеру не заблудиться в «здоровом» учете — читайте в нашем материале.

Основные трудности связаны не с размером фитнес-клуба, а с разнообразием его номенклатуры доходов и расходов. Традиционными услугами, приносящими доходы фитнес-центру, являются:

  • продажа членских карт;
  • дополнительные спортивные услуги;
  • услуги SPA;
  • реализация спортивных товаров;
  • услуги фито-бара;
  • работа бань и саун;
  • прочие доходы.

К тому же порой необходимым становится совмещение двух режимов налогообложения. Рассмотрим по порядку особенности учета для «фитнес-бухгалтера».

это важно

Для принятия наличных за оплату услуг фитнес-клуба через менеджеров лучше всего использовать договор поручения.

Тонкости «фитнес-учета»

Значительной частью потребителей этих услуг в фитнес-центрах являются физические лица, которые покупают их ради себя самих. А значит, это бытовые услуги, розничная торговля и общепит. И следовательно, они должны быть переведены на ЕНВД. Для остальной деятельности можно выбрать основную или упрощенную систему налогообложения (для последней должны соблюдаться условия, перечисленные в ст. 346.12 НК РФ).

Помимо этого наиболее крупные фитнес-клубы расширяют свой ассортимент, осваивая медицинские услуги (сначала клиенту ставится диагноз, а потом прописываются наиболее предпочтительные виды спорта) и образовательные (обучение инструкторов фитнес-профессиям). На эти виды деятельности необходимо получать лицензии в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации».

Соответственно бухгалтеру фитнес-клуба придется уделить особое внимание учету таких активов. Например, в этой сфере возникает вопрос: как отразить затраты на получение лицензии, если услуги, оговоренные в ней, предоставляются сезонно или периодически. Например, обучение фитнес-тренеров может происходить нерегулярно, а лишь после проведения соответствующей международной конвенции. В российском учете (в отличие от международного, где очень широко используется понятие консервации) расходы на получение лицензии можно разделить и учитывать ежемесячно либо же по количеству периодов обучения. Главное, нужно прописать это в учетной политике.

У некоторых организаций остается еще выбор между методом начисления и кассовым методом. На наш взгляд, наиболее предпочтительным для фитнес-клубов является метод начисления, потому что основной статьей доходов является реализация клубных карт, действующих чаще всего в течение года. Причем с целью привлечения и удержания большего числа клиентов руководство зачастую позволяет оплачивать такие карты не единовременным платежом. В другом же случае карта приобретает дисконтный характер. К примеру, если клиент купил карту на посещение тренажерного зала, то он может неограниченно пользоваться такими услугами. И если он с этой же картой пойдет в бассейн, то ему придется заплатить лишь 70 процентов от стоимости занятия в аквазоне.

При этом в бухгалтерском учете обязательно будет использоваться счет «Доходы будущих периодов» для учета выручки от реализации карты и счет «Расходы будущих периодов» для учета расходов, связанных с будущим предоставлением услуг.

Учет описанных выше нюансов при кассовом методе может доставить лишние хлопоты бухгалтеру. Но стоит помнить, что метод начисления несовместим с «упрощенкой».

Упражнения со скидкой

В связи с тем что учет скидок напрямую зависит от момента их предоставления, если скидка предоставляется одномоментно с продажей или продавец заранее знает о том, что есть условия, когда он может дать дисконт, то в его учете должны быть сделаны примерные проводки:

Дебет 62 Кредит 90.1
— отражена выручка от продажи товаров с учетом скидки;

Дебет 90.3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС с выручки.

В соответствии с подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса сумму скидки относят на внереализационные расходы.

Если же скидки предоставляются после продажи, то проводки будут выглядеть следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90.1
— отражена выручка от продажи товара;

Дебет 90.3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС с выручки.

Затем:

Дебет 51 Кредит 62
— получена оплата от покупателя с учетом скидки;

Дебет 62 Кредит 90.1
— сторнирована выручка на сумму предоставленной скидки;

Дебет 90.3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— сторнирован НДС, приходящийся на сумму скидки.

При этом налоговые инспекторы зачастую возражают против применения сторно в таких случаях, ссылаясь на статью 167 Налогового кодекса: «Моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7–11, 13–15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав».

Соответственно день предоставления скидки «постфактум» не попадает ни в одну из этих дат, а значит, корректировать НДС, по мнению фискалов, нельзя.

Учитывать скидки с начала 2006 года, как уже было сказано, нужно в составе внереализационных расходов. Но здесь свои ограничения ставит Минфин. Из писем финансового ведомства от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/411, от 28 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/462, от 14 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/354 следует, что для учета скидки в составе внереализационных расходов отчетного периода продавец должен ее предоставить (выплатить), не меняя цену реализации.

А если уменьшается цена по договору (из-за предоставления скидки), то нужно внести изменения и подать «уточненки». Но это утверждение противоречит статьям 54 и 265 Налогового кодекса и определению Верховного Суда РФ от 23 марта 2005 г. № 33-Г05-3.

Наличный фитнес

Сложный вопрос встает перед бухгалтером фитнес-клуба при организации приема наличности. Очевидно, что при оказании определенных услуг клуб может использовать бланки строгой отчетности. Правительство должно будет утвердить (или не утвердить) новые БСО для разных отраслей хозяйства уже к середине 2008 года. Право же инициативы при разработке новых бланков имеют отраслевые ассоциации и другие НКО в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171. В числе фитнес-клубов таких организаций сегодня достаточно много, и еще есть время для внесения соответствующих предложений.

Хотя можно выбрать и самый дорогостоящий вариант — поставить ККМ. Но в некоторых клубах существует достаточно разветвленная сеть менеджеров по продажам, которые посещают клиентов ради удобства последних же на их территории и оформляют там всю договорную документацию. Как быть, если клиент решит оплачивать услуги наличными? Снабдить каждого менеджера переносной ККМ? Во-первых, это накладно, во-вторых, увеличит объем работы в учете еще и такой контрольно-кассовой техники. Потому наиболее предпочтительным может стать договор поручения, заключаемый между таким менеджером и клиентом: одно физическое лицо поручает другому пойти и оплатить за него услуги фитнес-клуба через банк.

Обучающий момент

Рассмотрим поступления от образовательной деятельности в фитнес-клубе.

Во-первых, устав организации должен содержать пункт о ведении образовательной деятельности. Но этот нюанс «всплывет» еще при получении лицензии.

Во-вторых, как просчитать доходную и расходную часть такой деятельности?

Плата за обучение желающих должна включать как минимум себестоимость и определенный процент прибыли клуба. Если собственное вознаграждение можно рассчитать, соизмерив желание и условия рынка, то как определить себестоимость?

Например, в клубе проходит обучение инструкторов аквааэробики. В течение нескольких часов инструкторы вместе с клиентами участвуют в тренировках в бассейне, которые проводит старший инструктор-преподаватель. Можно делить заработную плату инструктора-преподавателя, расходы на оснащение и содержание бассейна, на приобретение необходимого оборудования пропорционально между количеством клиентов и количеством учащихся. Но этот процесс достаточно трудоемкий, кроме того, получается, что нужно повторить работу уже проделанную ранее — ведь себестоимость абонемента для клиентов была просчитана.

Если же в фитнес-клубе происходит обучение собственных инструкторов в целях повышения их квалификации и, естественно, качества оказываемых услуг, то связанные с этим затраты должны быть отнесены в счет учета общепроизводственных расходов, потому что услуги фитнеса составляют основное производство профильного клуба.

Нужно не забыть удерживать с доходов своих обучаемых работников НДФЛ, потому что они получают доход в натуральной форме (подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).

И в трудовом договоре должны быть прописаны специальные обязанности, возникающие у инструктора в случае прохождения обучения в данном клубе. Потому что если сразу после завершения обучения сотрудник уволится, то может быть не только больно за фактически бесцельно потраченные ресурсы, но и у налоговых инспекторов будет основание признать такие расходы на обучение как не имеющие экономического смысла и доначислить налог на прибыль, пени и штрафы.

внимание

В учетной политике логично будет прописать, что стоимость оплаты за обучение равна стоимости абонемента, скорректированной на установленный коэффициент «за образование».

Расходная часть

Среди основных расходов фитнес-клуба можно выделить:

  • аренда здания или содержание собственного;
  • коммунальные услуги;
  • приобретение необходимого оборудования и материалов (тренажеры, инструменты, массажеры, аксессуары и специальная мебель);
  • оплата труда;
  • хозяйственные нужды;
  • прочие расходы;
  • услуги сторонних организаций (санитарных служб и т. п.).

Значительную часть затрат может составить участие представителей фитнес-клуба в международных конференциях, включение в профильные ассоциации и прочее. Но такие расходы должны положительно сказаться на имидже клуба, а значит, косвенно ведут к увеличению клиентов и поэтому имеют экономический смысл. Как же их учесть? В большинстве случаев в обмен на оплату выдаются сертификаты, свидетельства и другие документы, в которых прописан их срок действия. Потому в учете вполне возможно в обычном порядке признать нематериальный актив и амортизировать его в установленный срок, не забыв при этом оформить всю приходную документацию.

это важно

«Фитнес-бухгалтеру» необходимо акцентировать свое внимание на учете бартерных сделок.

Зуб за зуб

Но при этом фитнес-клубы имеют достаточно мест, которые могут быть использованы под размещение рекламы, здесь чаще всего не торопятся говорить о себе по двум причинам. Во-первых, само наличие клуба служит ему рекламой. Во-вторых, реклама рассчитана на привлечение новой клиентуры. Нет смысла агитировать человека за посещение бассейна, если он там уже плавает.

Потому места под рекламу могут быть проданы или... обменены. Помимо этого предметом бартера могут служить и фитнес-услуги — основной «товар» клуба. Официальным документом, определяющим порядок учета товарообменных операций, является письмо Минфина России от 30 октября 1992 г. № 16-05/4 «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций, или операций, осуществляемых на бартерной основе».

Есть два способа учета обменных сделок. Только при их правильном толковании можно не ошибиться в оформлении проводок. Итак, представим небольшую шпаргалку для бартерных операций.

1-й вариант. Доходы признаются по оплате, право собственности переходит в момент отгрузки:

Дебет 002
— получены услуги (оприходованы товары);

Дебет 62 Кредит 90
— оказаны услуги (продан товар);

Дебет 90 Кредит 68
— начислен НДС на реализованные услуги (товары);

Дебет 90 Кредит 43
— списана себестоимость оказанных услуг (проданной продукции);

Дебет 90 Кредит 44
— списаны расходы на продажу;

Дебет 10, 41 и др. Кредит 60
— оприходован товар, подписан акт о выполнении услуг;

Дебет 19 Кредит 60
— отражена сумма НДС по услугам (товарам);

Дебет 60 Кредит 62
— осуществлен зачет по товарообменным операциям;

Дебет 69 Кредит 19
— зачтена сумма НДС по полученным услугам (товарам);

Дебет 90 Кредит 99
— выявлен финансовый результат.

2-й вариант. Доходы признаются по отгрузке, право собственности переходит в соответствии с Гражданским кодексом в момент исполнения сторонами обязательств по договору:

Дебет 45 Кредит 43
— отгружена продукция (оказаны услуги);

Дебет 10, 41 и др. Кредит 60
— получены услуги (поступили товары);

Дебет 19 Кредит 60
— отражена сумма НДС по оказанным услугам (поступившим товарам);

Дебет 62 Кредит 90
— отражен момент перехода права собственности на отгруженную продукцию;

Дебет 90 Кредит 68
— начислен НДС по оказанным услугам (проданной продукции);

Дебет 90 Кредит 45
— списана себестоимость оказанных услуг (отгруженной продукции);

Дебет 90 Кредит 44
— списаны расходы на продажу;

Дебет 60 Кредит 62
— осуществлен зачет по обмениваемым услугам (товарам);

Дебет 68 Кредит 19
— зачтена сумма НДС по полученным услугам (поступившим товарам);

Дебет 68 Кредит 51
— перечислена сумма НДС по реализованным услугам (продукции);

Дебет 90 Кредит 99
— выявлен финансовый результат по операциям мены.

О. Попова, налоговый консультант

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
26375 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.