Если «на носу» командировка

Если «на носу» командировка

26.03.2008   |   0Оставить комментарий
Какими документами следует оформлять направление работника в командировку? Можно ли учесть командировочные расходы при налогообложении прибыли, если по каким-либо причинам командировочное удостоверение не оформлялось? Что подтвердит производственный характер командировки? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Оформлять определенный пакет документов, подтверждающих направление сотрудника в командировку, необходимо по нескольким причинам.

Во-первых, документы нужны для подтверждения производственного характера затрат и списания потраченных сумм в расходы при расчете налога на прибыль.

Во-вторых — чтобы иметь возможность компенсировать сотруднику определенные суммы, потраченные им на проезд, питание, проживание и т. д., и при этом не облагать эти суммы налогом на доходы физических лиц.

Из двух зол не выбирают

Итак, основными документами для подтверждения производственного характера командировки служат приказ о направлении сотрудника в командировку (форма № Т-9) и командировочное удостоверение (форма № Т-10). Такое правило предусмотрено пунктом 2 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее — Инструкция № 62). Унифицированные формы указанных документов утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Обращаем ваше внимание на следующий нюанс: в настоящее время контролирующие органы настаивают на необходимости оформления в качестве обязательного документа именно командировочного удостоверения, а не приказа (письма Минфина России от 23 мая 2007 г. № 03-03-06/2/89, от 7 ноября 2007 г. № 03-03-06/2/206).

Отметим, что ранее Минфин был более лоялен к налогоплательщикам и в своих разъяснениях разрешал использовать только один документ: или приказ, или удостоверение (письма Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/2/90, от 6 декабря 2002 г. № 16-00-16/158).

Судебная практика по этому вопросу складывается в пользу компаний (постановления ФАС Уральского округа от 4 мая 2007 г. по делу № Ф09-3119/07-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 7 мая 2007 г. по делу № Ф04-2644/2007(33834-А45-14)).

Помимо вышеперечисленных документов производственный характер подтвердит служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Отсутствие результата — тоже результат

Еще одним камнем преткновения являются расходы на командировку при исчислении налога на прибыль и нежелание контролеров их признавать при отсутствии подписанного по итогам поездки соглашения. Налоговики с упорством пытаются увязать командировку и обязательное подтверждение ее производственного характера в виде заключенного договора.

Проиллюстрировать это утверждение можно постановлениями ФАС Московского округа от 17 сентября 2003 г. по делу № КА-А40/6781-03, ФАС Северо-Западного округа от 26 декабря 2005 г. по делу № А44-2051/2005-9. Судьи указывают, что наличие приказа о направлении в командировку уже свидетельствует о производственной необходимости понесенных затрат. И поэтому не принимать суммы, потраченные организацией на поездку, неправомерно.

это важно

Напоминаем, что с 1 января 2008 года нормы суточных за каждый день для целей налогообложения НДФЛ составляют не более 700 рублей при поездках по территории России и не более 2500 рублей при загранкомандировках.

Подотчетные суммы

Как известно, при направлении сотрудника в командировку ему выдаются определенные средства, за которые он по приезде должен будет отчитаться. Авансовый отчет сотрудник должен сдать в бухгалтерию в течение трех дней после возвращения (форма № АО-1 утверждена постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55). Этот срок установлен абзацем 3 пункта 11 порядка ведения кассовых операций (утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40).

К авансовому отчету работник прикладывает командировочное удостоверение и расходные документы (билеты, чеки, счет гостиницы и прочее). Такое правило предусмотрено пунктом 19 Инструкции № 62.

А теперь скажем о самых основных командировочных расходах и конкретных документах, их подтверждающих. Для начала остановимся на расходах на проезд. Если сотрудник направлен в командировку на поезде или самолете, он должен представить билет. При поездке на машине, принадлежащей компании, обычно оформляется путевой лист.

Как правило, командированные проживают в гостинице. Расходы на проживание подтвердит счет гостиницы по форме № 3-Г (утверждена приказом Минфина России от 13 декабря 1993 г. № 121). Если ваша организация арендует квартиру для сотрудников у физического лица, то для списания затрат нужен будет договор аренды (найма) и расписка собственника помещения в получении средств.

Помимо основных, конечно же, существует масса дополнительных расходов и определенная позиция контролирующих органов по поводу правомерности их учета при налогообложении.

Е. Антипова, налоговый эксперт

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
3994 просмотра Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.